Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58346

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Исследования факторов (биологических и социальных) позволили к настоящему времени достаточно дифференцированно описать значимость каждого из них в психическом развитии. Знания о генетических предпосылках, особенностях перинатального развития, родах, здоровье родителей, качестве питания, экологии жилища и окружающей среды становятся тем основанием, которое позволяет предвидеть многие из проблем психического развития человека.
Так, характеризуя экологическую обстановку в Санкт-Петербурге, В. Питулько приводит данные о здоровье его жителей:
«Анализ заболеваемости детей и взрослых в Санкт-Петербурге и странах СНГ за 1981-1992 годы позволил выявить следующее. В нашем городе частота врожденных аномалий и заболеваний мочеиспускательной системы у детей соответственно в 2,1 и 2,8 раза выше по сравнению с другими детьми, живущими в странах СНГ. В 1,2 раза чаще петербургские дети страдают эндокринными расстройствами и в 1,25 раза чаще заболеваниями органов дыхания.
Что касается взрослых петербуржцев, то они в 2,5 раза чаще болеют пневмониями, в 1,6 раза чаще у них встречаются болезни органов кровообращения и в 1,5 раза— эндокринные расстройства, в 1,2 раза — новообразования»8.
Макросоциум как социально-экономическая и культурная среда с системой ценностей, традиций, средств и способов производства и распределения, нравов и обычаев дает возможность для прогнозирования проблем развития людей, родившихся и живущих в этой общности. Мезо- и микросоциум дополняют эту картину конкретными характеристиками условий социализации в родительской семье, в образовательных учреждениях (различного типа), возрастной субкультуре и т. п. Можно составить пред-
Питулъко В. Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. СПб., 1994. С. 12.
48 варительную характеристику проблем развития человека, если в отношении него известны перечисленные факторы. Между тем важно видеть в них лишь предварительную информацию, поскольку эти факторы преломляются через «внутренние условия» каждого человека, к которым, как известно, относятся индивидуальные психофизиологические характеристики, эмоционально-волевая регуляция, ведущие типы защитных механизмов и копинг-стратегий. Изучение (познание) последних дает возможность в процессе непосредственного взаимодействия с человеком прогнозировать и предупреждать проблемы именно его развития. В реальной жизни так и происходит. Мать, наблюдая (познавая) своего ребенка, может заранее сказать, как он будет реагировать на то или иное событие, а следовательно, может предупредить агрессию, конфликт, страх. Учитель, изучивший особенности темперамента ученика, может предупредить многие из проблем во взаимоотношениях со сверстниками; дочь пожилой матери способна избавить ее от проблемы одиночества, включая в различные дела по организации быта или других аспектов жизни семьи.
Актуален вопрос о том, кто может и должен заботиться о предупреждении проблем развития, понимая, что они могут приводить не только к появлению положительных новообразований, но и к развитию асоциального поведения, к болезни, деструкциям личности и т. п.?
Один уровень предупреждения — это государственные законы, направленные на обеспечение условий нормального развития и жизни человека в социуме (Закон об образовании, медицинском обслуживании, Закон о социальной защите населения, Федеральный Закон о труде, Федеральный Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации — от 24 июля 1998 № 124-ФЗ, Федеральный Закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 21 декабря 1996 № 159-ФЗ и т. п.)9.
Подробнее см.: Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад // Под ред. А. А. Реана. М., 2002.
49
Другое условие предупреждения проблем развития — особенности реализации этих законов социальными институтами (образования, труда, досуга, здравоохранения, социального контроля и т. п.), конкретными учреждениями, государственными структурами. Например, на уровне закона предусматривается защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, но мы видим примеры работы некоторых детских интернатов, домов ребенка, где эти права нарушаются, провоцируя все новые и более сложные проблемы развития (расследованию одного из таких случаев посвящена телепередача «Честный детектив», канал «Россия», показанная в эфире 19.03.2005). Однако при выполнении подобными учреждениями законов и создании хороших условий для развития многие проблемы снимаются, исключается или минимизируется влияние такого фактора, как отсутствие семьи. Подтверждением этому могут служить письма воспитанников ряда детских домов Челябинской области.
Пример
Письмо Александры Л. (16 лет) — воспитанницы детского дома № б г. Челябинска:
«Когда я жила с матерью, это была настоящая пытка для меня и моего младшего брата. Училась я тогда во втором классе и даже не знала таблицу умножения, ладом не умела читать, писать. Прошло минимум полтора года, и она бросила нас, отдала бабушке на неделю, якобы ей в больницу срочно нужно лечь. Бабушка согласилась. Прошла неделя, вторая, третья, ее нет. Мы уже поняли, в чем дело, и бабушка начала учить меня читать, писать, выучила таблицу умножения. Учебный год закончился с двумя тройками. Позже бабушка оформила нас в приют, прожили там полгода и 12 декабря 1999 года мы поступили сюда, в Д/дом № 6. Мне очень здесь нравится, здесь хорошие добрые воспитатели. Всегда дадут хороший совет, расскажут, подскажут. Пока я живу в детском доме, от меня требуется только учиться, чтобы кем-
50
то быть в будущем. Мечтаю быть секретарем-референтом, парикмахером. Учусь прилежно. Я обожаю детский дом и всех педагогов в нем. Иногда мне бывает скучно, обидно, досадно от воспоминания о прошлом. Я тихонько сяду в комнату, когда никого нет. И тихо поплачу. Будущее у меня будет таким, как я его сделаю. Я буду очень стараться поступить в колледж, и добьюсь большего, чем мои родители».
Детские письма: просто о сложном // Мир детства. 2004. №2. С. 69.
Исключение всех неблагоприятных факторов развития вовсе не гарантирует беспроблемного развития. Даже при благоприятных биологических и социальных условиях значимыми оказываются психологические составляющие развития: индивидуально-типические особенности человека, психология взаимодействия и др. Именно на этом уровне должна вестись непосредственная работа людей по предупреждению проблем развития у других и у самих себя. Так, например, зная о профессиональных деструкциях в процессе многолетней профессиональной работы, можно предупредить проблемы развития в период зрелости; основываясь на закономерностях развития людей с различными типами акцентуаций — уменьшить вероятность формирования негативных черт характера и т. д. Естественно, что кроме знаний существенную роль в этом процессе играют конкретные действия, поведение, обеспечивающее предупреждение сложностей и кризисов в развитии.
В современной психологии появляется все больше исследований, которые направлены не только на описание феноменов развития, но и на прогнозирование развития определенных категорий людей (учащихся, безработных, людей с успешной карьерой, пенсионеров и др.). Как правило, в таких исследованиях, наряду с характеристикой тенденций развития, устанавливаются и те проблемы, которые возникают в его ходе, знание которых может лежать в основе их упреждения.
51
Примером такого исследования может быть диссертационная работа Л. В. Замулиной «Возможности предшкольной психодиагностики в прогнозировании успешности учебной деятельности младших школьников» (2006).
После проведения предшкольной психодиагностики автор изучала различные особенности овладения учащимися учебной деятельностью в 1-м классе и в 4-м классе: успеваемость, сфор-мированность таких компонентов учебной деятельности, как мотивационный, операционный, регулятивный, а также урот вень школьной адаптации в 1-м классе. Результаты показали, что наибольшим прогностическим вкладом для всех перечисленных аспектов успешности учебной деятельности и в 1-м, и в 4-м классах обладает фактор невербального мышления, следующим по значимости является фактор памяти. При этом фактор памяти высоко прогностичен для предсказания уровня школьной адаптации в 1-м классе. В 4-м классе прогноз успеваемости в большей степени связан с показателем самооценки (данной связи в 1-м классе не наблюдается). Эти данные важны для прогнозирования тех трудностей, которые могут испытывать дети, имеющие при поступлении в школу различный уровень успешности по значимым для обучения показателям.
Знание закономерностей и тенденций развития
Проблемы психического развития являются типичными в каждом возрастном периоде, поэтому могут быть предсказуемы. Их типичность обусловлена действием закономерностей психического развития, в соответствии с которыми происходит становление психических новообразований на каждой возрастной ступени. Такая закономерность, как стадиальность психического развития, говорит о неизбежной последовательности в развитии психических качеств того или иного явления (интеллекта, речи, нравственности, чувств и т. п.). Что дает знание этой закономерности для снятия проблем развития? Оно позволяет подготовиться к появлению новой стадии
52



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Ispanka Anna. Актуальные проблемы развития речи дошкольника.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Прошина Анна Ивановна. Теоретические подходы к рассмотрению проблемы готовности ребёнка к школе.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Кистярева Татьяна Евгеньевна. Проблемы современного ребенка.
  • Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста
  • Баллон Анри. Психическое развитие ребенка.
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Повышева Галина Михайловна. Деятельность педагогического коллектива по социализации ребенка, имеющего отклонения развития
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Земскова Людмила Анатольевна. Индивидуальный план профессионального роста педагога ДОО на период (2019 — 2020)
  • Келина Наталия Николаевна. Фундаментальные теоретические исследования по проблеме речевого развития ребенка-дошкольника
  • анна жумабаева. Преемственность между дошкольным и начальным обучением: проблемы, пути, решения.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Шурыгина Анна Борисовна. Игра как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
  • Петухова Анна Анатольевна. Особенности развития детей дошкольного возраста
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Миронова Мария Алексеевна. Статья 'Как помочь ребенку в сенсорном развитии'
  • Галдаева Юлия Олеговна. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
  • Аксёнова Ирина Александровна. Развитие речи детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Три стороны психологической адаптации в ДОО
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Тарасова Елена Алексеевна Рогачевская Елена Сергеевна Никулина Инна Александровна. Особенности психического развития детей в период кризиса седьмого года жизни
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Прокопичева Ольга Владимировна. «Здоровье детей в наших руках»
  • Волкова Ольга Александровна. Конспект коррекционного часа в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития «Клуб знатоков»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Люфт Елена Юрьевна. Музейно-образовательная деятельность в ДОУ как средство развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь