|
Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 93309
Автор: Колризер Джордж
Название: Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента. Формат: HTML, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке проводились в IMD. ведущей бизнес-школе Швейцарии. Почти двадцать лет Александру поддерживал Бен. Он был старше ее и в качестве наставника помогал ей в корьере. Бен заменил Александре отца, которого у нее никогда не было. Их отношения были теплыми и конструктивными.
После скоропостижной смерти Бена энтузиазм Александры. ее готовность рисковать стали ослабевать, и это отразилось на ее стиле руководства и качестве работы. В течение четырех лет ситуация усугублялась, и дело дошло до того, что Александра могло лишиться своего места. Она не отдавала себе отчета в том, как глубоко на нее подействовала потеря учителя. Она не осознавала своего горя, хотя Бен по-прежнему был ей очень нужен. Александра 84 и. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ». С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ психологии просто сказало себе: «Жизнь продолжается, и я должно действовать самостоятельно». Но для того чтобы быть успешной. Александре требовалась поддержка позитивной авторитетной фигуры вроде Бена. Однако, не «проработав» свое горе и не позволив Бену «уйти», она не могло найти ему замены. Узнав о том, кок важна для нее психологическая поддержка. Александра решилась провести «роботу печали» и потом найти нового наставника. Она сказало: «Я пришла на могилу Бена, чтобы проститься с ним, и тогда же решила найти себе наставника-женщину». Через полгода она так и сделала: нашла Маргарет, нового ноставнико. и стала работать так, как не работала даже при Бене. Фактически для Алексондры проблема заключалась не только в потере Бена и горе утраты. В фокусе ее «Я» корь- ерный рост был неразрывно связон с образом Бена, поскольку именно он желал ей успеха. Поэтому, не «проработав» горе утраты самостоятельно, Александра не могла двигаться вперед. Иногда с горем удается справиться легко и быстро. Однако, как было сказано в главе 3. фазой горя цикл форми- ровония глубокой эмоциональной связи не заканчивается. Психологическая поддержка необходима всю жизнь и не только младенцам. Вот что Боулби писал о роли «опорного пункта» в жизни: «Здоровое функционирование личности в любом возрасте свидетельствует, во- первых, о способности находить людей, желающих и способных обеспечивать психологическую поддержку, и. во-вторых, об умении сотрудничать с ними ко взаимной выгоде. Напротив, личностные нарушения различного типа свидетельствуют о неспособности "видеть людей" и поддерживать длительные отношения»*. Взрослым так же, как и детям, необходима сеть психологическои поддержки: любимые, друзья, сверстники, коллеги — все те. кого можно считать «равными себе», но. кроме того, и наставники, и руководители. Исследования убедительно показывают, что в жизни успешных людей всегда присутствовал кто-то. возле кого можно было «встать на якорь». Самонадеянные одиночки, думающие, что они могут все сделать самостоятельно, часто допускают фатальные ошибки и принимают неверные решения. В книге «Почему умные люди делают глупости» (Why Smart People Do Dumb Things) Файнберг и Таррант рассказывают о величайших ошибках в бизнесе: о том. что происходило, и как этого можно было избежать. Основная мысль авторов заключается в том. что руководители, допускающие ошибки, не имели развитой системы социальных связей, не слушали тех. кто мог бы их поддержать. или «вставали на якорь», где не следовало: все это подталкивало 85 НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ их к деструктивному поведению5. Как сложилась бы судьба таких неудачливых компаний, как Enron и Tyco в США. Ahold в Нидерландах и итальянской Parmalat. если бы их лидерам было на кого опереться в жизни? С точки зрения психологии «опорные пункты» могут выглядеть по- разному. но для высокой самооценки необходимы привязанность к людям и приверженность поставленным целям. Комбинация этих связей лежит в основе уравновешенной жизненной позиции. Если быть привязанным только к людям, можно обрести безопасность, но не добиться успеха. Если посвятить себя только достижению целей, при внешней успешности можно погибать от одиночества, и это часто случается с трудоголиками. Настоящая трагедия — видеть руководителей высокого ранга, не имеющих привязанностей. проводящих жизнь в погоне за успехом, чтобы в конце концов понять. что они так и не научились ценить красоту и радость тесного общения с людьми. Однако никогда не поздно «перепрограммировать» себя и научиться устанавливать глубокие эмоциональные связи. Морозным и солнечным мартовским днем Дерек Смит, пятидесятишестилетний успешный крупный руководитель, захотел помериться силами со своим семнадцатилетним сыном на непростом горнолыжном спуске. Надо сказать, что это было не совсем обычно для него, поскольку Дерек, по словом друзей, был «женат на своей работе» и нечасто проводил время с семьей. Неудивительно, что сыну очень хотелось показать свое мастерство и победить. Однако и его честолюбивый отец не собирался проигрывать. Не желая уступить сыну. Дерек спускался так быстро, что не справился но повороте и врезался в дерево. Он пришел в сознание только в больнице, у него был сломан позвоночник. После того как доктора сказали, что Дерек поправится но уже никогда не сможет кататься но горных лыжак он впал в глубокую депрессию. В отчаянии он повторял: «Если я не смогу кататься, незачем и жить!» Сын во всем обвинял себя. Он еще в детстве усвоил, что отец всегда хочет быть первым. И теперь мальчик думал, что. если бы он позволил отцу обогнать себя, несчастья не случилось бы. Беседуя с Дереком, я кок-то спросил у него, хочет ли он оказаться в заложниках у своей идеи, что без лыж жизнь не имеет смысла, или он готов искать и находить в ней новые радости? Встав перед выбором. Дерек внезапно понял, что. конечно, он «хочет жить». Фокус его «Я» мгновенно был переориентирован. 86 и. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ». С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ психологии Дереку нужно было пережить боль росставония с юностью и осознать себя человеком зрелого возраста, отцом, мужем и бизнесменом. Когда Дереку было семь лет. его отец умер, и в жизни мальчика отсутствовал мужчина, но примере которого он мог бы научиться справляться со своими эмоциями и вообще с жизнью. Дерек — это типичный «сверхнезависимый» одиночка, всю жизнь стремившийся быть лучшим и интересовавшийся только своими достижениями. После смерти отца он перестал устанавливать связи с людьми. Поэтому при всем его материальном благополучии отношения с людьми складывались у него неважно. Осознав это. Дерек попросил прощения у сына. Потом он отправился к дочери и попросил простить его за то. что он не уделял ей внимания и никогда не говорил о своей любви. Дочь ток рассердилось, что даже ударила его. воскликнув: «Как ты смеешь говорить мне это после стольких лет!» Только через два месяца они смогли сблизиться, и дочь в конце концов его простила. Мысленно оглядываясь на прожитую жизнь. Дерек понял, как повлияло но него смерть отца. Его жизнь представляло собой реализацию плана (или «сценария», как его назвал Эрик Берн), в соответствии с которым с людьми не следовало сближаться, поскольку они могут покинуть его. кок когда-то сделал отец. Сейчас Дерек понял, что план жизни можно изменить и не причинять столько боли своим детям, супруге, подчиненным и самому себе. Чтобы измениться, необходимо было сформировать привязанность к кому-то. кто мог послужить ему психологической опорой. Вернувшись но роботу. Дерек стал вести себя иначе. Его новый стиль руководства приятно удивил подчиненных: «Большую часть жизни я провел как заложник успеха, жертвуя отношениями роди результатов. Сейчас я вижу возможность выбора и готов ею воспользоваться». Дерек сумел «перепрограммироваться», показав тем самым, что никогда не поздно изменить поведение и стиль жизни. Вряд ли такой переворот мог произойти сам по себе — для этого был необходим кризис и психологический «опорный пункт» (роль которого взял на себя я). Ток мой герой научился вести себя иначе. История Дерека показывает, как важно поддерживать равновесие между человеческими привязанностями и устремленностью к намеченным целям. 87 НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ Люди, которым есть на кого опереться, способны познавать мир и относиться к жизни с оптимизмом. Психологический «опорный пункт» есть основа позитивной самооценки и залог жизненного успеха (см. рис. 4.1). Когда рядом с нами кто-то есть, мы учимся любить и быть любимыми. Это вызывает чувство «принадлежности» кому-то. ощущение собственной ценности и значимости. Если роль «опорного пункта» выполняет не человек, а цель, можно чувствовать компетентность в определенной сфере, что. в свою очередь, приводит к успеху и подтверждает способность действовать. Самооценка индивида покоится на опорах обоих типов — на привязанности к людям, дающей ощущение «принадлежности» кому-то. и успехе в делах, подтверждаемом достигнутыми результатами. Психологические опоры ведут человека к успеху, поскольку они: • учат доверять эмоциональным связям с другими людьми: • дарят чувство безопасности и свободы в общении с окружающим миром; • стимулируют к тому, чтобы ставить перед собой все новые и новые цели более высокого уровня; • формируют самооценку и позитивное отношение к людям; • помогают понять истоки нашей индивидуальности; Привязанность Способность любить [и быть любимым) I Чувство «принадлежности» кому-то J Ощущение собственной «дельности» [права на существование) Доверие Познание Творчество Жизнерадостность Самооценка Компетентность Т Успех Действие (способность действовать) Рис. А.1. Психологические опоры человека и самооценка 88 /,. ЧТО ТАКОЕ «ОПОРНЫЙ ПУНКТ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ • помогают быть позитивными, оптимистичными и конструктивными в общении: • учат, как не оказаться в заложниках у самих себя, окружающих или у жизни. Как уже было отмечено, для взрослых психологической опорой, как правило, становятся люди «их круга». Однако есть и другие авторитеты, на которые мы равняемся. - это наставники, коучи. руководители. Успех предполагает способность устанавливать позитивные связи с властными фигурами. Мы прислушиваемся к их мнению, следуем их советам и. видя их доверие к нам. обретаем веру в себя. Со временем благодаря людям, оказывающим нам поддержку, мы можем сформировать внутренние психологические опоры. Систему представлений о мире, о своем месте в нем и о наиболее успешных формах контактов можно назвать «ментальной картой» по аналогии с картами географическими. Для их обозначения Боулби в своей книге «Привязанность и утрата» (Attachment and Loss) использует термин внутренние репрезентативные системы6. Когда привязанности и эмоциональные контакты по тем или иным причинам «деактивируются». исследовательская активность прекращается. При «активации» привязанностей и эмоциональных контактов исследование мира продолжается. Этот феномен неоднократно подтверждался Эйнсворт, работавшей с маленькими детьми. Харлоу. проводившей опыты с обезьянами, и психоаналитиком Маргарет Малер, отмечавшей, что в начале второго года жизни дети постоянно подходят к маме или папе, что дает им спокойствие и силы для дальнейших исследований7. Исследовательская активность уводит нас от «опорных пунктов». Однако она может быть успешной только при наличии «крепких тылов» и уверенности в том. что в случае необходимости мы можем рассчитывать на чью-то поддержку. Если же не покидать «безопасной зоны», познание мира окажется невозможным. Для описания привязанности у детей Роберт Вайсс разработал три критерия8: 1. Поиск близости Ребенок стремится оставаться в зоне безопасности взрослого, к которому он испытывает привязанность. 2. «Опорный пункт». В присутствии объекта привязанности и при отсутствии угрозы ребенок ощущает покой и безопасность. 3. Сопротивление разлуке. Когда возможность контактов с объектом привязанности оказывается под угрозой или ребенок остается один, он демонстрирует протестное поведение и пытается воспрепятствовать разлуке. Те же самые критерии можно использовать для описания привязанности у взрослых9. Как правило, мы испытываем привязанность к тем. кто 89 НЕ СТАТЬ ЗАЛОЖНИКОМ похож на нас. с кем нас связывают отношения равенства или партнерства. В меньшей степени у взрослых наблюдается привязанность к тем. кто их «опекает». Эта информация крайне полезна для руководителей организаций. постоянно сталкивающихся с изменениями привязанностей и распадом отношений. Лидеры должны взять на себя роль психологических «опорных пунктов», сформировать организационную культуру и систему социальных связей, Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|