Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13118
Автор: Шторк Й.
Название: Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Ребенок становится все более способным упорядочивать достигающие его сенсорные стимулы в более широкие и адекватные взаимосвязи, отличать фигуру от фона и компенсировать изменение в восприятии сигналов, исходящих от движущейся фигуры. Это подразумевает приобретение восприятия глубины. Конечным пунктом такой линии развития является осознание пространственной идентичности предмета. В когнитивной сфере быстрое развитие сенсориума вызывает дифференциацию функций памяти и их интеграцию в процессе мышления. Поворотным пунктом этой линии развития является осознание временной идентичности исчезающего и вновь возникающего предмета. Поскольку эти процессы развития, которые характеризуются Шпицем как прогрессирующий переход от коэнестетического восприятия к диакритическому, разворачиваются во взаимодействии с человеческим объектом (см. статью П. Орбана в т. I), которое с момента появления улыбки у трехмесячного младенца носит характер удовольствия, они достигают кульминации в осознании пространственной и временной идентичности матери как основного источника удовольствия. Это осознание симптоматически выражается в появлении так называемой тревоги восьми месяцев, страха перед посторонними людьми в отсутствие матери в поле зрения ребенка. Это означает, что ребенок может воспринимать мать как человека в целом и отличить ее от других людей. Это означает также преодоление стадии парциальных объектов. Появление тревоги восьми месяцев свидетельствует, по Шпицу, о приобретении второго организатора психики и о переходе на стадию либидинозного объекта. Тот факт, что ребенок реагирует тревогой только тогда, когда нет рядом матери, Шпиц объясняет тем, что первоначально ребенок ожидал увидеть в постороннем человеке мать и реагирует неудовольствием, обнаружив, что его ожидания не сбылись. Приобретение второго организатора психики влечет за собой целый ряд изменений:
1. В соматической сфере миелинизация проводящих нервных путей19 достигла состояния, обеспечивающего диакритическое функционирование сенсорного аппарата и координацию движений, благодаря чему становится возможным выполнение последовательных направленных действий, регуляция положения тела и сохранение равновесия. 2. В когнитивной сфере возрастающее число следов памяти приводит к увеличению сложности процессов мышления, что создает когнитивную основу для осуществления направленных действий. 3. В сфере психической организации благодаря описанным выше процессам созревания и развития ребенок впервые становится способным с помощью направленных действий достигать преднамеренной разрядки аффективного напряжения, то есть целенаправленно и произвольно получать удовольствие. В результате усиливается катексис формирующейся структуры Я, которой и объясняются эти достижения. Я отграничивается от Оно и от внешнего мира, все более структурируясь и интегрируясь благодаря обмену аффективно катектированными действиями с формирующимся объектом. Шпиц говорит о тесной связи и взаимной зависимости - обратной связи - между ранней судьбой влечений и развитием объектных отношений, которые ведут к установлению либидинозного объекта, к дифференциации и интеграции Я. Поэтому далее следует вкратце остановиться на том, как Шпиц рассматривает развитие объектных отношений в рамках динамического подхода. Прежде всего он категорически утверждает, что либидинозные и агрессивные влечения в равной мере участвуют в построении объектных отношений. При рождении и на следующей после рождения нарцис-сической стадии влечения еще не отделены друг от друга; такое разделение происходит только на исходе первых трех месяцев в ходе происходящих между матерью и ребенком, наполненных удовольствием и вызывающих неудовольствие взаимодействий. Эти взаимодействия первоначально выступают в форме обособленных, изолированных переживаний в специфической сфере обоих влечений, которые не соединяются и не смешиваются друг с другом. Такое положение сохраняется по меньшей мере на протяжении всей нарциссической стадии вплоть до трехмесячного возраста, когда образуется предшественник объекта. И на нарциссической стадии, и в последующий период перехода к стадии настоящих объектных отношений влечения развиваются, "анаклитически опираясь" (Freud, V, 82; X, 153 etc.) на оральные потребности младенца. Мать - это тот человек, который удовлетворяет оральные потребности младенца; она становится целью его агрессивных и либидинозных влечений. Но в это время она еще не воспринимается как единый, константный и неизменный человек, как геш-тальт в силу своей ситуативной детерминированности, то есть включенности в восприятии в определенную общую ситуацию, она воспринимается как множество отдельных людей или, вернее, отдельных перцептов. Эти перцепты характеризуются для маленького ребенка сопутствующим ощущением удовольствия или неудовольствия. На основе этих наблюдений и размышлений Шпиц присоединяется к Гартманну, Крису и Левенштейну (Hartmarm, Kris, Loewenstein 1946), Абрахаму (Abraham 1916) и наконец, Мелани Кляйн (с 1927 года "добрый" и "злой" объекты являются для нее краеугольным камнем развития ребенка в раннем возрасте), предполагая, что на этой стадии младенец обладает двумя объектами: злым, на который направлена его агрессия, и добрым, к которому обращено его либидо. Этот период можно вслед за Абраха-VIOM (Abraham 1916) назвать также доамбивалентной стадией (см. выше), поскольку здесь оба объекта еще не осознаются в качестве аспектов одного и того же человека, после чего в дальнейшем в виде реакции развивается амбивалентное отношение к данному человеку. Между шестым и восьмым месяцем происходит синтез. Возрастающее влияние Я, подкрепленное прогрессирующим созреванием и развитием сенсориума, выражается в интеграции следов памяти и бесчисленных переживаний взаимодействия ребенка со своей матерью. В конце концов это завершается объединением обоих предшественников объекта, доброго и злого объекта в объекте любви - в целостной матери. Слияние обоих влечений и слияние злого и доброго объектов в едином объекте - в объекте либидо - являются, следовательно, двумя сторонами одного и то же процесса. В отличие от Мелани Кляйн Рене Шпиц (как и Винникотт) отстаивает мнение, что хорошие аспекты матери гораздо сильнее плохих. Точно так же либидинозное влечение преобладает над агрессивным, поскольку либидинозное влечение ребенка имеет непосредственное отношение к его потребностям. Этот постулат Шпица направлен против представлений Мелани Кляйн, которая с самого начала рассматривает психическое развитие маленького ребенка с точки зрения динамики отнюдь не предопределенного заранее спора между влечениями к жизни и к смерти. Согласно наблюдениям Шпица, после установления второго организатора, после полного обретения объекта и после слияния агрессивного и либидинозного влечений некоторые защитные механизмы, в частности идентификация, приобретают функции, которые сохранятся и у взрослого человека. Он сумел установить, что настоящее подражание как поведенческий индикатор психического процесса идентификации начинается только между восьмым и десятым месяцами. Умение подражать и функция подражания являются, согласно Шпицу, средством, позволяющим ребенку достигать все большей независимости от матери. В качестве решающего фактора приобретения этих механизмов выступает аффективный климат, который должен обеспечить ребенку возможность идентификации. К этому моменту - в ходе разворачивающихся процессов подражания и идентификации - между матерью и ребенком развивается двусторонняя, направленная, активная, интенциональная коммуникация. Впоследствии эта коммуникация будет постепенно упорядочена в своеобразную систему семантических жестов, которые позднее, к концу первого года жизни, через так называемые "глобальные слова" или "однословные предложения" преобразуются в вербальные жесты. Это подводит нас к описанию стадии развития, которая увенчивается приобретением третьего организатора психики. Вместе со вторым организатором ребенок приобретает также способность к локомоции. Научившись перемещаться, ребенок стремится к автономии и старается выйти за пределы досягаемости матери. Поэтому по мере развития вместо непосредственного действия в качестве носителя коммуникации все более выступает слово. С развитием локомоции мать оказывается вынуждена ограничивать и сдерживать активность ребенка, причем в тот период, когда потребность ребенка в действии особенно возрастает. Этот "поворотный пункт" (Freud, XIV, 531) совпадает с появлением второго организатора. Теперь основная часть взаимодействия между матерью и ребенком заключается в активности ребенка, с одной стороны, и материнских запретах и указаниях - с другой. Шпиц формулирует такое положение вещей следующим образом: к этому моменту мать становится для ребенка "Я внешнего мира" (Spitz 1951). Третий организатор, следующий шаг в развитии ребенка, Шпиц связывает с приобретением первого абстрактного понятия, первого семантического жеста - отрицательного покачивания головой, "нет". Материнские запреты вызывают у ребенка интенсивные агрессивные реакции. Но поскольку они вступают в конфликт с направленными на мать либидинозными стремлениями, ребенок, согласно Шпицу, пытается преодолеть агрессию с помощью формирующегося как раз на этой стадии защитного механизма идентификации, причем в специфической форме - идентификации с агрессором (A. Freud 1936, 85-94). Поскольку агрессия матери находит свое выражение в жесте "нет", ребенок в процессе идентификации с агрессором перенимает этот жест, чтобы создать отдушину для собственной агрессии по отношению к внешнему миру. Достижение примерно в пятнадцать месяцев этой ступени означает вступление в первую фазу упрямства В этом возрасте ребенок еще не может понять рациональных оснований материнского запрета. Ее аффекты также понятны ему лишь в самом общем виде, а именно как аффект "за" и аффект "против". Отрицательный жест соединяется с аффектом "против". Тем не менее Шпиц подчеркивает, что, переняв "нет" в слове и жесте, ребенок впервые заменяет непосредственное действие словом, понятием, устанавливая коммуникацию на расстоянии. В этом он видит "по-видимому, наиболее важный поворотный пункт в развитии индивида и рода. С этого начинается очеловечивание рода, с этого начинается zponpoliticon, с этого начинается социум... С появлением семантических символов эта коммуникация становится вербальной" (Spitz 1965,104). Именно по этой причине Шпиц считает приобретение отрицательного жеста и слова "нет" очевидным признаком образования третьего организатора психики. Так в общих чертах выглядит развитие ребенка на первом году жизни. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|