|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50821
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Объектом технологичного социального управления является социальное пространство – все то, что обеспечивает непосредственную защиту интересов человека, обеспечивает его жизнедеятельность на оптимальном уровне. Социальное пространство – это поле взаимодействия общества и личности, обеспечивающее удовлетворение культурных, духовных и материальных нужд личности, реализующее демократические основы гражданского общества.
Развитие социального пространства через катаклизмы, кровавые классовые бои ушло в безвозвратное прошлое. Социальное пространство изменяется только инновационными методами: на основе системных исследований, социального моделирования, развития социальных организаций, технологического обучения, повышения деятельностной активности населения методами мотивационной стимуляции. Возрождение России может произойти лишь на основе коренной реорганизации власти, государственного управления, слома мимикрировавшей бюрократической системы, внедрения новых социальных технологий. Для этого необходимы мощные политические силы, способные оздоровить массовое сознание, вызвать к жизни новые социальные процессы. Гражданское общество – это общество, способное контролировать деятельность всех ветвей власти, все социальные процессы, это общество с высоким гражданским самосознанием его членов. Советский стиль мышления, укоренившийся в умах большинства наших людей, – основное препятствие на нашем пути к гражданскому обществу и правовому государству. Новое социальное содержание нельзя упаковать в старые социальные формы. Низкий уровень управленческого процесса в нашем обществе находится в вопиющем противоречии с накопленным общемировым опытом социального управления. Наше общество должно овладеть современной доктриной социального управления. Это и должно быть нашей "национальной идеей". От экстенсивного использования национальных ресурсов мы должны перейти к использованию новых ресурсных возможностей (подобно тому, как это сделала в свое время Япония). Необходима национальная стратегия устойчивого развития, концепция поэтапного вхождения России в мировую цивилизацию. И прежде всего гражданин нового общества должен получить статус собственника. Только положение собственника мотивирует деятельностную активность человека, приносит ему подлинную свободу и вместе с ней чувство гражданской ответственности. Человек, ничего не имеющий, не несет и никакой ответственности. Преобразование отношения собственности – это не только экономическая и политическая проблема, это проблема и социально-психологическая. Необходима реанимация утраченной нами культуры собственности*. Необходимы разработка и реализация проблемы социализации капитала, формирование психологии среднего класса, создание конкурентного поля для широких масс. Не природные ресурсы определяют богатство страны, а интеллектуальная емкости используемых технологий, уровень профессиональной квалификации работников, эффективные способы социального управления, условия реализации творческого потенциала личности. Идеи монетаризма и индивидуализма, на которые уповали наши политические деятели, давно изжили себя. Стихийный рынок не может быть панацеей от всех бед. Общество социально организуется правовым государством, которое держит под своим контролем все то, что необходимо для социального развития. Правовое государство должно обеспечить личности ее право выбора и форм собственности, и форм деятельности. Только становясь разумным хозяином самому себе, индивид становится личностью. Государство должно быть гарантом равнодоступности всех граждан к самореализации. Эффективность социального управления в развитых странах связана с использованием социальных резервов производства, эффекта корпоративности. * О культуре собственности см.: Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 61.,343. Отношения коллективизма в рыночных условиях не только не игнорируются, но повсеместно культивируются. Развитые общества отличаются своей высокой социальной, коллективистской организованностью. Развитие мировой цивилизации идет не по пути монетаристского индивидуализма, не по пути материального расслоения членов общества, не по пути конфронтации социальных слоев общества, а по пути социальной интеграции. Средства производства переходят в руки тех, кто их приводит в действие, людей, которые работают. Социальной базой развитых обществ является средний класс, класс средних собственников и непосредственных производителей. Благополучие среднего класса и обеспечивает социальное равновесие в обществе. И государственное управление в развитых обществах все более ориентируется на интересы среднего класса. Кризис же государственности, характерный для нынешнего положения России, главным образом связан с игнорированием насущных потребностей той массы населения, которая объективно предназначена быть средним классом. Власть же пока озабочена своими собственными интересами. Из механизма ее функционирования выхолощены такие демократические процедуры, как экспертная оценка принимаемого экономического курса, объективный анализ жизненного уровня населения и др. Общество должно подняться над государством, аппаратом чиновников и поставить их на службу своим общественным интересам. Сонм чиновников паразитирует пока на пассивности общественного сознания. Но чем дальше мы уходим от эпохи тоталитаризма, тем выше поднимает голову придавленный ею человек. И переходный период – это период постепенного исправления тех психических деформаций, которым был подвержен человек в стране за колючей проволокой. Человек может стать подлинно свободным лишь тогда, когда базовые социальные ценности будут его личностными ценностями. Богатство человека – это его освобожденность от стихии низменных страстей, его личностное самопостроение, его духовность, противостояние всему, что унижает достоинство человека. Богатство же общества – свободно самосозидающаяся, социально ответственная личность. Три силы должны царить в обществе – власть закона, власть интеллекта и власть нравственности. Лишь на этой базе гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся система. Основная задача социального регулирования и состоит в охране гражданских механизмов общественной саморегуляции. § 5. Гражданское общество и психология гражданского самосознания Идея гражданского общества, первоначально возникшая как философская концепция, превратилась в реальную основу жизнедеятельности современного общества. Создание гражданского общества в цивилизованных странах – результат исторических целенаправленных общественных преобразований, достигнутый в длительной созидательной деятельности прогрессивных сил мирового сообщества. Исторически идеи гражданского общества формировались как идеи перехода от деспотического общества к обществу демократическому. В "Рассуждении о начале и основаниях неравенства" (1755 г.) Жан Жак Руссо сформулировал критерий перехода к гражданскому, цивилизованному обществу: равенство прав и обязанностей человека, общества и государства. Государственная власть должна быть подчинена принятым в обществе законам. Устоями гражданского общества являются нравственно-психологические качества личности – честность, человечность, добропорядочность. (Развитие этих качеств в западноевропейском обществе в значительной мере было подготовлено гуманистическими идеями реформации.) В гражданском обществе свободно развивается его публичная сфера – ассоциативная самоорганизация его членов (массовые движения, партии, различные объединения). Власть государства децентрализована в пользу местного самоуправления. Большинство и меньшинство взаимодействуют по принципу консенсуса – согласия, изыскания компромиссов. Юридическая основа гражданского общества – частное право. В гражданском обществе культивируется экономически независимый (владеющий частной собственностью) деятельно-созидательный тип личности, отстаивающий социальные ценности, развивающий общественное производство, науку и культуру. В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены. Гражданское общество контролирует структуры власти и социально-экономическую жизнь страны. Социальная структура общества определяется гражданами (всеобщие свободные выборы, референдумы), а не политической властью. Органы массовой информации свободны. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности допускается и юридически закрепляется плюрализм – возможность существования различных мнений и позиций. Сфера личной жизни гражданина ограждена юридически от любого властного вмешательства. Основные, точно определенные, права человека незыблемы. Политическая власть должна быть легитимной (законной), она должна быть санкционирована гражданами при полной свободе их волеизъявления. Мандат, полученный от народа, должен быть использован во благо народа, а не отдельных личностей и групп. Бесконтрольные насильственные действия властей против общества преступны. В этих случаях общество приобретает право на самозащиту. Действия властей должны подчиняться принципу социальной ответственности, обеспечения гражданам социально-экономической безопасности. Сюда относится и доступ граждан к здравоохранению, образованию, культуре, социально гарантированная компенсация трудовых затрат, запрет насильственного принуждения. Деятельность властных органов должна свободно оцениваться в зависимости от того, насколько они способны решать проблемы социального благополучия. Задачи гражданского общества способны решать люди с высокоразвитым гражданским самосознанием, развитым представлением о социальных ценностях, компетентные в социальном управлении. Социально ориентированное мировоззрение членов общества – основа гражданского поведения. Гражданственность – саморефлексия члена общества, самоощущение индивида как социального существа, приверженность человека общечеловеческим устоям, жизнеутверждающее взаимодействие свободного человека с миром. * * * Итак, мы рассмотрели основные проявления психики человека и общественной психологии. Задача психологической науки – понять человека, раскрыть его общеродовые и индивидуальные особенности, особенности его социального бытия. Понять психологию конкретного человека – значит понять систему принятых им ценностей, его интеллектуальные возможности, возможности его самореализации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|