|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379686
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Переполненные тюремные камеры являют собой пример распространения образцов негативного поведения по конформистскому принципу (Footlick, 1981). Многие из заключенных отбывают наказание за совершение тяжких преступлений, связанных с таким насилием над личностью, как убийство, изнасилование, грабеж, и вследствие этого жестокость и насилие становятся в тюрьмах групповой нормой. Люди, даже будучи осуждёнными впервые, за преступления не столь серьезные, пройдя тюремную школу, выходят на свободу закоренелыми преступниками. Вы, наверное, уже поняли, что среди заключенных много людей с низкой самооценкой.
Однако такое явление, как конформизм, связано не только с самооценкой отдельного человека, но и с определенными внешними условиями и характеристиками группы. Размер группы. Жерар с коллегами (Gerard et al., 1986) обнаружили, что вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы: особенно резко, когда группа состоит из пяти человек, и немного медленнее, когда число членов группы превышает восемь человек. Милграм и др. (Milgram et al., 1969), слегка видоизменив эксперимент Жерара, провели свой эксперимент по исследованию группового конформизма. Группа лжезевак стояла на тротуаре перед домом и смотрела на одно из окон шестого этажа. Экспериментаторы фиксировали процент прохожих, присоединявшихся к группе лжезевак. Когда она насчитывала пять человек, к ней присоединилось 16 % прохожих, а когда она возросла до пятнадцати человек, было зафиксировано 40 % присоединившихся прохожих. После этой отметки размер группы уже не оказывал особо заметного влияния. Наличие еще одного несогласного. Аллэн и Левайн (Alien and Levine, 1971) также исследовали феномен уступчивости, несколько видоизменив эксперимент Аша. Из шести подставных испытуемых только пятеро должны были давать неверные ответы, тогда как шестому вменяли в обязанность поддерживать «наивного» испытуемого. Этот «друг по протесту» был в очках с толстыми стеклами и напряженно щурился, разглядывая представленные на мольберте отрезки, но даже при такой минимальной поддержке «наивные» испытуемые чувствовали себя увереннее. Они уже не столь легко шли на поводу у группы, были более независимы в своих ответах. Впоследствии неоднократно проводились исследования, подтвердившие вывод ученых о том, что поддержка, полученная хотя бы от одного члена группы, повышает субъективную приемлемость и вероятность нонконформизма. Публичность высказывания или тайна мнений. Если бы Аш позволил испытуемым давать ответы письменно, то есть позволил им тайно выразить свое мнение, он получил бы принципиально иные результаты. В своем исследовании Дойч и Жерар (Deutsch, Gerard, 1955) обнаружили, что в ситуации, когда люди обязаны публично заявить о своем мнении, возрастает вероятность конформизма. И наоборот, ситуация тайного выбора освобождает человека от той неловкости, которую он испытывает, боясь оказаться странным или смешным перед членами своей группы. Упражнение 15.4 Объясните, почему можно сказать, что в эксперименте Аша изучался скорее феномен уступчивости, чем конформизма. Упражнение 15.5 Вилли принимает участие в эксперименте, изучающем феномен группового давления. Все остальные испытуемые — подставные, они помогают экспериментатору в проведении эксперимента. Группу спрашивают, кто был вторым президентом Соединенных Штатов. Первый испытуемый дает неверный ответ — «Авраам Линкольн».* * Линкольн Авраам (1809—1865) — шестнадцатый президент США. Вторым президентом США был Адамс Джон (1735—1826). (Прим. ред.) Остальные члены группы соглашаются с ним. Вы должны решить, согласится ли Вилли с неверным ответом. Перечислите четыре обстоятельства, информацию о которых вам нужно получить прежде, чем вы смогли бы обоснованно ответить на этот вопрос. а. _________________________________________ б. _________________________________________ в. ___________________________________________ г. ___________________________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Повиновение Повиновение — это подчинение групповым правилам и распоряжениям лидера или согласие с ними. Вы, конечно же, повиновались, когда были ребенком. Вы выполняли указания родителей, учителей, воспитателей и других взрослых. Может быть, вы безропотно подчинялись даже какому-нибудь мальчишке-хулигану с вашего двора. Возможно, вы и сейчас повинуетесь. Если вы едете в автомобиле, а полицейский поднимает руку, приказывая вам остановиться, вы, разумеется, выполните его распоряжение. Но предположим, полицейский приказывает вам ехать, а вы видите, что, исполнив его распоряжение, можете сбить пешехода. Как вы поступите в этой ситуации? Милграм* (Milgram, 1963, 1974) провел ряд экспериментов, желая выяснить, насколько покорно исполняют люди распоряжения вышестоящих лиц, когда знают, что это может причинить вред другим. Он поместил в газете объявление, в котором говорилось, что психолог набирает мужчин для участия в научном эксперименте и готов заплатить каждому, участнику по четыре с половиной доллара. Из людей, откликнувшихся на это объявление, в качестве испытуемых были отобраны сорок мужчин в возрасте от двадцати до пятидесяти лет с различным родом занятий и уровнем образования. Им сказали, что эксперимент проводится с целью изучения влияния наказания на процесс запоминания. В действительности же экспериментаторы ставили задачей выяснить, согласятся ли испытуемые, подчиняясь распоряжениям экспериментаторов и поддаваясь их уговорам, подвергать другого человека воздействию электрического тока. Когда испытуемого заводили в комнату, он видел там экспериментатора и незнакомого человека, которого ему представляли как такого же, как он сам, добровольца. (На самом деле в этой роли выступал помощник экспериментатора.) Экспериментатор рассказывал им, что один из них будет учеником, а другой — учителем. Затем проводилась жеребьевка, в ходе которой «наивному» испытуемому заведомо выпадала роль учителя, а подставному — роль ученика. После этого учитель узнавал, что его ученик будет привязан к электрическому стулу, который якобы стоит в соседней комнате. * Подробнее об этом эксперименте С. Милграма можно прочитать в книге Д. Майерса «Социальная психология», выпущенной издательством «Питер» в 1997 г. (Прим. ред.) Рис. 15.3. Повинуясь, он, по крайней мере, не вредит обществу. Самого испытуемого усаживали за пульт управления. Ему объясняли, что он должен предъявлять ученику для запоминания пары слов, и если ученик ошибется при воспроизведении, то он должен наказать его ударом тока. С каждой следующей ошибкой сила тока должна возрастать. По мере движения рычага на приборе высвечивались предостережения. Так, при достижении отметки в 390 вольт появлялась надпись «Высокое напряжение! Опасно для жизни!», при достижении отметки в 450 вольт вспыхивал знак «Смерть!». В начале эксперимента ученик отвечал правильно, точно воспроизводя предъявленные ему пары слов, но затем стал ошибаться. В определенный, заранее запланированный момент он начал издавать слабые стоны, словно действительно страдая от боли. Экспериментатор велел испытуемому продолжать наращивать силу тока. В конце концов ученик стал громко кричать, моля о прекращении эксперимента. Но экспериментатор опять велел испытуемому продолжать. Поставьте себя на место испытуемого: как поступили бы вы? Хотя в данном эксперименте людей на самом деле не подвергали воздействию электрического тока, результаты его потрясли психологов. Все сорок испытуемых, наращивая силу тока, дошли до отметки в 300 вольт. После этой отметки только пятеро из них отказались от дальнейшего участия в эксперименте. Двадцать шесть человек, то есть почти две трети испытуемых, дошли до отметки в 450 вольт, игнорируя предостережения «Опасно для жизни!» и «Смерть!». Позднее этот же эксперимент был проведен со студентами и женщинами — результаты оказались аналогичными. Во всех случаях испытуемые колебались и явно страдали, но продолжали участвовать в эксперименте. Милграм сообщает, что испытуемые выказывали признаки стресса. Они кусали губы, покрывались испариной, дрожали, вздрагивали и нервно смеялись, однако покорно исполняли распоряжения экспериментатора. Исследование Милграма показало, как велика может быть власть человека, наделенного полномочиями, над другим человеком и как она ограничивает индивидуальную свободу воли и выбора. Вопреки голосу совести один человек может подвергнуть страданиям другого человека. Результаты этого эксперимента послужили объяснением той готовности, с которой исполнялись ужасные приказы в нацистской Германии, Вьетнаме, при Уотергейтском скандале, в мафиозных организациях. Повинуются всюду! Упражнение 15.6 Представьте себе, что вы едете по шоссе и видите, что дорога практически перегорожена в результате автокатастрофы. Вы останавливаетесь, но к вам подходит офицер дорожной полиции и приказывает проезжать, невзирая на то, что, пробираясь между покореженными машинами, вы можете нанести вред пострадавшим людям. Теперь, когда вы знаете о результатах эксперимента Милграма, исполните ли вы его приказание? Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|