|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379685
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Вы уже, наверное, догадались, что группы с общими целями более сплоченны, чем группы с соревновательными целями. Факторами внутригрупповой сплоченности служит также точное определение групповых целей и норм. Чем отчетливее члены группы осознают, какого поведения ожидает от них группа, тем с большей охотой участвуют они в ее делах.
Сплоченность нужна для самого существования и развития группы. Члены группы, отличающейся низким уровнем сплоченности, с меньшей охотой собираются вместе. Если же им приходится встречаться, они скучают и с трудом находят общий язык. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 1. Сколько человек могут составить группу? а. Достаточно одного человека б. Минимум два в. Минимум три г. Минимум пять 2. Какую из нижеперечисленных групп можно отнести к формальной? а. Семья из четырех человек б. Пятеро друзей, сидящие за столиком в кафе в. Двадцать членов комитета некой партии г. Тридцать пассажиров автобуса 3. Почему мы говорим, что группы характеризуются динамикой? а. В них редко бывает лидер б. Они обычно бывают неформальными в. Они обычно бывают соревновательными г. Они постоянно меняются 4. Почему новые члены группы обычно ведут себя тихо и незаметно? а. Формальные групповые нормы не позволяют им говорить. б. Новички пытаются понять и усвоить формальные и неформальные нормы группы. в. Новички обычно воспринимают других членов группы как соперников. г. По сравнению со старыми членами новички больше стремятся к сотрудничеству. 5. Джим Курье и Борис Беккер* проводят одиночные матчи на теннисном турнире. Как бы вы охарактеризовали цель каждого из них? а. Как кооперативную б. Как соревновательную в. Как командную г. Как кооперативную и соревновательную одновременно * Джим Курье — американский теннисист, Борис Беккер — немецкий теннисист. (Прим. ред.) 6. В команде профессиональных борцов часто возникают ссоры. Какая из нижеприведенных техник поможет ослабить враждебность между ними? а. Совместное проведение свободного времени б. Состязание по борьбе внутри команды в. Борьба с общим для всей команды соперником г. Совместная деятельность 7. Какая из нижеперечисленных особенностей относится к характеристикам сплоченной группы? а. Готовность прийти на выручку друг другу б. Соперничество в. Равнодушие г. Плохая посещаемость собраний Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы. ПРОДУКТИВНОСТЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ Групповая работа имеет очевидные преимущества над индивидуальной. Информация, которой располагают отдельные члены группы, суммируется, и члены группы, используя ее, могут предлагать различные пути решения проблем. Таким образом снижается вероятность ошибок, неизбежных при индивидуальной работе. Однако в групповой работе есть и свои ограничения, главное из которых — лимит времени. Для того чтобы найти решение проблемы или справиться с каким-то заданием, группе требуется больше времени, чем отдельному человеку. Важным фактором групповой продуктивности является размер группы. При изучении малых групп обнаружилось, что идеальный размер группы — это пять человек. Большие группы, как правило, инертны, непродуктивны и обнаруживают тенденцию разбиваться на фракции. Кроме того, в многочисленных группах молчаливые люди почти не имеют возможности высказать свое мнение. Берельсон и Штайнер (Berelson, Steiner, 1964), сравнивая группы с нечетным и четным количеством членов, обнаружили, что первые эффективнее в своей деятельности. Группа, состоящая из четырех, шести или восьми человек, бывает не так эффективна, как группа из пяти или семи человек. Почему же именно пять является идеальным числом для группы? Психологи объясняют это тем, что в такой группе меньшинство из двух человек может быть более свободным в выражении своего мнения, поскольку большинство, которое только на одного человека превосходит меньшинство, нельзя назвать подавляющим. Положительное влияние на продуктивность групповой работы может оказать и лимит времени. Райс (Rice, 1981) отмечает, что группы, требующие дополнительного времени для исполнения работы, недостаточно эффективно используют выделенное им основное время. Реалистические сроки, отведенные группе для решения какой-то задачи, стимулируют ее членов и повышают продуктивность работы. Есть и иные факторы, влияющие на групповую продуктивность. Чрезмерный конформизм и покорность могут мешать членам группы высказывать новые, оригинальные идеи. Член группы в угоду большинству может отказаться от своего мнения, даже если уверен в собственной правоте. Он может соблюдать принятые в группе правила и принимать роль покорного исполнителя чужой воли, даже если распоряжения идут вразрез с его собственными убеждениями. Конформизм Представьте себе такую ситуацию. Вы подходите к кинотеатру и собираетесь встать в очередь за билетом. В очереди примерно тридцать человек, но все они почему-то стоят спиной к кассе. Как поступите в такой ситуации вы? Последуете общему примеру или проявите независимость и встанете лицом к кассе? Естественно, вы зададитесь вопросом: почему все эти люди ведут себя столь странно? И пусть даже вы будете абсолютно уверены, что они что-то перепутали, скорее всего, вы пристроитесь в хвост этой странной очереди, избрав общее неверное направление. Понятно, что в следующий раз, придя к кассе кинотеатра, вы поведете себя как обычно и встанете лицом к кассе. Конформизм и уступчивость Психологи различают конформизм и уступчивость. Кельман (Kelman, 1958) поясняет, что конформизм — это согласие члена группы с групповыми правилами, с последующим изменением его поведения. Но иногда человек сознательно меняет свое поведение просто для того, чтобы ладить с группой, но не меняет при этом своих убеждений. В таком случае он проявляет уступчивость. Уступчивость подразумевает, что человек следует предписаниям группы, стремясь снискать ее одобрение или избежать осуждения. Пожалуй, самое известное исследование феномена группового давления и уступчивости было проведено Соломоном Ашем* (Solomon Ash, 1956). Аш говорил своим испытуемым, что они принимают участие в эксперименте, направленном на изучение восприятия. Группы, состоящие из семи студентов, размещались полукругом перед мольбертом, к которому были прикреплены два больших листа бумаги. На одном листе был начерчен вертикальный отрезок, служивший эталоном. На другом были представлены три отрезка, один из которых был равен по длине эталонному (см. рис. 15.2). Студенты должны были определить и назвать один отрезок из трех, равный по длине эталонному. Каждая группа состояла из семи студентов, но только один из них был в действительности испытуемым, остальные же шесть человек — подставными, то есть помощниками экспериментатора. Их задачей было проявить единодушие в своих ответах. «Наивный» испытуемый отвечал последним, не подозревая о том, что шестеро других действуют по указке экспериментатора. В первых трех группах подставные испытуемые дали правильные ответы, и «наивный» испытуемый, естественно, согласился с ними. Но в следующих трех группах подставные испытуемые все как один дали неправильный ответ, и «наивный» испытуемый оказывался в сложном положении. Правильный ответ был очевиден, и перед испытуемым вставала проблема — согласиться с группой или дать верный ответ. Целых 37 % «наивных» испытуемых, поддавшись групповому давлению, дали неправильные ответы. * Подробнее об экспериментах С. Аша можно прочитать в книге Д. Майерса «Социальная психология», выпущенной издательством «Питер» в 1997 г. (Прим. ред.) Конформизм: принятие групповых норм и ценностей и соответствующее им поведение. Уступчивость: изменение индивидом внешних поведенческих реакций в соответствии с групповыми нормами без изменения собственных убеждений. Рис. 15.2 Когда эксперимент был завершен, экспериментатор опросил этих испытуемых. Каждый из них знал о том, что дает заведомо неправильный ответ, но не мог поверить в то, что только он один знает правильный ответ, и не хотел выделяться из группы. Факторы, порождающие конформизм и уступчивость Почему же некоторые из испытуемых не пошли на поводу у группы и дали верные ответы? Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с таким психологическим явлением, как самооценка. Люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям. Люди же с низкой самооценкой не так уверены в себе и в результате больше подвержены групповому давлению. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|