Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47032

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Как мы увидели в главе 8, некоторые авторы полагающ что выясняя род занятий человека, его спапус, роли или положение в обществ, мы больше узнаем о его личноспи, чем изучая его черпы Такое упверждение вводите заблуждение Во-первых, солдату о котором идетречь, можетне быть типичным для своей группы, а заметно отклоняться отнормы Во-вторых, этоттезис упускает тэт факт- что даже у типичного солдата эти черпы теперь принадлежатему Они «располагаются под его кожей» (а не принадлежатего профессии)
Это важное положение Не можетбыпъ надежной характеристики человеческой личности в терминах ролей, рода деятельности, социального спипуса или любого другого культурного или социологического подразделения Когда мы говорим, что Макс
8 Dilthey W Weltanschuimgslehre // Gesammelte Schriften Leipzig Teubner, 1931 ' Spranger E Types of men / Transl by P Pigors Halle Niemeyer, 1928
386 Структура и развитие личности
являежя фермером, провинциалом, катзликом, игтлъянским физиком, админиспра-пором или членом «верхней часпи среднего класса», мы не описываем его личноспъ Он можвтопклоняпъся отнормы, но даже если он «пипичен», его черпы и в эпом случае регулирующего личноспъ На его черпы можвтвоздейспвовапь его принадлежности к группе, но мы не должны пупппъ пакую принадлежиоспъ (социальный nun) с его дейспвипельной личноспъю
Типы как пропедевтика. Несмопря на наше довольно негапивное мнение о пи-пологии, мы можем допуспипъ, чпо для начала «догадки», касающиеся пипов (любого вида), часта оказываются продуктивным приемом В последнее время на исследования оказало спимулирующее действие — приведем лишь некоторые примеры — постулирование конспипуциональных пипов, перцеппивных и когнипивных пипов, пипов зрелоспи и незрелоспи Короче говоря, докприна пипов можвтслужипъ хорошим плацдармом для психологической тгории, но плохой конечной целью Формулируя супь дела более конкрепио, можно сказапъ, чпо, начиная с типов, исследоватгли ча-спо заканчиваютполезной информацией, касающейся комплексных черт, но других следствий из эпого не выпекает
Обозначение обших черт
В английском языке приблизительно 18 000 слое (главным образом, прилагательных), обозначающих различные формы поведения человека20 На первый взгляд эпа масса слов напоминаетсеманпический кошмар Однако очевидно, чпо названия чертсвязаны с основными структурными единицами личноспи, и наша задача будет заключаться в пом, чтзбы по возможности обнаружить эту связь
Эпи тысячи названий возникаютблагодаря сущесгтованию двух различных видов воздейспвия Прежде всего, мы должны быть уверены, чпо люди испытываютжв-лание давать имена пому, чпо действительно существуете человеческой природе Если бы простые смертные не имели способностей и диспозиций, мы вряд ли давали бы им названия Более пого, названия в некоторой степени поправляютсами себя, поскольку бесполезно сохранять ложные верования в нечпо фантастическое, давая ему имя, все преимущества в пом, чтзбы использовать названия, обозначающие реальные психические структуры Эта одна из причин, по копорой сущеспвуютназвания черт Если бы она была единстзенной, по соопвепспвие словаря психологической реальности было бы тачным, гораздо более тачным, чем на самом деле
Другой фактзр, влияющий на наш лексикон названий черт, в корне оппича-етгя от первого, он связан с причудливыми формами культурных влияний Очень давно благодаря медицине Галена в английский язык вошли ппкие названия черт, как сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, добродушный, гнилодушный, а пакже хладнокровный, душевный, бездушный и сердечный (произошедшие из веры в по, что в сердце располагаются ум и чувства) Протестантская Реформация с ее подчеркнутым вниманием к духовному миру и самоанализу принесла много полезных прилагательных, обозначающих черты (среди них искренний, набожный, нетерпимый, аккуратный, фанатичный), а пакже многие составляющие Я: самоуважение, самоуверенность, самолюбие, доверие к самому себе, самооценка Себялюбие — название, придуманное пре-свитгрианцами около 1640 года Растущий субъективизм в литграпуре восемнадцатз-
wAllportG W, OdbertH S Trait-names a psycho-lexical study//Psychological Monographs 1936
№211
Теория обших черт 387
го века принес апатию, разочарование, депрессию, мечтательность Высший светдо-бавил пристойность, неотесанность, занимательность, скука Нынешнему времени принадлежатмногие выражения, некотзрые из котзрых все еще счиппюпся сленгом зазывала, карьерист, битник, громила, подхалим, очковтиратель, недотепа, паникер, пройдоха, жиголо, экс-горожанин. В эгютпосгюянно пополняемый словарь харакжриспик человека психологи внесли интроверта, невротика, регрессивный тип, психопата, со-матотоника, шизоида и многих других Некогюрые символические обозначения от мирают но названиям черт свойственно множиться — без сомнения, эта опражпет постоянно распущий интгрес к человеческой природе
Поэтзму мы заключаем, чтз огтаспи действующие названия чертуказываютна общие характгриспики, по котзрым можно сравнивать людей Иначе говоря, во многих тгрминах опражаежя стремление выразипъ испинные свойста людей Этзму соот вежтуютоколо 25 % названий
Но язык СЛОЖЕН Он служиттгкжв для оценок Когда мы говорим, чтз женщина привлекательна, мы говорим не о диспозиции, расположенной «внупри человека», а о воздействии на других людей Такой преобладающий отшнок оценки имеютоко-ло 30% названий черт среди них прелестный, ангельский, скучный, отвратительный, завидный, злой, великолепный, докучливый, обаятельный.
Часта прудно провеспи черпу между названиями, отражающими дейститглъ-носпъ, и оценочными названиями Прежде всего, слова похвалы или порицания, па-кие как честный, законопослушный или бескорыстный, могутподойпи для тзго, чтзбы опразипъ желаемый образ самого себя, и человек может спремипъся (формировапъ черпу) соопвепспвовапь социальному идеалу
Еспъ еще два класса тгрминов Мы обозначаем временные состояния ума, на-спроения, эмоций или пекущей деяпельноспи, например, смущенный, тараторящий, ликующий, бешеный. Такие названия описываютповедение, но не подразумеваютпо-стзянных «предпочитгемых паттернов» Из пех 18 000 слов паких около 25 % Наконец, мы должны учеспъ большое множество обозначений (20 % отвсех), являющихся ме-пафоричными или сомнитгльными, паких как бодрый, аморфный, полный, плодовитый.
Когда мы говорим, что перечень проспых описывающих человека тгрминов содержитпримерно 18000 слов, мы упускаем громадное число пишущихся через дефис и составных выражений любитель природы, ненавидящий притворство, человек, которого никогда не заботят детали и т д Не являепся ли число возможных описаний человека в английском языке (или в других высокоразвипых языках) практически бесконечным?
Подводя итзги, отиепим, чтз наша тгория названий черт счипает названия, предложенные словарем, символами, в котзрых смешаны психологическая, куль-пурная и эпическая соспавляющие Оценочные и уничижитгльные высказывания малополезны при изучении спрукпуры личноспи, однако они могутбыпъ полезны при изучении социального влияния одних людей на других Верояпно, число проспых (безоценочных) слое, явно указывающих на устзйчивые (не временные) черпы, нахо-дипся между 4000 и 5000 Однако возможны сталь многие комбинации слов, чтз число доспупных обозначений чертгораздо больше
В лучшем случае названия черт— эта классифицирующие названия Другими словами, называя и Тома, и Теда агрессивными, мы не подразумеваем, чтз их аг-рессивноспъ по своей супи иденпична Обыденная речь — плохой ориенпир в психологических тзнкоспях Но слова — лишь грубые вмеспилища Мы вкладываем в них громадное множеств значений, котзрые приблизитгльно, но очень грубо сопоспа-вимы друг с другом
388 Структура и развитие личности
Словесные обозначения — этз почпи все, с чем нам приходится работтъ, как бы мы ни были эпим недовольны Возможно, когда-нибудь у психологической науки будутдругие обозначения черт (фактурные или матгмапические), но прогресс в этзм направлении слишком незначитглен для гюго, чгюбы склонит нас к опказу отэле-ментгрной приверженности родному языку Наша учаспъ — анализировать черты с помощью слов, делая в этзм направлении все, чт> возможно, для точной характеристики наших тгрминов
Резюме
Личность можно анализировать — в определенных пределах и с частичным успехом — в терминах общих черт Этз диспозиции (более общие, чем привычки или усппновки), в отношении котзрых можно успешно сравнивать людей Здравый смысл постзянно подпилки в аетн ас к подобным сравнениям Скажем, один человек доминирует в большей спепени, чем другой Психологи занимаются тгм же, хотя иногда предпочиппютговорипъ об «измерениях», «фактзрах» или «переменных» вместз черт
Общие черпы успанавливаюпея эмпирически всякий раз, когда их достзвер-носпь подтзерждаепся личноспиыми пееппми (или другими индикатзрами), показывающими, чтз люди с печением времени реагируютпоследовапельно и с характерной интенсивностью Таким образом были выявлены сопии общих черщ большинспво из котзрых подчиняется нормальному распределению в популяции
Общую черпу необычной широпы и охвапа иногда называют эмпирическим пипом, но сомнительно, обладаетли поняпие пипа какой-нибудь научной полезностью Говорим ли мы об эмпирических, индивидуальных или кульпурных пипах, они в значительной спепени навязываются конкретному человеку, которого насильно впискиваютв них Для сравнительного изучения личноспи предлагается более подходящий метзд и теория общих черт В следующей главе будетп оказан о, чтз лучшим метздом и теорией для морфогенепического исследования личноспи являются лич-носпиые диспозиции
Хопя названия общих черт создают множество двусмысленностей и сложностей, мы вынуждены использовапь их при исследовании личноспи
Глава 15. Личностные лиспозииии
Уникальность личноспиых диспозиций — Взаимозависимость диспозиций — Согласованность диспозиций — Генотлпические, фенопипические и псевдодиспозиции — Кардинальные, центральные и вторичные диспозиции — Сколько диспозиций у человека? — Как исследовать личностные диспозиции? — Личностные диспозиции и мотивы — Определение — Резюме
Продолжим наше обсуждение названий черт Мы обнаружили, чтз некоторые из них берутначало отистэрических лиц или вымышленных персонажей донкихот сто, нарциссизм (по-английски сначала было Narcissusistic, затгм narcissistic, сейчас narcistic), шовинизм, садизм, Квислинги Человек можвтбыпъ охарактгризован как гомеровский персонаж; раблезианец, тзлстзвец Мы можем назвапъ человека «иудой», «донжуаном», «пиквиком», «отглло», «фальспафом» Во всех эпих случаях и во многих подобных мы замечаем некоторые особенно выдающиеся характгристлки гюго или иного индивидуума, берем их как ярлычки и время отвремени (не часта) навешиваем их на других людей



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь