|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54526
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка (дневник мате-
ри).—М.: АПН РСФСР, 1955. Опыт системного исследования психики ребенка/Под ред. Н. И. Непомнящей.—М.: Педагогика, 1975.—С. 126—132, 152,160. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6—7 лет и подготовка их к школе.—Минск: Вышейшая школа, 1975.—С. 100—101, 124, 139—140. Формирование познавательных интересов школьников/Под ред. Г. И. Щукиной.—Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1968.— С. 85—127. • Якобсон С. Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников.—М.: Просвещение, 1976.— С. 104—105, 161—162. Третье занятие (практическое) Метод эксперимента В ходе подготовки к данному занятию особое внимание нужно обратить на следующие вопросы: 1. Общая характеристика метода эксперимента и требования к психологическому эксперименту в возрастной и педагогической психологии. 2. Структура психологического эксперимента (эксперимента- тор, испытуемые, гипотеза, план, инструкция, зависимые и неза- висимые переменные, контролируемые и неконтролируемые усло- вия опыта). 3. Основные этапы экспериментального исследования (выдви- жение гипотезы, выбор методики, планирование эксперимента, экспериментирование, обработка, анализ и интерпретация полу- ченных данных). 4. Основные виды эксперимента в возрастной и педагогической психологии (лабораторный, естественный, психолого-педагогиче- ский) и их сравнительная характеристика. На основании изученной литературы и анализа выполненных заданий провести на занятии обсуждение следующих вопросов: 1. Требования к гипотезе экспериментального исследования. 2. Выбор адекватных методик экспериментального исследова- ния. 3. Планирование эксперимента. 4. Анализ и оценка построения различных видов эксперимента в возрастной и педагогической психологии. 5. Задание для самостоятельной подготовки к занятию: «Ме- тоды анкеты и тестов». Задание 1 В эксперименте детям дошкольного возраста (от 4 до 7 лет) зачитывались для заучивания 15 слов, после чего детей просили воспроизвести данные слова. 46 Затем этим же детям давали набор картинок (с изображением отдельных предметов) и предлагали к каждому называвшемуся для запоминания слову (на этот раз слова были другими) выбрать картинку, которая помогла бы лучше запомнить это слово. Затем картинки убрали и детям предлагали воспроизвести слова уже без них. Сформулируйте инструкцию для детей 4 лет и для детей 7 лет. Задание 2 Укажите минимальный возраст испытуемых, начиная с которо- го можно использовать для исследования мышления методику «Исключение лишнего» в вербальном варианте: — дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. — смелый, хитрый, отважный, злой, решительный. Задание 3 Перед исследователем стояла задача — изучить психологические особенности классификации словесного и наглядного материала у учащихся II, IV и VI классов в лабораторном эксперименте. Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником по одинаковой схеме. Ребенку предлагалось 36 картинок с изобра- жением отдельных предметов (часы, линейка, термометр, велоси- пед, лодка, трамвай и т. д.), расположенных в случайном порядке в виде матрицы 6Х6- Испытуемого просили отобрать картинки, чем-то сходные между собой с его точки зрения (он мог взять столько картинок, сколько хотел). Когда он составлял группу, его просили объяснить, чем похожи отобранные картинки. Затем из оставшихся картинок предлагалось отобрать следующую группу и т. д. до полной классификации материала. После окончания первой части опыта (с перерывом в 30 мин) ребенку предлагался набор из 36 отпечатанных на карточках слов, расположенных также в виде матрицы 6Х6 в случайном порядке, и ставилась задача, идентичная описанной выше. Вопросы 1. Проанализируйте описание эксперимента и выделите: а) не- зависимые переменные, б) предполагаемые зависимые переменные, в) неконтролируемые условия, которые могут сказаться на ре- зультатах эксперимента. 2. Каков основной недостаток описанной схемы эксперимента, который может привести к систематической ошибке? 3. Предположите два других возможных варианта организации эксперимента, свободных от систематических ошибок. Аснин В. И. Об условиях надежности психолого-педагогическо- го эксперимента//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Л. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 220—228. 47 Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров- ского.—М.: Просвещение, 1979.-—С. 19. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.—М.: Педагогика, 1977.—С. 26—29. Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И. И. Илья- сова, В. Л. Ляудис.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 6—8. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в эксперимен- тальную психологию личности.—М.: Просвещение, 1985.—С. 7— 102. Общая психология/Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Кова- лева, А. А. Степанова.—М.: Просвещение, 1981.—С. 36—38. Рамуль К. А. Введение в методы экспериментальной психоло- гии.—Тарту, 1966.—С. 3—41, 295—308. Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А. И. Пискунова, Г. В: Воробьева.—М.: Педагогика, 1979.— С. 27—87. Экспериментальная психология/Под ред. П. Фресса, Ж. Пиа- же.—М.: Прогресс, 1966.—Вып. I и II.—С. 99—155. Четвертое занятие (практическое) Методы анкетирования и тестирования Подготовка к занятию В процессе знакомства с рекомендованной литературой нужно обратить внимание на: а) основные требования к построению ан- кет и тестов, б) основные правила и принципы анкетирования и тестирования, в) принципы классификации анкет и тестов, г) спе- цифику использования анкет и тестов в возрастной и педагогиче- ской психологии. Проведение занятия 1. Анализ анкет, применяемых в возрастной и педагогической психологии. 2. Анализ тестов, применяемых в возрастной и педагогической психологии. 3. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Метод беседы». Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982.—Кн. I.—С. 31—50. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской.—М.: Педагогика, 1978.— С. 7—54. Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискуно- ва, Г. В. Воробьева.—М.: Педагогика, 1981.—С. 139—158, 159— 214. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/Под ред. К. М. Гуревича.—М.: Педагогика, 1981.—С. 5—48, 74—78, 197—216. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, про- грамма, методы.—М.: Наука, 1972. Задание 1 Проанализируйте нижеприведенную анкету и установите, что она позволяет оценить; к кому обращены вопросы анкеты; пред- ложите по три варианта ответов к каждому из вопросов анкеты (иначе говоря, переделайте данную анкету в стандартизирован- ную); предложите способ качественной и количественной обработ- ки результатов анкетирования. АНКЕТА 1. Как часто ученик подолгу занимается умственной работой? 2. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на «сообра- зительность»? 3. Много ли читает дополнительной литературы? 4. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? 5. Часто ли задает вопросы?' Задание 2 Для повышения надежности вопросников часто к основному перечню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оце- нить степень искренности людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведена часть вопросов, входящих в «шкалу лжи» детско- го опросника для выявления двух свойств темперамента: экстра- версии — интроверсии и эмоциональной нестабильности. 1. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным? 2. Ты всегда выполняешь все сразу так, как тебе говорят? 3. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 4. Ты когда-нибудь говорил неправду? 5. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие? 6. Бывало ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать? 7. Ты любишь иногда похвастаться? 8. Ты шумишь иногда в классе, если там нет учителя? Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основание их подбора в «шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «шкалы лжи». ' Ответы см. в кн.: Юпкевич В. С, Светлая радость познания.—М., 1977.- С. 27. 4 Заказ 2268 49 Метод беседы Пятое занятие (практическое) Подготовка к занятию При изучении литературы и последующем составлении плана беседы обратить внимание на следующие моменты: 1. Достоинства и недостатки метода беседы. 2. Содержание беседы (наличие плана беседы, соответствие плана беседы целям исследования). 3. Организация беседы (приемы регистрации ответов испытуе- мых, содержание и план беседы с разными испытуемыми в одном и том же исследовании). . 4. Анализ ответов испытуемых. Подобрать примеры исследований, где использовался метод беседы. Вопросы психологии личности школьника/Под ред. Л. И. Бо- жович, Л. В. Благонадежиной.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.— С. 170—187. Генетические проблемы социальной психологии/Под ред. Я. Л. Коломинского, М. И. Лисиной. — Минск: Изд-во БГУ, 1985.— С. 139—147. Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления.—М.: Изд-во МГУ, 1972.—С. 41—70. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением.—М.: Просве- щение, 1966.—С. 55—61, 72—74, 98—113. Проведение занятия 1. Характеристика беседы в возрастной и педагогической пси- хологии. 2. Цель беседы в программе исследования. 3. Анализ бесед как метода исследования. 4. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Метод изучения продуктов деятельности». Задание 1 Исследователь, проанализировав ответы учащихся, полученные в процессе беседы', делает следующие обобщения: — младшие школьники выделяют все основные поступки Ни- коленьки; — каждый поступок оценивают отрицательно, поскольку Ни- коленька поступил так, как поступать нельзя; — не выделяют мотивов поступков; ' Дубровина И. В. Психологический анализ оценки поступков подростка- ми//Вопросы психология личности школьника/Под ред. Л. И. Божович, Л. .В. Благонадежиной.—М., 1961. 50 — выделяют факт поступков и его соответствие норме пове- дения; •— не учитывают переживания поступков самим героем. Вопросы 1. Сопоставьте содержание, цели беседы и обобщения иссле- дователя. 2. В какой мере полученные обобщения можно рассматривать как достоверно характеризующие особенности оценки поступков младшими школьниками? 3. При каких условиях может быть повышена надежность ре- зультатов, полученных в данном исследовании, с помощью метода беседы? Задание 2* Цель исследования: выявление причин возникновения отрица- тельных аффектных переживаний и соответствующих форм пове- дения у учащихся. Наряду с методом эксперимента, в котором устанавливались особенности самооценки, был использован и метод беседы. Цель беседы: выяснить, кем бы ребенок хотел быть (имеется в виду общественное поручение в классе) и почему он к этому стремится. протокол i Экспериментатор Шурик А.,111 класс — А выберут тебя ребята? — А как ты думаешь? —— Хочется, чтобы выбрали тебя? — Ты огорчишься, если тебя не выберут? — Все-таки будет обидно, других выберут, а тебя нет? — Не знаю. — Не знаю, может и нет. —— Вообще-то хочется, нет, не очень. —— Нет, чего там, мне и так хорошо. — Чего обижаться, я не так уж хочу. ПРОТОКОЛ 2 Экспериментатор Галя Т., III класс Выберут тебя ребята? А кем ты хочешь быть? Почему? А ты сумеешь? — Не знаю. — Мне хочется быть коман- диром звездочки или ста- ростой спальни. — Я люблю командовать. — Сумею, конечно. * По материалам кн.: Славин. Л. С. Дети с аффективным поведением.— М, 1966. 4» • 51 Что же ты сумеешь? А если не послушаются? — Сумею построить ребят, сказать, чтобы все сдела- ли, пол вымыли, вещи уб- рали. — Старосту обязаны слушать- ся, я им прикажу. ПРОТОКОЛ 3 Экспериментатор Жен я В.,111 класс — А ты хотел бы, чтобы тебя выбрали? — Тебе не обидно, что тебя никем не выбрали? — А кем хочется быть? — Ну, а если бы выбрали? — А смог бы? — Вообще-то хотел бы, но раз я плохо учусь, меня не выберут. — А чего обидно, у меня и так не хватает времени иг- рать. Мне не так уж хо- чется быть звеньевым. —— Никем, и так весело, хо- рошо в интернате. — Не так уж хочется. А ес- ли бы выбрали, я бы ра- ботал. — Звеньевым я могу, это не- трудно. Вопросы 1. Вычлените в протоколах беседы вопросы, запрограммиро- ванные и возникшие в ходе беседы. 2. Сопоставьте цели исследования, цели беседы, программу беседы. 3. Отвечает ли программа и ход проведения беседы требова- ниям, предъявляемым к этому методу? 4. Обобщите в соответствии с целью беседы полученные ре- зультаты. Шестое занятие (практическое) Метод изучения «продуктов деятельности» Подготовка к занятию (задание для самостоятельной работы) 1. Подобрать «продукты деятельности учащихся» по любому из учебных предметов или внешкольных занятий (письменные ра- боты, рисунки, поделки, классные газеты, дневники наблюдения, читательские дневники и т. п.). 52 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|