|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50351
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Высшее проявление человека – его духовность, приверженность социальным ценностям, человеческому, нравственному долгу. Попробуй исполнить свой долг и ты узнаешь себе цену. Психика человека многогранна, его духовность едина.
Духовность – устойчивая ориентация человека на социокультурные ценности, подчиненность поведения человека высшему, человеческому долгу. Таинственная сила духовности человека – его способность дистанцироваться от себя, способность отдать себя на суд высшей инстанции – своей совести и чести. Утрата духовности – падение человека. Только духовная стойкость человека придает уравновешенность его поведению, твердую направленность его воле. Неодолимой силой обладает духовно возвышенный человек. Духовность человека проявляется в его тонкой чувствительности ко злу и добру, к прекрасному и безобразному, к гармонии мироздания. Человек, несущий добро и преодолевающий зло, вливается в беспредельный поток человеческой истории. Жизнь и труд всех поколений, формируя социокультуру человечества, образуют прочную основу единого и вечного человеческого бытия. Будучи долгое время разделенным на племена, народы и государства, человечество ныне переживает качественное изменение – начинает преобразовываться в общепланетарную социальную общность. В наше время формируется единая система мирохозяйственных связей, осуществляется мировая интеграция социокультурных процессов. Человечество все более утверждает себя в качестве единой высшей разумной и нравственной силы. Однако познание человеком, самого себя все еще остается одной из неразрешенных проблем. Более двухсот лет назад в повести "Микромегас" Вольтер описал высокоразумное существо гигантских размеров, обитающее на Сириусе. Посетив Землю, Микромегас пришел в восторг от научных познаний землян. Они могли определить расстояние от Сириуса до звезды Кастор в созвездии Близнецов, вычислить, сколько земных диаметров укладывается в расстояние от Земли до Луны, они могли определить вес определенного объема воздуха, чистой воды или червонного золота. Пораженный этими познаниями землян, Микромегас спросил: "Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что внутри вас, вы, несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?" ...Ответы землян на этот вопрос оказались столь примитивными и нелепыми, что, слушая их, Микромегас долго и громко смеялся. Со времени Вольтера наука о психике человека значительно продвинулась вперед, однако заповедь древних мыслителей – "Познай самого себя" – все еще остается малореализованным пожеланием. Да и возможно ли теоретически осмыслить душу человека, не останемся ли мы вечно на пути к ее познанию? Обратимся к истории психологии, дающей повод для некоторого оптимизма при ответе на этот вопрос. § 6. Право как фактор социальной регуляции Право, правовое регулирование – основная форма социального регулирования. Регуляция социальных процессов – направленность поведения социальных общностей и отдельных индивидов на их оптимальное функционирование и социальное развитие. Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется уровнем общественного сознания. Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя – в первобытной общине – сформировалась система дозволений и строгих запретов. Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными. Право возникло в связи с развитием производства, свободного товарообмена, когда поведение отдельного человека высвободилось от традиционных общинных устоев, приобретало все большую автономию. "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение – публичная власть, государство"*. * Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 272. Усложнившаяся общёсоциальная система отношений уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин. Право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим упорядочения и ограничения индивидуальной активности интересами социума. Возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации. Социальное расслоение общества было первопричиной возникновения права, правового регулирования, но отсюда не следует, что право выполняет узкоклассовую функцию. Право с самого возникновения регулирует наиболее сложные, во многих случаях конфликтные, сферы взаимодействия людей. Вот как мотивировалась необходимость права уже в первом своде законов: "Для того, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого" (Сборник законов царя Хаммурапи, XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: "Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле". В Древнем Риме сущность права была сформулирована более лапидарно: "Право – искусство правды и справедливости". Право – многогранное системное явление, обеспечивающее саморазвитие общества. В теоретическом плане право должно быть охвачено всеми обществоведческими науками – философией, социологией, психологией, теорией информации и др. В интересующем же нас аспекте право выступает как фактор гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. В сфере права психология личности взаимодействует с общесоциальными и групповыми ценностями, социальными ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных противоречивых конфликтных жизненных ситуациях. Все писаные законы прошлых времен – срезы особенностей человеческого поведения в прошлом, "археологические пласты" психологии. Право отражает существенные особенности общественного сознания, особенности поведения людей конкретной исторической эпохи. Личностная автономия, утверждаемая современным правом, стала возможной лишь на определенном историческом этапе психического и социального развития человека, когда внешние социальные регуляторы трансформировались в социально адаптированные внутриличностные регуляционные механизмы. Концептуальной основой правового регулирования является правопонимание. От правопонимания – трактовки сущности права зависит реализация права. Современное понимание права – понимание его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Справедливость связана с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость – условие нормального развития социума. Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое – социально должное. Этот общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущностью. Возникновение права как всеобщей меры социально допустимого и социально целесообразного поведения ознаменовало возникновение эры цивилизованных отношений между людьми. И в наши дни право, система правоприменения являются показателем уровня социального развития общества, показателем уровня дозволений человеческой активности, а вся правовая система – механизмом, обеспечивающим функционирование общества как самоорганизующейся системы, механизмом непрерывного наращивания самоценности человека. Нацеленность права на стабильную целесообразность человеческого поведения характеризует его неразрывную связь с психологией общественного поведения человека. И там, где нет законодательной гарантии активного гражданского поведения, нет личной свободы граждан, там нет правового государства, Право – феномен поведенческой культуры общества, алгебра поведения человека в социально развитом обществе, инструмент цивилизованного разрешения межличностных конфликтов. Право закрепляет в обязательно-нормативной форме достижения человеческой культуры, духовно-нравственные ценности человечества, ограждает общество от вторжения в него демонических сил. Прорыв человечества к гражданскому обществу, обеспечивающему высокое достоинство личности, ее автономную самореализацию, – прорыв к высотам человеческой духовности. Право как атрибут и социально-нормативный механизм цивилизации исторически формировалось на идеалах свободы и гуманизма, его развитие сопровождалось все большим "связыванием" государства в интересах личности. Типизированные модели социально значимого поведения фиксируются в правовых нормах, обеспечивающих реализацию права на микроуровне. Однако в каждой правовой норме проявляются общие правовые принципы, "дух закона". (Поэтому было бы неправильным определять право только как систему правовых норм.) Право – не только показатель прогрессивного развития общества, но и инструмент этого развития. При этом существенное значение имеет каждый элемент правовой системы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|