Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72312

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ниями и т. д. Субъективизм в данном случае касается лишь степени полноты и глубины отражения и понимания, а не реальности объективного существования воспринимаемого. Реальная действительность благодаря этому воспринимается в таком виде, в каком она существует, но с различной степенью полноты и понимания ее значения.
Выделяют ощущения (процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений) и восприятия (процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств), а также непосредственно связанные с ними представления, то есть воспроизводимые (произвольно или непроизвольно) следы ранее воспринятых образов. Ощущения, восприятия и представления подразделяют по органам чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожной чувствительности (температурные, тактильные и др.), интеро - и проприорецептивные. Наибольшую дискриминационную способность имеют экстероцепторы, наименьшую—интеро- и проприорецепторы. Соответственно и представлен-ность в сознании поступающей в головной мозг информации из внутренней среды организма значительно меньше, что обеспечивает возможность более интенсивного сознательного анализа поступающих из внешней среды сигналов.
Ощущения и восприятия являются психическим актом, поскольку они находят свое отражение в сознании человека, в его сознательной оценке происходящего. Они обладают целым рядом свойств: чувственной живостью (чувством реальности образов воспринимаемого), экстрапроекцией (проекцией образов на место нахождения воспринимаемого явления) и отсутствием произвольной изменяемости образов (образ воспринимаемого остается таким, каким он есть). Их яркость, быстрота и полнота зависят от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуальных особенностей личности, жизненного опыта, направленности внимания, степени сохранности и тренированности функций определенного анализатора. Поэтому в норме отмечается большое разнообразие индивидуальных свойств ощущений и восприятий, включающее разную чувствительность отдельных анализаторов в неодинаковую скорость «схватывания» ситуации не только у одного и того же человека, но и у разных людей.
Сущность ощущений и восприятий заключается не в простом фотографическом отображении какого-либо объекта, а в отражении его в динамике, во времени и пространстве, в смысловом значении и отношении к субъекту восприятия (положительном или отрицательном, привлекающем или отталкивающем, вызывающем чувство удовлетворения или страха). Одновременно это источник и основа накапливаемых знаний, запасов памяти, жизненного опыта. В норме снижение или, наоборот, усиление чувственного фона ощущений и восприятий вызывает у человека беспокойство, опасения за свое здоровье. Это объясняется сложностью структуры анатомо-физиологической основы перцепции— участием в ней корковых ядер анализаторов (первичных, вторичных и третичных зон модальностно-специфических отделов коры боль-



32

2 8-2360

33

шого мозга), ассоциативных межанализаторных и других отделов коры, нижележащих подкорковых и стволовых отделов мозга, в совокупности обеспечивающих обработку информации, оценку ее индивидуальной биологической и социальной значимости или же участвующих в энергетическом обеспечении систем перцепции. Соответственно недоразвитие или снижение функции какого-либо звена, а также нарушение межполушарного функционального взаимодействия находят свое отражение в степени полноценности ощущений, восприятий и представлений. Теории целостного функционирования головного мозга (И. П. Павлов, 1951; А. Р. Лурия, 1962; Н. Ю. Беленков, 1980; К. Прибрам, 1975, и др.) позволяют с физиологических позиций понять зависимость степени выражения и психологической сложности ощущений, восприятий и представлений от других психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоционального состояния, сознания).
Разграничение нормальных и патологических ощущений и восприятий весьма затруднительно, особенно в области телесной рецепции, поскольку здесь проверка истинности воспринимаемого особенно сложна. Научные данные показывают, что в повседневной жизни здорового человека, в зависимости от его психического и физиологического состояния, могут быть довольно существенные изменения этой сферы. Наряду с произвольной и непроизвольной избирательностью восприятия, повышением или снижением его яркости и пластичности нередко наблюдаются иллюзорные явления, эйдетизм (способность длительного сохранения яркого чувственного образа воспринятого), чувственно-образное фантазирование, явления уже виденного, слышанного или пережитого и наоборот, оклики и ряд других феноменов, которые нередко отмечают при психической патологии. Кроме того, у здоровых лиц часто бывают сновидения в виде зрительных, слуховых, тактильных и других феноменов, которые по своей сущности приближаются к галлюцинаторным явлениям и нередко в инициальный период служат их предшественниками, предопределяющими структуру я форму галлюцинаторных образов. Эпизодичность, единичность и изолированность этих явлений позволяют обычно исключить их болезненное происхождение, хотя они указывают на наличие повышенной чувствительности или ослабление контролирующих функций мозговых систем.
По-видимому, появление, особенно повторное и частое, крайних вариантов феноменов восприятий и представлений, упомянутых выше, необходимо рассматривать в медицинском, а не в повседневно-психологическом плане, ибо оно, как правило, свидетельствует об акцентуации каких-то переживаний или функциональных мозговых систем и при возникновении болезненного состояния в первую очередь (по сравнению с другими болезненными переживаниями) находит отражение в его клинической картине.
Это подтверждается клинической практикой, то есть выявлением в анамнезе подобных явлений.

По степени сложности, клиническим проявлениям и механизмам возникновения расстройства восприятий и представлений (сенсопатии) подразделяют на отдельные виды.
Классификация расстройств восприятий и представлений
1. Гипестезии, анестезии органов чувств и агнозии,
2. Гиперестезии органов чувств.
3. Психосенсорные расстройства: а) метаморфопсин (микро-, макро-
и дисморфопсии); б) соматопсихические (нарушения схемы тела); в) психические (деперсонализация и дереализация).
4. Иллюзии: экстрацептивные (по анализаторам), тактильные и
другие кожные (парестезии, дизестезии), интра- и проприорецептивные
(как разновидность психосенсорных расстройств), по типу ложного узнавания (симптома Капгра — положительного и отрицательного двойника), феноменов «уже виденного», «никогда не виденного», «уже слы
шанного» и «никогда не слышанного» и др.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Назарова И.Э. Защитные механизмы.
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Обухов С.Г. Общая психопатология и психические расстройства детского и подросткового возраста.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Михайлов Георгий. Наша душа (онтология психической реальности).
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Внутрипсихический уровень проблемы. Психологические защиты
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. - Словарь-справочник по психодиагностике
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романовский В.А. Психогении. Невротические реакции, неврозы, невротические развитие.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Механизм формирования психологических проблем



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь