Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. | Семейная психотерапия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 13 страница



Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57028

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пример 2.
Единственный сын А. (16 лет) рассказывает о том, что с его мамой буквально полгода назад случилась «трагедия» (так А. называет эту проблему). Мама начала выпивать, и для А. это самая трудная проблема, с которой он когда-либо встречался в жизни. Чувства, которые переполняли подростка, — страх того, что он может лишиться второго родителя, очень любимого и дорогого ему; обида за то, что мама не думает о нем, о его переживаниях; безысходность от незнания, как поступить в данной ситуации, что предпринять.
«Первые попытки помочь маме закончились неудачно, —говорит А., — мама не слушала меня, моих просьб, даже угроз («уйду из дома, хотя я понимал, что этого я точно никогда не сделаю, ведь я у нее один, кто ей поможет ?»). Потом я решил, что маму надо отвлечь, а поскольку я увлекаюсь живописью, то я стал просить маму ходить на природу вместе со мной. Ей это понравилось. Потом я стал стараться учиться (смеется) , мне даже самому понравилось быть отличником. Конечно же, это лишь маленький вклад в решение проблемы, ведь большую роль сыграли родственники, наши друзья, они здорово помогли нам справиться с маминой проблемой: лечили ее, даже я помогал травы настаивать. Сейчас мы живем дружно и без про -блем, в общем-то, я очень рад, что мама справилась. Но боюсь, как бы не повторилось все, поэтому стараюсь чаще говорить маме, как я ее люблю».
Пример 3.
Самой большой трудностью в семье О. В. и ее сын считают смерть отца (произошло это три года назад). «Это было страшным ударом дляменя, — говорит О. В. — Яне знала, что делать, меня переполняли эмоции, скорбь из-за потери родного, любимого мною человека. В то же время, я испытывала состоя -ние безысходности: я не знала, как быть теперь, как себя вести, что говорить детям ? Как мы будем жить ? Но дети оказались намного сильнее меня в решении данной проблемы, они даже за -ставили меня поверить в себя, в свои силы. Мы все вместе обсудили, как будем жить: материальную сторону (старшая дочь уже училась в другом городе, а младшей предстояло поступать в училище), моральную сторону (мы как-то стали ближе друг
44
к другу, больше теплых слов говорить, меньше ссориться). Можно сказать, что, несмотря на свои 17 лет, младшая дочь Н. как-то невольно взяла на себя обязанности руководителя семьи, ее главы. Она действительно решительно и верно находила, принимала пути выхода из трудностей. Мы ей доверяли и доверяем сейчас. Она у нас молодец. Если до смерти мужа трудности, по большей части, решались нами — родителями, то теперь в этом принимают участие все члены семьи. Было время после смерти мужа, когда в финансовом отношении нам было сложно, тогда мы летом все вместе подрабатывали тем, что носили ягоды, грибы. Сын А. очень любит ловить рыбу, это у него способ заработка на карманные расходы. В этом году мы вместе сделали ремонт. Участвовали в этой затее все члены семьи, а ведь несколько лет собирались обновить квартиру. Я думаю, что мы вполне успешно (если можно так сказать) смог -ли справиться с горем, я имею в виду, что если бы муж был жив, он мог бы гордиться нами, особенно детьми: старшие дочери заканчивают в этом году обучение и получают профессию, о которой мечтали; младшая уже давно работает парикмахером и полностью обеспечивает себя, а теперь еще будет медсестрой, но не хочет на этом останавливаться, собирается продолжить обучение на косметолога-визажиста. Сын же будет пробовать поступить в техникум — сам решил, что уже готов к жизни вдали от дома. Я рада за него. Думаю, что справиться с болью нам помогло семейное объединение своих сил в одно целое, которое стало мощным ресурсом в борьбе с трудно -стями и переживаниями».
Трудные жизненные ситуации в семье вызывают стресс различного уровня. По глубине переживаний и сложности совладания с трудностями в неполной семье преобладают экстремальные ситуации (90%). Потерю отца, неожиданный развод, даже произошедший более двух лет назад, семья переживает дольше, чем какой-либо нормативный стресс, что объясняется длительной «эмоциональной памятью» или посттравматическим состоянием. Средний временной интервал переживания потери отца (мужа), его ухода вследствие развода определяется членами неполных семей от полутора до двух с половиной лет. Именно таким трудностям члены неполных семей отводят первое место как наиболее значимым. Второе место отведено ежедневным жизненным, или нормативным труд-
45
ностям, например, в воспитании и содержании детей (87,5%). С этим связано резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь (62,5%). Выражается это в том, что после потери / ухода отца мать начинает ощущать большую ответственность за своего ребенка. Если раньше выполнение родительской роли она делила с мужем — отцом, то теперь, когда матери приходится в одиночку справляться с проблемами, у нее возникает тревожность по поводу эффективности своей материнской роли. Третье место разделили два вида трудностей — связанные с появлением у родителей чувства бес -помощности из-за невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни (52,5%) и трудности принятия взросления сына / дочери; страх перед отдалением ребенка от матери и увеличением близости с дружескими компаниями (52,5%).
Личностными ресурсами члены семей считают свое здоровье (75%). Второе место занял образовательный уровень членов семей (50%). На третье место они отнесли такой личностный ресурс, как надежда, оптимизм (40%). На четвертом оказались самоуважение и самоэффективность, вера в собственные силы (35%).
Известно, что если семьи функционируют во время изменений как единое целое, они наиболее успешны в адаптации к трудностям. К внутрисемейным ресурсам неполной семьи мы отнесли семейную сплоченность, интеграцию (80%) и эмоциональную поддержку (общение — обмен эмоциями, чувствами) (80%). На втором месте по степени значимости оказались уважение, взаимность (вов -леченность) (65%). На третье место вышла поддерживающая социальная сеть — позитивные аспекты взаимоотношений с родственниками и друзьями (60%) и финансовое положение членов семьи (60%). На четвертом месте по степени значимости оказались семейные традиции и праздники (35%). Нужно отметить, что рейтинг наиболее стрессогенных трудностей у матерей и их детей в неполных семьях различается: подростки на первое место ставят материальные трудности, на второе — взаимоотношения с матерью (подчеркивается ее гиперопека).
Влияние экстремальных трудностей (развод, потеря отца, одиночное воспитание ребенка как стигматизация) на совладеющее поведение членов неполных семей было определено ими по-разному: 1) отрицательное, то есть экстремальные трудности «травмируют душу, не дают найти верный путь решения проблемы» (55%);
46
2) противоречивое, неопределенное влияние (20%);
3) положительное, в каком-то смысле это значит, что хотя смерть отца или развод были для семьи травмой и постоянным стрессом, но в связи с этим совладение потребовало больших усилий и привлечения дополнительных ресурсов. Другими словами, семья «собралась» в трудной ситуации и стала функционировать даже лучше, чем прежде, особенно это касается семей после развода, которому предшествовали длительные деструктивные межличностные супружеские отношения (25%).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Повышение роли отца в семье
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Притча «Ради ребенка»
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Шипигина Марина Геннадьевна. Нравственное воспитание в детском саду и семье.
  • Рожкова Екатерина Ивановна. Газета 'Отцы и дети'
  • Притча «Не забывай своих родных»
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Притча «Выросла девочка, дочь твоя, мама...»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Притча «Голос матери»
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Афоризмы психотерапевтов: Карл Витакер
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • К чему снится дочь
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Симашко Елена Николаевна. Родительский дневник
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Притча «Свадебная традиция»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Круги близости: Диагностика происходящего в жизни
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Редактор. Уроки практической добродетели
  • Притча «Пожелание»
  • Шустимова Ольга Олеговна. Проявление ревности в детском возрасте
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Притча «Не смотрите на мои слёзы»
  • Загер Наталья Николаевна. Путешествие в прошлое семьи
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Балзам Р. Мать внутри матери
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Попова Ольга Анатольевна. Мои семейные традиции
  • Фазлетдинова Алла Александровна. Психологическая консультация для родителей - В семье растет дочь
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Алимтаева Жулдыз Сабитовна. Консультация На тему: «Семья и детский сад в формировании здорового ребенка».
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Притча «Самая большая неприятность»
  • Казакова Наталья Анатольевна. «Дошкольник в семье»
  • Поршнева Юлия Викторовна. «Конфликты в семье и эмоциональное благополучие ребенка»
  • Горностай П. П. Сильная женщина, слабый мужчина? (Семейные игры и сценарии)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь