Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156100

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

- Признак (2) — функции интервенции. Консультирование в здравоохранении прежде всего имеет отношение к гигиене и профилактике; но иногда речь идет и о лечении и реабилитации.
- Признак (3) — целевая ориентация. В рамках консультации вырабатываются альтернативные решения предложенной проблемы с целью усовершенствования базы для принятия решения или для действий, причем решение или изменение как таковое должен осуществить сам человек, обратившийся за советом, и уже не в рамках консультирования, а самостоятельно. В большинстве же случаев при клинико-психологической интервенции (тренинг, лечение/психотерапия) и терапии специалист помогает не только усовершенствовать базу для действий или принятия решений; главным содержанием интервенции является также проведение в жизнь планируемых изменений. В этом процессе специалист тоже играет активную роль, а насколько активную — зависит от теоретической ориентации.
По признакам (4)-(6) консультирование и клинико-психологическая интервенция не обнаруживают различий. Часто консультирование и психотерапию различают не только в отношении указанных признаков, но по временнЫм затратам (консультирование: несколько сеансов, обычно 1-5).
На наш взгляд, главный признак, отличающий консультирование в более узком смысле этого слова от клинико-психологической интервенции, заключается в том, что в первом случае процесс изменения происходит по окончании самого консультирования, без сопровождения специалистом, а во втором случае — сущностью является сам процесс изменения, сопровождаемый специалистом. В практике мы часто видим, что консультирование и клинико-психологическая интервенция пересекаются друг с другом, и иногда очень сильно: при консультировании тоже предпринимаются интервенции; по техническим причинам (профессиональный допуск, финансирование и т. д.) в некоторых странах иногда применяют административное деление (например, консультационные бюро и психотерапевтические амбулатории финансируются из разных источников).

3. Плоскости клинико-психологической интервенции и соотнесение их с функциями интервенции

В главе 1 мы уже говорили, что клинико-психологические интервенции могут относиться к плоскостям различной сложности. Мы выделяем следующие три плоскости интервенции (см. главу 1):
1) Плоскость психических функций (восприятие, память, научение и т. д.) или соответственно нарушений этих функций.
2) Плоскость паттернов функционирования или соответственно нарушений паттернов функционирования (представлена синдромами и диагнозами).
3) Плоскость межличностных систем (диада, семья, школа, предприятие и т. д.) или соответственно нарушений межличностных систем.
Таким образом, внутриличностная и межличностная плоскости характеризуются разной степенью сложности. Комбинируя с указанными в разделе 2.2 функциями интервенции, получаем матрицу функций интервенции / плоскостей интервенции (ср. рис. 18.2).

Плоскость интервенции Психические функции Паттерны функционирования Межличностные системы
Функции



Функция развития
Гигиена Тренинг разрешения проблем Собственный опыт Коммуникативный тренинг на предприятии
Профилактика Тренинг памяти для здоровых пожилых людей Тренинг переработки стресса Родительский тренинг для молодых пар
Лечение/терапия (в том числе психотерапия) Лечение расстройств сна Когнитивно-поведенческая терапия при депрессии Семейная терапия детей (дочерей), страдающих анорексией
Реабилитация Тренинг памяти после ранений головного мозга Программа лечения при хроническом алкоголизме Семейная терапия для профилактики рецидивов у пациентов с шизофренией
Рис. 18.2. Матрица функций и плоскостей интервенции (с примерами)

К плоскости психических функций относятся, например, профилактические тренинги памяти для пожилых людей или программы психологической интервенции для устранения нарушений чтения и письма. Целью такого рода интервенции не обязательно является обширная реорганизация личности. Что же касается плоскости паттернов функционирования, то здесь требуется координированное влияние на какой-то синдром функций. Например, в когнитивной плоскости человек, страдающий депрессивным расстройством, должен научиться исправлять ошибки в переработке информации и одновременно стремиться к реализации определенных видов активности и т. д. При интервенциях в плоскости межличностных систем имеются в виду изменения в диаде или в большей группе.
Включив в эту систематику еще одно измерение — «психическое или соматическое», получим трехмерную матрицу (см. рис. 18.3).


Рис. 18.3. Систематика методов клинико-психологической интервенции (серым цветом помечена область психологии здоровья)

Различая психическое/соматическое, мы подразумеваем разные сферы деятельности, в которых на первом плане стоят в большей мере либо психические расстройства, либо соматические болезни/расстройства. Проблематикой этого различия мы уже занимались в главе 1 и отмечали, что двум этим понятиям соответствуют разные сети обслуживания, поэтому мы используем их и здесь, невзирая на неопределенность различий между ними. Следовательно, фокусируя типы расстройств или болезней в разных плоскостях, мы не имеем в виду дуалистическую интерпретацию психосоматического единства; скорее мы совмещаем их с биопсихосоциальной моделью, которая постулирует, что как при соматических, так и при психических расстройствах всегда есть сочетанное действие соматических, психических, а также социальных факторов. Клинико-психологические интервенции оптимизируют возможности влияния на организм путем воздействия на эмоции и поведение.
Сферы интервенции А1 (а-с), А2 (а-с), B1 (a-c), B2 (а-с) представляют исконную область психологии здоровья («health psychology»), куда входит охрана психического и физического здоровья, а также профилактика психических расстройств и соматических болезней (ср. Becker, 1997; Schwenkmezger & Schmidt, 1994). На наш взгляд, за той частной областью клинической психологии, которая занимается охраной здоровья, имеет смысл закрепить понятие психологии здоровья в его всеобъемлющем смысле — в том виде, как оно определяется ВОЗ. Для примера можно привести интервенции, направленные на изменение жизненного стиля (например, переработка стресса) в целях предотвращения сердечных заболеваний (B1b/B2b), или профилактические интервенции (Кампания СТОП СПИД; см. главу 21) в плоскости школы, коллектива и т. д. (В1с/В2с).
Сферы интервенции В1 (а-с) до В4 (а-с) нередко относят к поведенческой медицине (ср. Miltner, Birbaumer & Gerber, 1986). Речь идет о таких сферах деятельности, где именно клинические психологи могут проявить свою специфическую психологическую компетентность. Поведенческая медицина понимается как междисциплинарная область, которая занимается биопсихосоциальными аспектами этиологии, эпидемиологии, диагностики, профилактики, терапии и реабилитации соматических болезней. Вот некоторые примеры: интервенция при избыточном весе, курении, хронических болях, головных болях, нарушениях сна, поведении типа А или интервенции в целях повышения жизненного уровня при хронических болезнях, таких как рак или СПИД, и т. д. (Blanchard, 1992).
Согласно этой систематике, интервенция в психологии здоровья многократно пересекается с интервенцией поведенческой медицины (B1, B2). При этом неважно, что дало повод к интервенции — соматическое заболевание или психическое расстройство (или необходимость их предотвращения), в любом случае точка приложения клинико-психологической интервенции — это поведение и эмоции.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анорексия; anorexia
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Хирш М. Булимия
  • Аутентичный и неаутентичный; Authentic and inauthentic; authentisch und inauthentisch
  • Редактор. Hansel und Gretel. Сценарий сказки на немецком
  • Инглиш Фанита. Различение Жертвы в драматическом треугольнике
  • Паршикова О. О., Мельничук Г. М., Савченко Л. П., Сидоренко М. М., Горбач Л. В. Німецька мова: піаручник для 1 класу
  • Георгий Почепцов. Размещение в популярных телесериалах «квантов» здорового поведения: американский опыт
  • Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков.
  • Папушек М., Папушек Х., Солоед К.В. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития
  • Хирш М. Телесная диссоциация как последствие травмы
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Аналитик и пациент; Analyst and Patient; Analytiker und Patient
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Ромек В.Г. Поведенческая терапия страхов
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • А.В. Федоров. Видеоигры в России
  • Возврат вытесненного
  • Крамер Б. Помощь маленьким детям посредством коррекции родительских отношений: модель материнско-младенческой психотерапии
  • Болебер В. Воспоминание и историзация: трансформация индивидуальной и коллективной травмы и ее межпоколенческая передача
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Technique counseling in a systems approach
  • А.В. Федоров. Образ Белого движения в российском кино 1990-х — 2000-х годов
  • Автономов Д.А. Дегтярева Т.П.Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть I
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье
  • Анагогическое истолкование
  • Орто психиатрия; оrthо psychiatry
  • А. В. Федоров. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010) (А. Федоров)
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Зосимова М.Г. Ваал, или случай работы с психотической постоянной абоненткой на Телефоне Доверия
  • Анализ дидактический
  • Терапия; therapy
  • Сато Сусуму, Кумамото Хиромицу. Реинжиниринг окружающей среды.
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Юдина Елена Николаевна. Эссе Юдина Елена Николаевна
  • Dummett Paul, Hughes Jake, Hudson Jane, Merifield Sue, Rezmuves Zoltan. Navigate. Beginner. A1. Coursebook. Workbook. Teacher's Notes
  • Мак-Вильямс Н. Размышления о шизоидной динамике
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Невроз смешанный; mixed neurosis
  • Автономов Д.А. Дегтярева Т.П. Триггеры к употреблению ПАВ и методы психотерапии
  • Федоров Р.М. и др. Московские математические олимпиады 1993—2005 г.
  • Фокальная терапия; focal therapy



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь