|
Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156102
Автор: Бауманн Урс, Перре Майнрад.
Название: Клиническая психология. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Формируются: Сила Я, интеграция Оно, Я и Сверх-Я, индивидуация, хорошо функционирующая личность, самоконтроль и т. д. Способность к позитивной аутокоммуникации. Способность к эмпатии в партнерских отношениях, способность к контролированию гнева В ролевой игре высказать начальнику свои потребности, самоэксплорация в терапевтической ситуации, адекватная реатрибуция, релаксация и т. д. Снижаются: Несоответствие Я-концепции и идеального образа Я, сопротивление, ошибки в переработке информации и т. д. Мания, тревога, склонность к определенному поведению избегания Проявление тревоги в терапевтической беседе, разговоры об экстернальном во время терапевтического сеанса, количество сигарет в день 2.4. Теоретическое обоснование Научно обоснованные методы клинико-психологической интервенции теоретически соотнесены с рациональным содержанием психологии и соответствующими смежными науками (ср. Baumann, 1996). Под рациональным содержанием какой-то научной дисциплины мы понимаем те теории, гипотезы, эмпирические методы исследования и эмпирические данные, которые в данный момент времени принимаются или обсуждаются соответствующими «научными сообществами» («Scientific community»). Какого рода может быть это логическое отношение технологического знания к фундаментальному знанию — разъясняется в главе по теории науки (см. главу 4). Данный критерий отличает методы клинико-психологической интервенции от множества других методов, которые могут иметь те же функции, но их обоснование базируется на концепциях обыденной психологии (т. е. ненаучных) или на частном опыте. 2.5. Оценка: эмпирическая проверка (особенно проверка эффективности) Методы клинико-психологической интервенции требуют эмпирической проверки в отношении двух пунктов: (1) теории, как упоминается в разделе 2.4, можно считать подтвержденными только в том случае, если они прошли эмпирическую проверку. В этом смысле методы клинико-психологической интервенции нуждаются в эмпирически проверенных теориях, объясняющих их эффективность; (2) интервенции являются этически и научно оправданными лишь в том случае, если проводилась эмпирическая проверка их эффективности. В конечном итоге, методы интервенции легитимны даже при недостаточном теоретическом обосновании, но при достаточной проверке их эффективности (ср. симптоматическое лечение). Таким образом, для любого метода интервенции первоочередное значение имеет эмпирическая проверка эффективности. Как будет показано в главе 20, вопрос о проверке эффективности дискутируется в рамках оценки в целом. Помимо проверки эффективности, которая стоит на первом месте, оценивается еще рентабельность (затраты—польза или затраты—результат) и учитывается оценка пациента. Субъективная очевидность — еще не доказательство эффективности; необходимы испытанные методы, разработанные в научном исследовании психотерапии и подходящие для этой цели (ср. здесь также главу 4). 2.6. Профессиональные действия Процессы изменения, которыми занимается клиническая психология (вызывая их, сопровождая и оценивая), реализуются специалистами-психологами в определенных профессиональных рамках (ср. здесь Strotzka, 1975). Это означает, что вышеупомянутые функции выполняются лицами, получившими в ходе образования, специализации и повышения квалификации специфическую компетентность (см. главу 19), и их профессиональная деятельность должна быть официально легитимной (название профессии, допуски и т. д.). 2.7. Клинико-психологическая интервенция как часть лечения в целом Как говорилось в разделе 1, клинико-психологическая интервенция укладывается в более широкие рамки интервенции вообще, причем разграничение форм интервенции отчасти обосновано эмпирически, а отчасти — соответственно профессиональному статусу (например, медики занимаются преимущественно медикаментозной терапией, психологи — психотерапией). В сфере психических расстройств предусматриваются, согласно основным принципам здравоохранения (см. главу 19), комплексные интервенции, куда входят помимо клинико-психологической интервенции также медицинская, социально-трудовая интервенция и т. д. При комбинированных интервенциях, или альтернативных интервенциях, в сфере психических расстройств первоочередное значение имеют психофармакологические средства (см. главу 24). Когда интервенции комбинируются друг с другом, то, как обнаруживается при комбинации клинико-психологической интервенции и психофармакотерапии, это может привести к следующим эффектам (см. Klerman et al., 1994). - Нет эффекта комбинации: отдельные интервенции эффективны ровно настолько же, насколько и их комбинация. - Позитивный эффект комбинации: комбинация отдельных интервенций более эффективна, чем каждая из них в отдельности; эффект комбинации может при этом: (a) представлять собой сумму отдельных эффектов (аддитивный эффект), (b) быть меньше, чем сумма, но больше, чем самый сильный из отдельных эффектов, или (c) быть больше, чем сумма отдельных эффектов (потенцирующий эффект). - Негативный эффект комбинации: комбинация отдельных интервенций менее эффективна, чем каждая интервенция в отдельности. Какой вариант является правомерным — это вопрос эмпирической природы, причем следует учесть, что по окончании терапии результаты могут выглядеть иначе, чем спустя какое-то время в катамнезе. К тому же отдельные интервенции порой преследуют разные цели, и в зависимости от этого вопрос о комбинированном лечении может ставиться по-разному. 2.8. Клинико-психологическая интервенция и консультирование Еще один вид услуг, который предлагается здравоохранением, — это консультирование (counselling) (генетическое консультирование, консультирование беременных, педагогическое консультирование; Barker, Pistrang & Elliott, 1994; Dietrich, 1991; Heil & Scheller, 1981; Woolfe & Dryden, 1996). Профессия консультанта существует с давних пор и не только в здравоохранении (например, профессиональное консультирование, школьное консультирование); занимаются этой деятельностью и психологи (ср. Counselling Psychology в Американской психологической ассоциации и т. д.). Вопрос о разграничении консультирования и клинико-психологических форм интервенции (и прежде всего психотерапии) особенно остро встает в сфере здравоохранения. В этом отношении выдвигаются разные мнения (см. также Gossweiner, Peternell, Schattovits, Slunecko, Voracek & Widhalm, 1997): консультирование и психотерапию нельзя однозначно отделить друг от друга; психотерапия есть частный случай консультирования; консультирование и психотерапия пересекаются друг с другом, причем эта общая область иногда представляется довольно значительной. Основываясь на систематике, приведенной в разделе 2, консультирование можно описать следующим образом — пусть не совсем точно, но все же расставив некоторые акценты: - Признак (1) — средства. Точка приложения — тоже в эмоциях и поведении, но среди психологических средств на первом месте стоит передача информации человеку, обратившемуся за консультацией. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|