|
Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19908
Автор: Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В.
Название: Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке При исследовании интегральной индивидуальности обнаруживается криволинейная зависимость между показателями разноуровневых показателей. Такая зависимость была выявлена методом таксономии.
Суть метода в том, что для каждого испытуемого вычисляется положение в многомерном пространстве, координатами которого являются значения показателей свойств темперамента и свойств нервной системы (например, двух уровней интегральной индивидуальности). Если при этом испытуемые распределяются в многомерном пространстве в нескольких непересекающихся гиперсферах, каждая из них представляет особую самостоятельную систему — тип (В. С. Мерлин, 1986). Применяя метод таксономии, Р. И. Аллагулов (1971)иВ.М. Русалов (1979) установили, что испытуемые с сильным возбудительным процессом и слабым возбудительным процессом образуют два различных таксона. Среди психологических показателей, образующих систему координат, есть такие (например, эмоциональная возбудимость), которые не коррелируют с показателями силы возбудительного процесса, но входят с ней в общий таксон. Во всех указанных случаях связь между свойствами темперамента и свойствами нервной системы, входящими в общий таксой, имеет нелинейный характер. Психофизиологический смысл данной зависимости тот же, какой устанавливается при дискриминантном анализе. Это компенсаторные связи между свойствами темперамента, зависящими от одного и того же свойства нервной системы, только условия компенсации одного свойства другим здесь более сложные. В случае линейной зависимости компенсируют друг друга свойства темперамента с примерно одинаковым ранговым местом испытуемого по каждому сопоставляемому показателю. В случае криволинейной зависимости при осуществлении какой-либо приспособительной функции можно предположить, что компенсируют друг друга свойства темперамента с резко различающимися ранговыми местами у каждого испытуемого. Таким образом, статистические методы анализа данных, применяемые при исследовании интегральной индивидуальности, позволяют установить различные уровни интеграции свойств в структуре индивидуальности: • линейная зависимость одного свойства какого-либо уровня интегральной индивидуальности от нескольких свойств другого уровня, выражающаяся в прямолинейных корреляциях; • линейная зависимость сочетания свойств одного уровня от отдельного свойства другого уровня, выражающаяся в дискриминантах; • нелинейная зависимость комплекса свойств (например, темперамента) от одного или нескольких свойств (например, нервной системы), выражающаяся в таксонах. Установление линейных или нелинейных зависимостей в структуре интегральной индивидуальности позволяет судить об особенностях внутри- и межуровневых связей, а следовательно, делать заключение о таких особенностях индивидуальности, как целостность структур в индивидуальности, ее гомоморфность, пластичность, устойчивость, преобладание «высших» или «низших» уровней интегральной индивидуальности в приспособительной деятельности и др. 1.5. РОЛЬ «ВНЕШНЕЙ» И «ВНУТРЕННЕЙ» ДЕТЕРМИНАЦИИ В ВАРИАТИВНОСТИ МЕЖУРОВНЕВЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Как уже отмечалось, проблема исследования внешней и внутренней детерминации индивидуальных различий в структурировании и, тегральной индивидуальности ведет начало с работ В. С. Мерлина его учеников. В рамках теории интегральной индивидуальности из чается зависимость специфики структуры индивидуальности от различных свойств субъекта деятельности (уровня мотивации, адаптированности к социуму и др.). Предметом исследования служили внешние детерминанты, такие как условия совместной и индивидуальной деятельности, обучающие технологии, условия семейного вое питания и др. - Так, под руководством В. В. Белоуса выполнен ряд экспериментальных работ по изучению специфических структур интегральной индивидуальности в зависимости от условий жизнедеятельности (К. В. Макарова, 1992) обучения (Л. В. Мищенко, 1993; А. Т. Найманов, 1991 Н. В. Орлинкова, 1988; А. И. Осипова, 1991) и т. д. Исследовались особенности структур интегральной индивидуальности в различные возрастные периоды (подростковый, ранней юности, студенческий). Так, К. В. Макаровой было проведено экспериментальное исследование структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Она исследовала свойства трех уровней интегральной индивидуальности подростка психодинамический, личностный и социально-психологический. Изучались особенности межуровневых связей у подростков в разных социальных условиях и влияние этой структуры на продуктивность учебной деятельности. Испытуемыми были школьники из благополучных семей и школы-интерната. В результате проведенного исследования выяснилось, что структура интегральной индивидуальности подростка из благополучной среды отличается от структуры интегральной индивидуальности подростка из школы-интерната. Связь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у подростков из школы-интерната более плотная, чем у подростков из благополучных семей. Кроме того, у первых в структуре интегральной индивидуальности доминирует психодинамический уровень, а у подростков из благополучной среды — показатели когнитивной сложности межличностных отношений. Наконец, на показатели успеваемости подростков из разной социальной среды влияют разные уровни интегральной индивидуальности. Личностный уровень определяет успеваемость подростков из школы-интерната, а метаиндивидуальный и психодинамический — подростков из благополучной среды. Итак, структура интегральной индивидуальности не статичное образование, она находится в непрерывном динамическом развитии. Благодаря специфической структуре и функциям интегральной индивидуальности создаются благоприятные условия для гармонизации человека и среды. Особенно отчетливо специфика структуры интегральной индивидуальности проявляется в раннем юношеском возрасте. В экспериментальной работе А. А. Осиповой (1991) изучалась взаимосвязь структуры интегральной индивидуальности и продуктивности индивидуальной работы на компьютере в раннем юношеском возрасте. Предметом исследования, как и в описанной выше работе, служили три уровня интегральной индивидуальности: психодинамический, личностный и Уровень метаиндивидуальности. Особенности взаимоотношения разноуровневых свойств интегральной индивидуальности определялись методами корреляционного и таксономического анализов. Корреляционный анализ выявил влияние психодинамики на формирование личностного уровня и уровня метаиндивидуальности, а также влияние личностного уровня на уровень метаиндивидуальности. Эти данные позволяют говорить о том, что структура интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте совпадает со структурой интегральной индивидуальности студентов 4-го курса вуза. Но такого рода совпадение является скорее внешним, нежели внутренним. У студентов 4-го курса по линии «темперамент — личность — статус» доминируют свойства психодинамики. У старшеклассников — личностные свойства. Кроме того, установлено, что социометрический статус старшеклассников в значительной степени определяется свойствами личностного уровня интегральной индивидуальности. Возрастные изменения структуры интегральной индивидуальности происходят под воздействием как внешних (новый социовакуум), так и внутренних (гетеро- хронность и неравномерность развития) причин. Таксономический анализ исходных данных позволил описать нелинейные зависимости в структуре интегральной индивидуальности и выделить ряд автономных уровней. После преобразования индивидуальных показателей интегральной индивидуальности в интегральные 1 был выделен таксон, содержащий взаимные связи всех изученных уровней у испытуемых раннее юношеского возраста. В экспериментальной работе Ф. М. Шидаковой (1992) исследовались особенности структуры интегральной индивидуальности в зависимости от разных ступеней обучения в вузе. Эксперимент проводился в Карачаево-Черкесском педагогическом университете. В нем приняли участие студенты 1-го и 4-го курсов художественно-графического факультета. Независимо от ступени обучения диагностировались три уровня интегральной индивидуальности: психодинамический, личностный и социально-психологический. Обработка исходных данных производилась методами корреляционного и факторного анализов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|