Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47030

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Упомянупые выше черта не опиосяпся к общим Было бы абсурдом пытться сравнивать всех (или большую част) людей по шкале, созданной для измерения своеобразной демонстративной утонченности франта Бруммеля или сексуальной жестокости маркиза де Сада Уже сам факщ чтз мы сейчас используем эти характгристлки, демонсприруетпо, чтз мы отделили их отиндивидуальных образов, спремясь приложит их к другим индивидам, котзрым они могутподойпи Слова обобщают Даже говоря «этзтмальчик», мы указываем на особенное посредстзом двух абспракт ных слов Только имя собстзенное — например, Франклин Рузвельт— приближается к обозначению личности как единстзенного на свет уникального события
Уникальность личностных лиспозииии
Мы вновь приходим к утверждению, котзрое пак шокируетнауку Франклин Рузвельтбыл единспвенным на сеет уникальным историческим собыпием, и неве-рояпио сложная организация его психических процессов и нервной систгмы была
390 Структура и развитие личности
гткжЕ уникальной Иначе и нельзя рассмапривапъ индивидуальный характгр его наел едет ен но спи и индивидуальный харакпер его жизненного опыпп — все, чтз разъяснено в главе 1 Даже подсиспемы его личноспи были в конечном счепе уникальными Сгюлкнувшись с этой неопровержимой логикой, один разгневанный психолог воскликнул «Я думаю, бессмысленно говорипъ о там, чтз никакие два человека не об-ладаютодной и пой же черпай Я имею в виду, конечно, чтз этз испина, но этз одна из пех испин, с котзрыми нельзя согласипъся» Мы опвепим к несчаспъю, этз пи испина, с котзрой исследование личноспи должно согласипъся, какие бы большие осложнения этз ни создавало
Чтзбы опделипъ эпу проблему отпроблемы общих черщ мы будем использовапъ различные пермины Умеспно говорипъ об индивидуальных (или личностных) чертях в оппичие отобщих черщ поскольку еспъ сходспво между эпими двумя поняпиями (например, обе касаюпея комплексного уровня организации) Тем не менее, для яснос-пи, мы будем называпъ индивидуальную спрукпурную единицу не чертзй, а личностной диспозицией (и будем время отвремени использовапъ аббревиапуру ЛД)1
Большая часпъ тзго, чтз мы говорили об общих черпах, применима ппкжв и к личноспным диспозициям Те и другие являютгя широкими (обобщенными) детгр-минирующими тенденциями, те и другие одинаково оппичаюпея отпривычек, успа-новок и пипов, тг и другие опносятгя к уровню анализа, наиболее удобному для исследования личноспи, сущестзование пех и других выводится из наличия дейспвий, обладающих «функциональной эквиваленпноспъю»
Но еспъ и оппичия Нетсмысла говорипъ о «нормальном распределении» ЛД, поскольку каждая из них уникальна для одного человека Названия чертлучше подходят общим черпам, чем личноспным диспозициям (Обычно для обозначения ЛД пребуепся несколько слов, например, когда мы говорим «Маленькая Сьюзан обладает своеобразным, присущим тзлько ей превожным стремлением приносить пользу» или «Он сделает чтз-нибудь для вас тзлько в пом случае, если этз не попребуетот него никаких усилий»)
Мы упверждаем, чтз ЛД (если она верно определена) тзчно опражаетличност ную спрукпуру, тзгда как общие черпы представляют собой категории, под котзрые индивида подгоняют
1 ДрУгое приходящее на память возможное обозначение для структурной единицы — морфоге-нетическая черта Этот термин уместен применительно к единице, которая сохраняет «форму» личностной структуры и помогает поддерживать эту форму в течение значительных периодов времени
Морфогенетика — это (относительно заброшенная) ветвь биологии, пытающаяся объяснить паттерны, свойственные организму как целому, обнаружить основные элементы, общие для всей жизни Молекулярная биология продемонстрировала, что эти конечные единицы (описываемые на языке нуклеиновых кислот, протеинов, генетических принципов) замечательно сходны у всех организмов какой бы то ни было формы Конечно, это открытие делает более насущным (а не менее насущным) отыскание сил, ответственных за структурное единство индивидуальных организмов Аналогия с психологией здесь почти полная С аналитическим усердием мы искали однотипные структурные единицы всех личностей (общие черты, потребности, факторы и т д ), но утратили на этом пути видение внутреннего морфогенетического структурообразования
Еще одно полезное предположение вытекает из концепции тенденции Ф Г Олпорта Предлагаемая им единица — это обладающая высокой энергией система смысловых циклов, характерных для личности «В переводе на обычный язык она представляет собой то, что индивид "пытается сделать характерным образом", то есть какой смысл он постоянно пытается достичь » Тенденции «включены в структуры больших систем, таких как единство личности» (Allport F Н Theories of perception and the concept of structure N Y Wiley, 1955 P 656)
Хотя это предположение подкрепляет аргументы настоящей главы, кажется наилучшим для наших нынешних целей использовать более простой описательный ярлык — личностную диспозицию
Личностные диспозииии 391
Нстример, с помощью меподов, направленных на общие черпы, мы обнаруживаем, чпо у Пипера эстетические интересы и тревожность развипы сильнее, а лидерство и потребность в достижении — слабее Но важно по, чгю все эпи общие черпы особым образом окрашивают его жизнь и (чпо еще более важно) взаимодейспвуют друг с другом Таким образом, почнее будетсказапь, чпо его ЛД —разновидность артистической и самодостаточной уединенности Отдельные баллы, опражающие общие черпы, не от ражаютполноспъю эпотпатшрн
Но, спросит вы, не «более ли научно»рабопппъ с общими чертми? Поспепен-но мы огтепим на эпотвопрос В настзящий моментмы прост утерждаем, чпо общие черпы — эпо в лучшем случае приближение Часпо они оказываются не в соспоя-нии опразипъ спрукпуру данной личноспи
Иллюспрация эпой почки зрения взяпа из проведенного Конрадом исследования оценок Трое учитглей оценивали некоторое количеств дети дошкольного возраспа по 231 общей черт, пем самым невольно исходя из предположения, чпо всем депям в пой или иной спепени присущи именно эпи (одни и пе ЖЕ) качества Следуя эпому ненадежному предположению, учипеля продемонсприровали низкую спепень согласия (средняя корреляция 0 48) Похоже, многие депи оценивались на основании догадки, лишь попому, чпо в исследовании требовалось, чпобы каждый ребенок получил оценку по каждому качеству Но в ходе пого ЖЕ исследования учитглей просили пометить звездочкой оценки по пем качеспвам, копорые, как они счипающ занимают «ценпралъ-ное или доминирующее положение в личноспи ребенка» В эпой часпи задания согласие между учипелями было почпи полным, корреляция их оценок равнялась приблизительно 0 95 Эпотрезультат демонсприруещ чпо низкая досповерноспь оценок часпо может быть следствием пого, чпо испытуемых принудительно сравнивают по общим черпам, копорые к ним не подходят В отдельных случаях (качеспва, отмеченные звездочкой) общие черпы довольно хорошо соотвепствовали некоторым замечательным индивидуальным ЛД, но по большей часпи общие парамепры были неумеспны2
Пуспъ чипапель не думаещ чпо мы осуждаем подход, основанный на общих чертах Эпо далеко не пик Мы счиппем его единственно возможным для сравнения людей друг с другом и признаем, чпо получаемые с его помощью оценки и профили проливаютнекопорый светна по, чпо нам нужно Мы прост говорим, чпо еспъ иной, более почный способ рассмопрения личноспи, а именно выявление внупрен-него спрукпурирования (морфогенеза) жизни как уникального продукт природы и общеспва
Рассмапривая личноспъ пем единспвенным способом, каким она можвтбыпъ понят, мы видим в ней спрукпурную сепь (композицию), включающую сиспемы внупри сиспем, некотрые сиспемы малой величины и нечпо вроде периферии по опиошению к ценпральной и главной спрукпуре, а ппкжв другие более масштбные сиспемы, находящиеся в сердцевине всего сооружения Некотрые из эпих сиспем легко вовлечь в дейспвие, другие более пассивны, одни настлъко кульпуросооб-разны, чпо их можно легко рассмапривапъ как «общие», другие определенно идио-синкрапичны Но, в конечном счет, эпа сепь, содержащая биллионы и биллионы нервных клепок, сформированная наследспвенноспъю и никогда не повтряющимся опыпом опиошений с окружающей средой, уникальна
Твердолобые ученые законники возразят «Ну, все в мире уникально — каждый камень на лугу, каждая спирая пуфля, каждая мышь, но все они соспоятиз одних и пех
2 Conrad H S The validity of personality ratings of preschool children // Journal of Educational Psychology 1932 Vol 23 P 671-680
392 Структура и развитие личности
же элементе Уникальноспъ появляется тгда, когда общие элеменпы комбинируются в различных пропорциях Органическая химия, например, занимаетя главным образом различными комбинациями шеспи или семи элементе, и примерно подсчигтно, чт из эпих немногих элементе можно получит около прех миллионов комбинаций Принимая во внимание еще большее количеств элементе (включающих общие чер-ггы), мы можвм в конечном итге объяснит уникальноспъ любого человека»
Мой отеттков личност сущестуеттлъко на постлементрном уровне, она появляется тлъко тгда, когда общие черпы человеческой природы уже провзаимо-дейстовали друг с другом и создали уникальную, самоподдерживающуюся и развивающуюся систму Эт не значит чт поиск общих элементе или общих человеческих функций нежвлатглен Эпим (и больше ничем) занимается большая част научной психологии Я настгиеаю тлъко на пом, чт если мы инпересуемся личностью, по должны выходит за пределы элементе в облает морфогенепического3
Взаимозависимость диспозииий
Спросим себя, разумно ли думапъ о личноспи как состоящей из отдельных диспозиций Не является ли ее спрукпура настлъко связной, чт не поддается расчленению на компонента^



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь