Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19908

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При исследовании интегральной индивидуальности обнаруживается криволинейная зависимость между показателями разноуровневых показателей. Такая зависимость была выявлена методом таксономии.
Суть метода в том, что для каждого испытуемого вычисляется положение в многомерном пространстве, координатами которого являются значения показателей свойств темперамента и свойств нервной системы (например, двух уровней интегральной индивидуальности). Если при этом испытуемые распределяются в многомерном пространстве в нескольких непересекающихся гиперсферах, каждая из них представляет особую самостоятельную систему — тип (В. С. Мерлин, 1986).
Применяя метод таксономии, Р. И. Аллагулов (1971)иВ.М. Русалов (1979) установили, что испытуемые с сильным возбудительным процессом и слабым возбудительным процессом образуют два различных таксона. Среди психологических показателей, образующих систему координат, есть такие (например, эмоциональная возбудимость), которые не коррелируют с показателями силы возбудительного процесса, но входят с ней в общий таксон. Во всех указанных случаях связь между свойствами темперамента и свойствами нервной системы, входящими в общий таксой, имеет нелинейный характер.
Психофизиологический смысл данной зависимости тот же, какой устанавливается при дискриминантном анализе. Это компенсаторные связи между свойствами темперамента, зависящими от одного и того же свойства нервной системы, только условия компенсации одного свойства другим здесь более сложные. В случае линейной зависимости компенсируют друг друга свойства темперамента с примерно одинаковым ранговым местом испытуемого по каждому сопоставляемому показателю. В случае криволинейной зависимости при осуществлении какой-либо приспособительной функции можно предположить, что компенсируют друг друга свойства темперамента с резко различающимися ранговыми местами у каждого испытуемого.
Таким образом, статистические методы анализа данных, применяемые при исследовании интегральной индивидуальности, позволяют установить различные уровни интеграции свойств в структуре индивидуальности:
• линейная зависимость одного свойства какого-либо уровня интегральной индивидуальности от нескольких свойств другого уровня, выражающаяся в прямолинейных корреляциях;
• линейная зависимость сочетания свойств одного уровня от отдельного свойства другого уровня, выражающаяся в дискриминантах;
• нелинейная зависимость комплекса свойств (например, темперамента) от одного или нескольких свойств (например, нервной системы), выражающаяся в таксонах.
Установление линейных или нелинейных зависимостей в структуре интегральной индивидуальности позволяет судить об особенностях внутри- и межуровневых связей, а следовательно, делать заключение о таких особенностях индивидуальности, как целостность структур в индивидуальности, ее гомоморфность, пластичность, устойчивость, преобладание «высших» или «низших» уровней интегральной индивидуальности в приспособительной деятельности и др.


1.5. РОЛЬ «ВНЕШНЕЙ» И «ВНУТРЕННЕЙ»
ДЕТЕРМИНАЦИИ В ВАРИАТИВНОСТИ
МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ
ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Как уже отмечалось, проблема исследования внешней и внутренней детерминации индивидуальных различий в структурировании и, тегральной индивидуальности ведет начало с работ В. С. Мерлина его учеников. В рамках теории интегральной индивидуальности из чается зависимость специфики структуры индивидуальности от различных свойств субъекта деятельности (уровня мотивации, адаптированности к социуму и др.). Предметом исследования служили внешние детерминанты, такие как условия совместной и индивидуальной деятельности, обучающие технологии, условия семейного вое питания и др. -
Так, под руководством В. В. Белоуса выполнен ряд экспериментальных работ по изучению специфических структур интегральной индивидуальности в зависимости от условий жизнедеятельности (К. В. Макарова, 1992) обучения (Л. В. Мищенко, 1993; А. Т. Найманов, 1991 Н. В. Орлинкова, 1988; А. И. Осипова, 1991) и т. д. Исследовались особенности структур интегральной индивидуальности в различные возрастные периоды (подростковый, ранней юности, студенческий).
Так, К. В. Макаровой было проведено экспериментальное исследование структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Она исследовала свойства трех уровней интегральной индивидуальности подростка психодинамический, личностный и социально-психологический. Изучались особенности межуровневых связей у подростков в разных социальных условиях и влияние этой структуры на продуктивность учебной деятельности. Испытуемыми были школьники из благополучных семей и школы-интерната. В результате проведенного исследования выяснилось, что структура интегральной индивидуальности подростка из благополучной среды отличается от структуры интегральной индивидуальности подростка из школы-интерната. Связь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у подростков из школы-интерната более плотная, чем у подростков из благополучных семей.
Кроме того, у первых в структуре интегральной индивидуальности доминирует психодинамический уровень, а у подростков из благополучной среды — показатели когнитивной сложности межличностных отношений. Наконец, на показатели успеваемости подростков из разной социальной среды влияют разные уровни интегральной индивидуальности. Личностный уровень определяет успеваемость подростков из школы-интерната, а метаиндивидуальный и психодинамический — подростков из благополучной среды.
Итак, структура интегральной индивидуальности не статичное образование, она находится в непрерывном динамическом развитии. Благодаря специфической структуре и функциям интегральной индивидуальности создаются благоприятные условия для гармонизации человека и среды.
Особенно отчетливо специфика структуры интегральной индивидуальности проявляется в раннем юношеском возрасте. В экспериментальной работе А. А. Осиповой (1991) изучалась взаимосвязь структуры интегральной индивидуальности и продуктивности индивидуальной работы на компьютере в раннем юношеском возрасте. Предметом исследования, как и в описанной выше работе, служили три уровня интегральной индивидуальности: психодинамический, личностный и Уровень метаиндивидуальности. Особенности взаимоотношения разноуровневых свойств интегральной индивидуальности определялись методами корреляционного и таксономического анализов. Корреляционный анализ выявил влияние психодинамики на формирование личностного уровня и уровня метаиндивидуальности, а также влияние личностного уровня на уровень метаиндивидуальности.
Эти данные позволяют говорить о том, что структура интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте совпадает со структурой интегральной индивидуальности студентов 4-го курса вуза. Но такого рода совпадение является скорее внешним, нежели внутренним.
У студентов 4-го курса по линии «темперамент — личность — статус» доминируют свойства психодинамики. У старшеклассников — личностные свойства.
Кроме того, установлено, что социометрический статус старшеклассников в значительной степени определяется свойствами личностного уровня интегральной индивидуальности. Возрастные изменения структуры интегральной индивидуальности происходят под воздействием как внешних (новый социовакуум), так и внутренних (гетеро- хронность и неравномерность развития) причин.
Таксономический анализ исходных данных позволил описать нелинейные зависимости в структуре интегральной индивидуальности и выделить ряд автономных уровней. После преобразования индивидуальных показателей интегральной индивидуальности в интегральные 1 был выделен таксон, содержащий взаимные связи всех изученных уровней у испытуемых раннее юношеского возраста.
В экспериментальной работе Ф. М. Шидаковой (1992) исследовались особенности структуры интегральной индивидуальности в зависимости от разных ступеней обучения в вузе. Эксперимент проводился в Карачаево-Черкесском педагогическом университете. В нем приняли участие студенты 1-го и 4-го курсов художественно-графического факультета. Независимо от ступени обучения диагностировались три уровня интегральной индивидуальности: психодинамический, личностный и социально-психологический. Обработка исходных данных производилась методами корреляционного и факторного анализов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Алексеева Любовь Валерьевна. Технология «Интерактивная стена» как средство поддержки индивидуальности дошкольника
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Культовая травма и реабилитация
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Гурджиев Г. ЗАКОНОМЕРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Сокровище, которое трудно добыть; Treasure hard to attain
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Узнайте человека по походке
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Габдракипова Зульфия Альфридовна. Групповой психолого-педагогический, информационно- творческий проект «Адаптация детей к условиям ДОУ. Первые шаги»
  • Бесчётнова Татьяна Викторовна. Принцип интеграции в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Лэпбук «Театры города Красноярска»
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Заболотная Надежда Александровна Погодаева Алёна Викторовна. Реализация педагогической технологии «Клубный час» в условиях ФГОС ДО
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Интеграция; Integration
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Горынина Анастасия Сергеевна. «Использование современных образовательных технологий с целью поддержки детской инициативы»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь