|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85878
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Позиция «Я+; Ты-» является здоровой и заключается в сотрудничестве с другими людьми в решении жизненных проблем. Находясь в ней, мы действуем с целью достичь желаемых результатов, и эта позиция — единственная, основанная на реальности.
Позиция «Я+; Ты-» — оборонительная. Находясь здесь, человек старается возвыситься над другими людьми. При этом окружающие будут воспринимать его как подавляющего других, 56 Тренинг преодоления конфликтов нечувствительного и агрессивного человека. Эта позиция характеризуется набором агрессивных эмоций и стремлением к избавлению от оппонента. Позиция «Я-; Ты+» заставляет чувствовать себя ниже других людей. В ней человек скорее всего переживает неприятные чувства депрессивного характера и стремится удалиться от «хороших» людей, общества которых он «недостоин». Позицию «Я-; Ты-» называют бесплодной. Человек убежден, что весь мир и все люди в нем плохи, как, впрочем, и он сам. Он чувствует себя уставшим и подавленным. Тема основного действия — выжидание. Иерархии убеждений Убеждения человека, оказывающие влияние на его эмоциональные проблемы, обычно содержат в себе множество слоев (см. рис. 6). Наиболее ранним и глубоким является решение относительно собственного благополучия и доверия — экзистенциальная позиция. Она может играть роль фильтра, организующего восприятие и оценку опыта. Для ее оправдания и подтверждения под воздействием родительских предписаний принимается раннее решение относительно себя, людей и жизни, которое может стать центральным убеждением. Это убеждение, в свою очередь, влияет на мировосприятие, формирует частные убеждения относительно конкретных жизненных обстоятельств и совокупность установок. Анализ сценарных решений не входит в задачу этого семина- ра-тренинга. Вы можете узнать, как ваши сценарные решения влияют на вашу успешность в профессиональной деятельности, приняв участие в нашем тренинге «Сценарный анализ психологической практики». Сейчас мы ограничимся исследованием роли нескольких описанных выше явлений, принимающих непосредственное участие в образовании эмоциональных реакций в конфликте и влияющих на их протекание. Тема /. Управление эмоциями 57 Рис. 6. Иерархия убеждений Рис. 7. Кораллограмма ПРАКТИКУМ Цель работы Изучение роли Я-концепции и экзистенциальных позиций в образовании эмоциональной реакции и их влияния на протекание конфликта. 59 Тренинг преодоления конфликтов Ход работы На первом этапе работа выполняется индивидуально. 1. Выберите инициирующее событие, вызвавшее у вас разрушающие переживания. Вспомните, что произошло. Можете закрыть глаза. Воспроизведите ту ситуацию как можно полнее: представьте, что у вас есть пленка с видеозаписью той сцены, и вы вставляете кассету в видеомагнитофон и включаете его на воспроизведение. Когда вы увидите себя и других людей в той сцене, помните, что вы сейчас зритель и видите происходящее, глядя на экран. Сейчас вас там реально нет, вам ничто не может причинить вреда! Вы видите себя и ваших оппонентов со стороны: что вы говорили и что говорили вам? Что вы чувствовали тогда? Запомните это и «выключите телевизор». 2. Возьмите лист бумаги и напишите двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?» так, чтобы ваши описания отражали ваши представления о себе, когда вы были в той ситуации. Стремитесь к тому, чтобы это были такие ваши представления о себе, какими они были в той ситуации, а не теперь. Помните, что вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте описания в том порядке, в котором они приходят вам в голову. Не заботьтесь об их логичности. 3. Теперь дайте двадцать характеристик вашему оппоненту: опишите, каким вы восприняли его в этой сцене; «кем» он был? Далее упражнение выполняется в парах. Договоритесь, кто из вас первым будет играть роль клиента, а кто — консультанта. 4. Оцените с помощью своего «консультанта» каждое суждение, характеризующее вас: если оно отражает интенцию «Я считаю, что Я — в порядке по отношению к самому себе», то отметьте его знаком «+». Если интенция: «Я не в порядке по отношению к себе», отметьте его «-». Если интенция не ясна — поставьте «О». 5. Обсудите ваши определения оппонента. Если интенция в оценке «Он не ОК по отношению ко мне» — поставьте «-». Поставьте «+» или «О» если интенция, соответственно, «Он не ОК по отношению ко мне» или нейтральна. 6. Определите экзистенциальную позицию, в которой происходило ваше взаимодействие. Изменялась ли она в той ситуации? Если да, то как? Есть ли у вас «излюбленная» позиция? 7. Какие чувства вы испытывали и какие тенденции в вашем поведении характеризовали их? Тема I. Управление эмоциями 59 8. Какие из выявленных убеждений по отношению к партнеру и самому себе способствовали развитию разрушающих переживаний? 9. К чему вы стремились, в какую позицию вы пытались «поместить» оппонента? Удачно? Что можно было бы изменить сейчас, чтобы ситуация была завершена более успешно? 10. Отметьте выраженность каждой позиции в вашем поведении. Для этого сделайте на соответствующих осях отметки, отражающие вашу интуитивную оценку времени, которое вы проводите в каждой из позиций (рис. 7). 11. Поменяйтесь ролями. Помогите вашему «клиенту» найти ответы на те же вопросы. Далее упражнение выполняется в рабочей группе. 12. Обсудите в рабочей группе полученные результаты. Руководитель дискуссии заботится о том, чтобы у каждого участника была возможность высказаться и быть услышанным. Обсуждение и выводи 1. Что вы узнали о себе и своих эмоциональных реакциях? 2. Что вы узнали о роли Я-концепции и системы убеждений в формировании эмоциональных реакций? 3. Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение? Литература Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. М.: Академический проект, 2001. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1983. Гулдинг МГулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. СПб., Класс, 1997. Мак-Маллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. ФрейджерР., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: Прайм-ЕВЮЗНАК, 2001. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|