Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54526

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка (дневник мате-
ри).—М.: АПН РСФСР, 1955.
Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред.
Н. И. Непомнящей.—М.: Педагогика, 1975.—С. 126—132, 152,160.
Петроченко Г. Г. Развитие детей 6—7 лет и подготовка их к
школе.—Минск: Вышейшая школа, 1975.—С. 100—101, 124,
139—140.
Формирование познавательных интересов школьников/Под ред.
Г. И. Щукиной.—Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.—
С. 85—127. •
Якобсон С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее
формирования у младших школьников.—М.: Просвещение, 1976.—
С. 104—105, 161—162.
Третье занятие (практическое)
Метод эксперимента
В ходе подготовки к данному занятию особое внимание нужно
обратить на следующие вопросы:
1. Общая характеристика метода эксперимента и требования
к психологическому эксперименту в возрастной и педагогической
психологии.
2. Структура психологического эксперимента (эксперимента-
тор, испытуемые, гипотеза, план, инструкция, зависимые и неза-
висимые переменные, контролируемые и неконтролируемые усло-
вия опыта).
3. Основные этапы экспериментального исследования (выдви-
жение гипотезы, выбор методики, планирование эксперимента,
экспериментирование, обработка, анализ и интерпретация полу-
ченных данных).
4. Основные виды эксперимента в возрастной и педагогической
психологии (лабораторный, естественный, психолого-педагогиче-
ский) и их сравнительная характеристика.
На основании изученной литературы и анализа выполненных
заданий провести на занятии обсуждение следующих вопросов:
1. Требования к гипотезе экспериментального исследования.
2. Выбор адекватных методик экспериментального исследова-
ния.
3. Планирование эксперимента.
4. Анализ и оценка построения различных видов эксперимента
в возрастной и педагогической психологии.
5. Задание для самостоятельной подготовки к занятию: «Ме-
тоды анкеты и тестов».
Задание 1
В эксперименте детям дошкольного возраста (от 4 до 7 лет)
зачитывались для заучивания 15 слов, после чего детей просили
воспроизвести данные слова.
46
Затем этим же детям давали набор картинок (с изображением
отдельных предметов) и предлагали к каждому называвшемуся
для запоминания слову (на этот раз слова были другими) выбрать
картинку, которая помогла бы лучше запомнить это слово. Затем
картинки убрали и детям предлагали воспроизвести слова уже
без них.
Сформулируйте инструкцию для детей 4 лет и для детей 7 лет.
Задание 2
Укажите минимальный возраст испытуемых, начиная с которо-
го можно использовать для исследования мышления методику
«Исключение лишнего» в вербальном варианте:
— дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
— смелый, хитрый, отважный, злой, решительный.
Задание 3
Перед исследователем стояла задача — изучить психологические
особенности классификации словесного и наглядного материала
у учащихся II, IV и VI классов в лабораторном эксперименте.
Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником
по одинаковой схеме. Ребенку предлагалось 36 картинок с изобра-
жением отдельных предметов (часы, линейка, термометр, велоси-
пед, лодка, трамвай и т. д.), расположенных в случайном порядке
в виде матрицы 6Х6- Испытуемого просили отобрать картинки,
чем-то сходные между собой с его точки зрения (он мог взять
столько картинок, сколько хотел). Когда он составлял группу, его
просили объяснить, чем похожи отобранные картинки. Затем из
оставшихся картинок предлагалось отобрать следующую группу
и т. д. до полной классификации материала.
После окончания первой части опыта (с перерывом в 30 мин)
ребенку предлагался набор из 36 отпечатанных на карточках слов,
расположенных также в виде матрицы 6Х6 в случайном порядке,
и ставилась задача, идентичная описанной выше.
Вопросы
1. Проанализируйте описание эксперимента и выделите: а) не-
зависимые переменные, б) предполагаемые зависимые переменные,
в) неконтролируемые условия, которые могут сказаться на ре-
зультатах эксперимента.
2. Каков основной недостаток описанной схемы эксперимента,
который может привести к систематической ошибке?
3. Предположите два других возможных варианта организации
эксперимента, свободных от систематических ошибок.
Аснин В. И. Об условиях надежности психолого-педагогическо-
го эксперимента//Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М.: Изд-во
МГУ, 1980.—С. 220—228.
47

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров-
ского.—М.: Просвещение, 1979.-—С. 19.
Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической
статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические
методы.—М.: Педагогика, 1977.—С. 26—29.
Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте//Хрестоматия
по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Илья-
сова, В. Л. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 6—8.
Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимен-
тальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985.—С. 7—
102.
Общая психология/Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Кова-
лева, А. А. Степанова.—М.: Просвещение, 1981.—С. 36—38.
Рамуль К. А. Введение в методы экспериментальной психоло-
гии.—Тарту, 1966.—С. 3—41, 295—308.
Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред.
А. И. Пискунова, Г. В: Воробьева.—М.: Педагогика, 1979.—
С. 27—87.
Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса, Ж. Пиа-
же.—М.: Прогресс, 1966.—Вып. I и II.—С. 99—155.
Четвертое занятие (практическое)
Методы анкетирования и тестирования
Подготовка к занятию
В процессе знакомства с рекомендованной литературой нужно
обратить внимание на: а) основные требования к построению ан-
кет и тестов, б) основные правила и принципы анкетирования и
тестирования, в) принципы классификации анкет и тестов, г) спе-
цифику использования анкет и тестов в возрастной и педагогиче-
ской психологии.
Проведение занятия
1. Анализ анкет, применяемых в возрастной и педагогической
психологии.
2. Анализ тестов, применяемых в возрастной и педагогической
психологии.
3. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Метод
беседы».
Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика,
1982.—Кн. I.—С. 31—50.
Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред.
Л. А. Венгера и В. В. Холмовской.—М.: Педагогика, 1978.—
С. 7—54.
Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискуно-
ва, Г. В. Воробьева.—М.: Педагогика, 1981.—С. 139—158, 159—
214.
Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/Под
ред. К. М. Гуревича.—М.: Педагогика, 1981.—С. 5—48, 74—78,
197—216.
Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, про-
грамма, методы.—М.: Наука, 1972.
Задание 1
Проанализируйте нижеприведенную анкету и установите, что
она позволяет оценить; к кому обращены вопросы анкеты; пред-
ложите по три варианта ответов к каждому из вопросов анкеты
(иначе говоря, переделайте данную анкету в стандартизирован-
ную); предложите способ качественной и количественной обработ-
ки результатов анкетирования.
АНКЕТА
1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?
2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на «сообра-
зительность»?
3. Много ли читает дополнительной литературы?
4. Насколько эмоционально относится к интересному для него
занятию, связанному с умственной работой?
5. Часто ли задает вопросы?'
Задание 2
Для повышения надежности вопросников часто к основному
перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оце-
нить степень искренности людей при ответе на основные вопросы.
Ниже приведена часть вопросов, входящих в «шкалу лжи» детско-
го опросника для выявления двух свойств темперамента: экстра-
версии — интроверсии и эмоциональной нестабильности.
1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
2. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят?
3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
4. Ты когда-нибудь говорил неправду?
5. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
6. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь
по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
7. Ты любишь иногда похвастаться?
8. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя?
Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основание
их подбора в «шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для
«шкалы лжи».
' Ответы см. в кн.: Юпкевич В. С, Светлая радость познания.—М., 1977.-
С. 27.
4 Заказ 2268
49

Метод беседы
Пятое занятие (практическое)
Подготовка к занятию
При изучении литературы и последующем составлении плана
беседы обратить внимание на следующие моменты:
1. Достоинства и недостатки метода беседы.
2. Содержание беседы (наличие плана беседы, соответствие
плана беседы целям исследования).
3. Организация беседы (приемы регистрации ответов испытуе-
мых, содержание и план беседы с разными испытуемыми в одном
и том же исследовании).
. 4. Анализ ответов испытуемых.
Подобрать примеры исследований, где использовался метод
беседы.
Вопросы психологии личности школьника/Под ред. Л. И. Бо-
жович, Л. В. Благонадежиной.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.—
С. 170—187.
Генетические проблемы социальной психологии/Под ред.
Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. — Минск: Изд-во БГУ, 1985.—
С. 139—147.
Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления.—М.: Изд-во
МГУ, 1972.—С. 41—70.
Славина Л. С. Дети с аффективным поведением.—М.: Просве-
щение, 1966.—С. 55—61, 72—74, 98—113.
Проведение занятия
1. Характеристика беседы в возрастной и педагогической пси-
хологии.
2. Цель беседы в программе исследования.
3. Анализ бесед как метода исследования.
4. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Метод
изучения продуктов деятельности».
Задание 1
Исследователь, проанализировав ответы учащихся, полученные
в процессе беседы', делает следующие обобщения:
— младшие школьники выделяют все основные поступки Ни-
коленьки;
— каждый поступок оценивают отрицательно, поскольку Ни-
коленька поступил так, как поступать нельзя;
— не выделяют мотивов поступков;
' Дубровина И. В. Психологический анализ оценки поступков подростка-
ми//Вопросы психология личности школьника/Под ред. Л. И. Божович,
Л. .В. Благонадежиной.—М., 1961.
50
— выделяют факт поступков и его соответствие норме пове-
дения;
•— не учитывают переживания поступков самим героем.
Вопросы
1. Сопоставьте содержание, цели беседы и обобщения иссле-
дователя.
2. В какой мере полученные обобщения можно рассматривать
как достоверно характеризующие особенности оценки поступков
младшими школьниками?
3. При каких условиях может быть повышена надежность ре-
зультатов, полученных в данном исследовании, с помощью метода
беседы?
Задание 2*
Цель исследования: выявление причин возникновения отрица-
тельных аффектных переживаний и соответствующих форм пове-
дения у учащихся. Наряду с методом эксперимента, в котором
устанавливались особенности самооценки, был использован и
метод беседы.
Цель беседы: выяснить, кем бы ребенок хотел быть (имеется
в виду общественное поручение в классе) и почему он к этому
стремится.
протокол i
Экспериментатор Шурик А.,111 класс
— А выберут тебя ребята?
— А как ты думаешь?
—— Хочется, чтобы выбрали
тебя?
— Ты огорчишься, если тебя
не выберут?
— Все-таки будет обидно,
других выберут, а тебя
нет?
— Не знаю.
— Не знаю, может и нет.
—— Вообще-то хочется, нет, не
очень.
—— Нет, чего там, мне и так
хорошо.
— Чего обижаться, я не так
уж хочу.
ПРОТОКОЛ 2
Экспериментатор Галя Т., III класс
Выберут тебя ребята?
А кем ты хочешь быть?
Почему?
А ты сумеешь?
— Не знаю.
— Мне хочется быть коман-
диром звездочки или ста-
ростой спальни.
— Я люблю командовать.
— Сумею, конечно.
* По материалам кн.: Славин. Л. С. Дети с аффективным поведением.—
М, 1966.
4» • 51

Что же ты сумеешь?
А если не послушаются?
— Сумею построить ребят,
сказать, чтобы все сдела-
ли, пол вымыли, вещи уб-
рали.
— Старосту обязаны слушать-
ся, я им прикажу.
ПРОТОКОЛ 3
Экспериментатор Жен я В.,111 класс
— А ты хотел бы, чтобы тебя
выбрали?
— Тебе не обидно, что тебя
никем не выбрали?
— А кем хочется быть?
— Ну, а если бы выбрали?
— А смог бы?
— Вообще-то хотел бы, но
раз я плохо учусь, меня не
выберут.
— А чего обидно, у меня и
так не хватает времени иг-
рать. Мне не так уж хо-
чется быть звеньевым.
—— Никем, и так весело, хо-
рошо в интернате.
— Не так уж хочется. А ес-
ли бы выбрали, я бы ра-
ботал.
— Звеньевым я могу, это не-
трудно.
Вопросы
1. Вычлените в протоколах беседы вопросы, запрограммиро-
ванные и возникшие в ходе беседы.
2. Сопоставьте цели исследования, цели беседы, программу
беседы.
3. Отвечает ли программа и ход проведения беседы требова-
ниям, предъявляемым к этому методу?
4. Обобщите в соответствии с целью беседы полученные ре-
зультаты.
Шестое занятие (практическое)
Метод изучения «продуктов деятельности»
Подготовка к занятию
(задание для самостоятельной работы)
1. Подобрать «продукты деятельности учащихся» по любому
из учебных предметов или внешкольных занятий (письменные ра-
боты, рисунки, поделки, классные газеты, дневники наблюдения,
читательские дневники и т. п.).
52



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь