Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379398

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ
Гениальность — это, по правде говоря,
всего лишь способность воспринимать
мир необычным образом.
Уильям Джеймс
Представьте себе, что вы наблюдаете за группой гавайских женщин, танцующих под нежный и ритмичный аккомпанемент гитары, а ваш приятель-гаваец, вместе с вами наблюдающий за танцовщицами, восклицает: «Какая красивая легенда!» Вы продолжаете смотреть во все глаза, но не можете обнаружить ничего даже похожего на легенду. Вы слышите только приятную мелодию и видите, как несколько женщин взмахивают руками и изгибаются в такт музыке. Но вот приятель объясняет вам значение каждого движения, и вы начинаете тоже видеть в танце чудесную легенду о ветре. Или предположим, вы ужасно голодны и с большим аппетитом поглощаете сочный бифштекс, но вдруг слышите чьи-то сетования по поводу того, что повар нынче не поскупился на соль. До этого мгновения бифштекс казался вам восхитительным, а после сказанного вы и впрямь вдруг начинаете ощущать, что он пересолен до невозможности.
Ясно, что соли в бифштексе не прибавилось и танцовщицы не стали двигаться более «понятно». Так почему же в обоих случаях изменилось ваше восприятие? В этой главе мы и займемся рассмотрением того, какие условия влияют на восприятие и какими методами можно сделать его более совершенным.
Единственным источником информации об окружающем нас мире являются наши чувства. Поэтому в первой части этой главы мы обратим внимание на различия между экстеро- и интероцептивными* ощущениями, рассмотрим связь между вниманием и восприятием и опишем несколько распространенных методов управления вниманием. Во второй части исследуем некоторые факторы, влияющие на интерпретацию воспринимаемой информации, а также обсудим часто встречающиеся иллюзии. В конце главы мы приведем обзор основных методов совершенствования восприятия и обсудим вопрос о существовании экстрасенсорного восприятия.
' Согласно классификации английского физиолога Ч. Шеррингтона, все ощущения делятся на три класса: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение тела в пространстве; 3) интероцептивные (органические) ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Именно этот принцип классификации и будет использован в данной главе. (Прим. науч. ред.)

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Информация из внешнего мира поступает к нам через органы чувств в форме ощущений. Затем она интерпретируется, то есть полученные нами ощущения наделяются тем или иным значением. Например, когда вы слышите звон будильника, то сам по себе звук, услышанный вами, — это ощущение, значение же, которое вы придадите этому сигналу, — это уже ваша интерпретация. По рабочим дням звон будильника в 7 часов утра, скорее всего, означает, что пора вставать и начинать трудовой день. Однако по выходным дням тот же сигнал обычно имеет совсем другое значение. Вы, скорее всего, обругаете себя за то, что забыли отключить звонок будильника, нажмете кнопку и повернетесь на другой бок. В обоих случаях ощущение (звон будильника) было одним и тем же, но ваша интерпретация этого ощущения менялась в зависимости от других сопутствующих факторов.
Восприятие: отражение в сознании предметов, ситуаций и событий внешнего мира, составленное из отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, а также их интерпретация.
Ощущение: непосредственная реакция органов чувств и нервных центров на воздействие предметов, явлений и ситуаций внешнего мира. Из таких реакций (отдельных ощущений) складывается целостное восприятие.
Интерпретация (от лат. interpretatio — объяснение, толкование): объяснение поступающих через органы чувств ощущений на основе предшествовавшей или сопутствующей информации.
Упражнение 2.1
а. Представьте себе, что вы едете по шоссе и замечаете красный шестиугольный дорожный знак, на котором написано «STOP». Вы немедленно отпускаете педаль газа и нажимаете на тормоз. Что в описанном эпизоде относится к ощущениям, а что — к интерпретации?
Ощущения: _______________________________
Интерпретация: ____________________________
б. Как бы изменилась ваша интерпретация того же самого знака, если бы вы шли по шоссе пешком? ______________________

Рис. 2.1. Сколько точек вы видите?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Экстероцептивные ощущения
Принято считать, что главными источниками информации для человека о внешнем мире являются его пять основных чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, и, как правило, любая попытка обострить какое-либо из этих чувств (например, с помощью контактных линз, слухового аппарата или хирургической коррекции околоносовых пазух) сопряжена с вмешательством в естественные физиологические процессы. Но даже после внесения всех коррективов и усовершенствований наша способность к чувственному восприятию остается ограниченной. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на рис. 2.1. Вы увидите три или, в лучшем случае, четыре точки.
На самом же деле в прямоугольнике восемь точек; просто некоторые из них столь малы, что их невозможно различить невооруженным глазом. Аналогичным образом вы, скорее всего, никогда не слышали звуков, издаваемых блохой, и не ощущали ее запаха. Эти звуки и запахи находятся по ту сторону нашего сенсорного порога, и мы не способны их воспринять. Сенсорным порогом, или порогом ощущения, является тот минимальный уровень, за пределами которого мы уже не можем ощущать ни зрительного образа, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни прикосновения. Чтобы определить свой слуховой порог, вы можете плавно уменьшать громкость радиоприемника или стереосистемы до того момента, пока с трудом сможете различать звуки. Если после этого вы еще чуть-чуть уменьшите громкость, то вам покажется, что звук пропал совсем. Вашим слуховым порогом будет именно тот уровень громкости, при котором звук едва слышен.
Роль головного мозга в восприятии
Человеческий мозг — удивительное устройство! Он принимает сообщения от всех органов чувств и дает нам возможность видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, осязать. Затем он классифицирует и сохраняет полученную информацию, чтобы в дальнейшем использовать ее при интерпретации вновь поступающих ощущений. Ученые считают, что во всей Вселенной нет структуры более сложной, чем мозг человека. Мозг управляет не только процессами восприятия, но и настроением, памятью, воображением, двигательными функциями, то есть всей жизнедеятельностью человеческого организма.
Порог ощущения: минимальный уровень интенсивности раздражителя, вызывающий соответствующее ощущение.

Рис. 2.2. Зоны коры головного мозга, «отвечающие» за те или иные ощущения.
Внешний поверхностный слой мозга называется корой. Кора состоит из глубоких складок нервной ткани. Если разгладить эти складки, то поверхность коры мозга будет иметь примерно такую же площадь, как поверхность письменного стола. Почти все процессы мышления и восприятия являются результатом прохождения через кору головного мозга нервных импульсов.
Сначала нервные импульсы передаются от органов чувств в специализированные рецептивные зоны (см. рис. 2.2). Например, когда вы слышите по радио звуки песни, сигнал передается из уха в аудиторную (слуховую) зону коры вашего мозга. Затем нервные импульсы поступают в другие участки мозга, где звуки интерпретируются и сравниваются со звуками, слышанными ранее. Если вы когда-то уже слышали эту песню, вы ее узнаете.
Подпороговые раздражители
Что же касается звуков, которые находятся за порогом вашего восприятия, некоторые ученые считают, что нервные импульсы, вызываемые ими, тоже поступают в специальную зону вашего головного мозга, несмотря на то что вам кажется, будто вы ничего не слышите. Звуки, зрительные образы и другие раздражители, находящиеся ниже вашего сенсорного порога, называются подпороговыми. Исследования гипноза подтверждают, что воздействуя подобными раздражителями на человека, можно оказывать на него влияние, которое не будет им осознаваться.
Кора головного мозга: внешний поверхностный слой головного мозга, где происходят все процессы восприятия и сложной мыслительной деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь