|
Поллак Рейчел. Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт.Категория: Сверхъестественное » Система Таро | Просмотров: 109985
Автор: Поллак Рейчел.
Название: Мудрость ТАРО. Духовные учения и глубинные значения карт. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Итак, у этой карты есть два основных смысловых направления: священническая сила благословения и внешняя традиция, работающая в паре с внутренней мудростью Верховной Жрицы. Но какой же видели ее ранние толкователи?
НЕКОТОРЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АРКАНА ИЕРОФАНТ (ПАПА) (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ ПОЛА ХЬЮСОНА «МИСТИЧЕСКИЕ КОРНИ ТАРО») Др Мелле (1781): Юпитер. Предвечный верхом на орле. Кур де Жеблен (1773-1782): Верховный Жрец или Главный Иерофант. Эляфас Леви (1855): еврейская буква Хе, Папа. Указание, демонстрация, наставле- ние, закон, символизм, философия, религия. Поль Кристиан (1870): пятый аркан. Владыка Тайного или Священных Тайн, иерофант цди оккультное вдохновение. В Божественном мире — универсальный за- н интеллектуальном мире — религия, взаимоотношения абсолюта и бытия; в Физическом мире — вдохновение. ^азеРс (1888): Иерофант или Папа. Милосердие, благодеяние, доброта, милость. ПеРевернутом положении: чрезмерная доброта, слабость, глупая щедрость. Старшие арканы Золотая Заря (1888-1896): Волхв вечных богов. Иерофант. Божественная мудрость. Проявление, объяснение, учение. Значение во многих аспектах сходное, но отличное от Мага, пророка (Отшельника) и Влюбленных. Оккультная мудрость. Великий Восток (А.Э. Уэйт, 1889, 1909): Папа или Иерофант. Устремление, власть ключей, внешние проявления духовной силы, преходящая власть официальной религии; пребывание на стороне зла, клерикальная тирания и вмешательство. Уэйт (1910): Иерофант. Брак, союз, рабство; согласно другому источнику (Мазере) — милосердие и доброта; вдохновение; тот, к кому у кверента есть просьба. В перевернутом положении: чрезмерная доброта, слабость. Как обычно, здесь нас поджидало несколько сюрпризов. Кур де Жеблен употребляет название «Иерофант», однако наряду с Верховным Жрецом, словно бы намекая, что никакой это не папа, а фигура более тайного порядка. Кур де Жеблен, вспомним, склонялся к версии о египетском происхождении Таро, но герметисты его времени считали, что и греческие, и египетские мистерии подарил людям Тот-Гермес Трисмегист. Вот почему Жеблен без зазрения совести использовал греческий термин для якобы египетских обрядов. Если Кур де Жеблен ввел идею Иерофанта, то Леви сделал акцент на таких значениях, как наставление, закон и религия. Поль Кристиан твердо возвращает аркан в лоно оккультного, но открывает простор для смешения тем, заявляя, что религия относится к миру интеллектуальному. В Золотой Заре Иерофанта рассматривают не просто как мастера ритуалов, но как волхва, подчеркивая, что он во многом походит на Мага, Отшельника и Влюбленных, и отводя ему в ведение оккультную мудрость. В работах, подписанных псевдонимом, Уэйт делает акцент на «внешних проявлениях» и «преходящей власти» религии, упоминая даже тиранию и вмешательство, а публикуясь под своим собственным именем, вводит важный момент — брак. К этой последней идее мы скоро вернемся. Картинка с течением времени изменилась на удивление мало, даже несмотря на эволюцию толкования. Давайте рассмотрим ее структуру и основные символы. Прежде всего — жест, весьма похожий на символ священнического благословения: два перста вверх, два вниз. Мы помним, что у Мага одна рука указывает вверх, Иерофант w- а другая — вниз, это направление энергии из мира духовного в мир физический. Но здесь одна рука, и, следовательно, мы имеем дело с постоянным потоком энергии. Принцип «как вверху, так и внизу» означает не то, что наша жизнь зеркально отражает движения астрологических объектов, а что она сплетена в неразрывное целое с жизнью Божественной. Иногда оккультисты толкуют об эволюции и инволюции. Под эволюцией они понимают отнюдь не развитие от бактерий к рыбам, затем к динозаврам и млекопитающим (хотя я бы сказала, что оккультисты с куда большей охотой принимают в расчет науку, чем официальная религия). Напротив, под инволюцией они подразумевают нисхождение духа в материю, в физическое тело, символизируемое Дураком, а под эволюцией — восхождение материи в дух, показанное картой Суд. Нисхождение и восхождение — разумеется, только метафоры, так как здесь нельзя говорить о движении в том или ином направлении относительно вертикальной оси. Можно говорить лишь об энергетическом сдвиге. Отражается ли это как-то в сфере нашего непосредственного опыта? Да практически каждое мгновение — в состоянии нашего организма, в циклах дыхания и кровообращения. «Кровь есть жизнь», — говорит Левит, а слово «дух» во многих языках означает буквально «дыхание». Во Второзаконии Моисей говорит: «Она не на небе и не за морем, она [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (30:12—14). Экзотери- чески это лишает нас права утверждать, что закон слишком труден или далек от нас: вместо этого нам нужно предаться ему всем сердцем и возгласить его вслух. Но вот эзотерически... В «Еврейской книге мертвых» Женя Сеньяк разъясняет это изречение следующим образом: Божественное и священное не существует где-то далеко и отдельно от нас; оно — в каждом биении наших сердец, в каждом дыхании, вырывающемся из уст. На карте в колоде Райдера Иерофант сидит на троне меж двух колонн, что напоминает нам композицию Жрицы. Но теперь это Не черный и белый столпы, а одинаковые колонны из серого камня. Это вполне соответствует толкованию Иерофанта как хранителя внешних традиций, блюстителя правил и законов, но не внутренней истины; того, кто держит людей на коленях, в невежестве и послушании. Даже самый жест благословения с двумя пальцами вверх и двумя вниз можно рассматривать в этом контексте как половинчатую реальность, частично скрытую от людей. Хотя можно вспомнить, что, например, в Марсельском Таро Папесса не сидит меж столпов, так что именно пятый аркан представляет образ учителя, сидящего между колоннами. А что можно сказать о трехъярусной тиаре и тройном кресте Иерофанта? В церковной традиции они символизируют Отца, Сына и Святого Духа. До некоторой степени это всего лишь слова (сатирическая газета «Онион» даже как-то опубликовала памфлет под заглавием «Бог намерен уволить Святого Духа из состава Троицы»), Их можно определить как три разных плана бытия, которые Поль Кристиан называет физическим, интеллектуальным и Божественным мирами. Также можно вспомнить деление космоса на небо, землю и подземное царство. «Размышления о Таро» интерпретируют их, основываясь на идее дыхания как связи с духом. Три уровня горизонтального дыхания — это любовь к природе, любовь к ближнему и любовь к сущностям духовных иерархий, то есть к ангелам. Три ступени вертикального дыхания — это очищение (Божественным дыханием), просветление (Божественным светом) и мистическое единение (в Божественном пламени). Иерофант представляет первый из трех уровней учения (по одному на каждый ряд Старших арканов). Это уровень доктрины и традиции, посредник, соединяющий то, что пребывает Вверху и Внизу. Отшельник в этом контексте — владыка внутренних путей, держащий путеводный светоч. Третий уровень — в самом низу пятой триады Иерофанта — представлен Солнцем, в котором мы обретаем прямое откровение о чудесах бытия. Между Иерофантом и Солнцем Повешенный переворачивает наше понимание с ног на голову: от внешних учений к внутренним истинам. Иерофант задает структурный элемент, встречающийся неоднократно на протяжении ряда Старших арканов (особенно в рай- деровской традиции, где он присутствует и в некоторых Младших арканах) и происходящий от марсельской иконографии. Это треугольник, составленный из фигур, среди которых одна находит- ся между двумя другими, но расположена несколько выше по вертикальной оси изображения. Иерофант-Папа сидит на троне перед двумя монахами; ангел благословляет мужчину и женщину на Влюбленных; колесничий возвышается над двумя сфинксами или лошадьми. Позже будет также Дьявол с двумя закованными в цепи демонами, Башня между падающими с нее людьми, Луна над собакой и волком и Солнце (в Марсельском Таро), озаряющее Двоих детей. Сходный мотив можно обнаружить в Верховной Жрице, но там это фигура, помещенная между черным и белым столпами и пребывающая в равновесии. Положение Иерофанта подразумевает контроль, способность не только служить посредником между противоположностями, но и подниматься над ними, держать дистанцию. Каждая из карт с треугольной композицией предполага- свою собственную разновидность посредничества или объединения противоположностей. В лучшем своем проявлении Иерофант использует традицию и учение для помощи другим. Он указывает путь, объединяет области, находящиеся Вверху и Внизу по- ^Дством силы благословения. При этом правила и ритуалы тра- №Ции помогают ему избежать ловушки, типичной для эго: не уве- Старшие арканы ровать, что он сам лично несет ответственность за духовное состояние окружающих. Что же все это означает в гаданиях? В современном Таро мы обычно сосредоточиваемся на идее пути, по которому нужно идти кверенту. В данном случае это может быть социально приемлемая модель поведения, или то, что «транслирует» семья, или партнер, или друзья. Это традиционный образ действий, который не требует ни обдумывания, ни независимых поступков, а лишь покорного следования общепринятым нормам. Раз уж современное общество ценит свободу и инициативность (а также «незашоренное мышление»), то мы можем безоглядно отвергать все, что предлагает Иерофант, или отказываться покорно идти, куда он пошлет. А ведь традиции часто уходят на много поколений в прошлое и хранят великую мудрость. Иногда то, что на первый взгляд кажется нонконформизмом, в действительности представляет собой просто еще один «путь для роботов» без всякой извечной мудрости. В семидесятых, когда я впервые столкнулась с Таро, я преподавала на первом курсе колледжа в Нью-Йорке. И вот в сочинениях абсолютно всех студентов тогда непременно встречалась фраза: «Каждый человек — индивидуальность». Интересно, как, будучи такими неповторимыми индивидуальностями, они умудрялись слово в слово повторять некие общие места? Сейчас я бы сказала, что они, думая, будто отвергли Иерофанта, на самом деле просто нашли себе новую доктрину. Иерофант может означать учителя или образовательную систему в целом. Иногда он указывает на брак — наверное, потому, что люди, заключающие брак, обычно отправляются за этим к священнику (или кому-то, исполняющему его обязанности). Такое толкование подтверждает Четверка Жезлов — особенно в райдеровской традиции, — так как картинка этой карты изображает свадебное празднество. Иерофант связан с институтом брака, как я его называю, который далеко не всегда подразумевает страсть или даже влюбленность. Сравните его со следующей картой, Влюбленными. Иерофант может указывать на благословение, то есть на передачу или принятие некой Божественной благодати. В перевернутом положении Иерофант предполагает отступление от ортодоксии. Человек отвергает путь, проложенный для него w Иерофант семьей или обществом, и идет собственной дорогой. Все это звучит очень привлекательно и часто является очень ценным опытом, но может привести к недостатку чувства реальности или к легковерию. Я знавала людей, которые отвергали устои общества, но при этом готовы были поверить во что угодно, лишь бы это звучало достаточно альтернативно. Однажды я пришла в гости к подруге, и она взволнованно сообщила мне о своем открытии: оказывается, существует тайная группа «учителей», контролирующая весь мир. Я спросила, откуда она узнала такую потрясающую новость, и она показала мне дешево изданную брошюрку. — А ты уверена, что ее автор говорит правду? — осторожно поинтересовалась я. — Об этом я еще не думала, — призналась подруга. В другой раз эта же девушка объявила, что отвергает постулаты сразу и науки, и религии как преступную ложь, назначение которой — порабощать людей. Перевернутый Иерофант означает также свободу... но следует помнить, что свобода осложняется еще и свободой выбора. Расклад «ИЕРОФАНТ» 1. Как традиция влияет на мою жизнь? 2. Чему я научился? 3. Как я порвал с традицией? 4. Какое влияние это оказало на мою жизнь? 5. Чему я должен научить других? 6- Как я могу исполнить это предназначение? Влюбленные: 6 Астрологическое соответствие: Близнецы Каббалистическая буква: Т Зайин Путь на Древе Жизни: от Бины (Понимания) к Тиферет (Красоте) ш ВЛЮБЛЕННЫЕ то карта, получить которую рад каждый, особенно в гаданиях на главный любимый вопрос всех кве- рентов: «Когда я наконец встречу любовь всей моей жизни?» В современных версиях эта карта говорит о любви, исполнении желаний и глубоких отношениях. Но так было далеко не всегда. Более старое название — или, по крайней мере, основная тема этой карты — было связано прежде всего с выбором, и многие та- рологи до сих пор толкуют пятый аркан именно в таком ключе. Традиция Золотой Зари увязала его со знаком Близнецов, намекающим на широту возможностей. Сама идея о необходимости выбора восходит к иконографии Марсельской колоды, на карте которой изображен молодой человек между двух женщин, судя по всему, пытающийся решить, какая же из них лучше ему подойдет. Вверху купидон уже накладывает стрелу на тетиву, словно готовясь воспламенить его сердце любовью. Меня часто удивляет, что толкователи упускают из виду стрелу на этой карте. А ведь она напоминает нам, что любовь лишает нас выбора — по крайней мере, рационального выбора, при котором можно рассмотреть оба варианта действий и выбрать из них наиболее разумный. Образ союза довольно современный. Уэйт сохранил базовую композицию марсельской карты, но кардинальным образом изменил смысл. Вместо молодого человека между двух женщин (все в подобающих нарядах) он изобразил мужчину и женщину, нагих, но не ведающих стыда, а вместо купидона с луком — ангела, простирающего руки над их головами словно для того, чтобы благословить и соединить их, — брак без церкви и без ритуала. Посмотрите на райдеровских влюбленных рядом с Дьяволом. Пятнадцатый аркан выглядит пародией на шестой. Дьявол на самом деле имеет более старую иконографию и весьма близок к марсельскому «оригиналу». Уэйт и Смит переработали Дьявола и на его основе создали Влюбленных — один из шедевров своей колоды, показывающий нам идеальные отношения в противовес деградировавшим или деструктивным отношениям прототипа. В некоторых колодах, и прежде всего в Таро Тота Алистера Кроули и Фриды Харрис, этот аркан представляет ритуальную аеро- гамию, или священный брак. С герметической точки зрения иеро- гамия — это объединение противоположностей, в котором теряется отдельность мужского и женского начал. Карта Мир часто представляет гермафродита — физическое воплощение концепции единения. И Влюбленные — в какой-то мере предвестие этой совершенной манифестации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|