Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57028
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Пример 2.
Единственный сын А. (16 лет) рассказывает о том, что с его мамой буквально полгода назад случилась «трагедия» (так А. называет эту проблему). Мама начала выпивать, и для А. это самая трудная проблема, с которой он когда-либо встречался в жизни. Чувства, которые переполняли подростка, — страх того, что он может лишиться второго родителя, очень любимого и дорогого ему; обида за то, что мама не думает о нем, о его переживаниях; безысходность от незнания, как поступить в данной ситуации, что предпринять. «Первые попытки помочь маме закончились неудачно, —говорит А., — мама не слушала меня, моих просьб, даже угроз («уйду из дома, хотя я понимал, что этого я точно никогда не сделаю, ведь я у нее один, кто ей поможет ?»). Потом я решил, что маму надо отвлечь, а поскольку я увлекаюсь живописью, то я стал просить маму ходить на природу вместе со мной. Ей это понравилось. Потом я стал стараться учиться (смеется) , мне даже самому понравилось быть отличником. Конечно же, это лишь маленький вклад в решение проблемы, ведь большую роль сыграли родственники, наши друзья, они здорово помогли нам справиться с маминой проблемой: лечили ее, даже я помогал травы настаивать. Сейчас мы живем дружно и без про -блем, в общем-то, я очень рад, что мама справилась. Но боюсь, как бы не повторилось все, поэтому стараюсь чаще говорить маме, как я ее люблю». Пример 3. Самой большой трудностью в семье О. В. и ее сын считают смерть отца (произошло это три года назад). «Это было страшным ударом дляменя, — говорит О. В. — Яне знала, что делать, меня переполняли эмоции, скорбь из-за потери родного, любимого мною человека. В то же время, я испытывала состоя -ние безысходности: я не знала, как быть теперь, как себя вести, что говорить детям ? Как мы будем жить ? Но дети оказались намного сильнее меня в решении данной проблемы, они даже за -ставили меня поверить в себя, в свои силы. Мы все вместе обсудили, как будем жить: материальную сторону (старшая дочь уже училась в другом городе, а младшей предстояло поступать в училище), моральную сторону (мы как-то стали ближе друг 44 к другу, больше теплых слов говорить, меньше ссориться). Можно сказать, что, несмотря на свои 17 лет, младшая дочь Н. как-то невольно взяла на себя обязанности руководителя семьи, ее главы. Она действительно решительно и верно находила, принимала пути выхода из трудностей. Мы ей доверяли и доверяем сейчас. Она у нас молодец. Если до смерти мужа трудности, по большей части, решались нами — родителями, то теперь в этом принимают участие все члены семьи. Было время после смерти мужа, когда в финансовом отношении нам было сложно, тогда мы летом все вместе подрабатывали тем, что носили ягоды, грибы. Сын А. очень любит ловить рыбу, это у него способ заработка на карманные расходы. В этом году мы вместе сделали ремонт. Участвовали в этой затее все члены семьи, а ведь несколько лет собирались обновить квартиру. Я думаю, что мы вполне успешно (если можно так сказать) смог -ли справиться с горем, я имею в виду, что если бы муж был жив, он мог бы гордиться нами, особенно детьми: старшие дочери заканчивают в этом году обучение и получают профессию, о которой мечтали; младшая уже давно работает парикмахером и полностью обеспечивает себя, а теперь еще будет медсестрой, но не хочет на этом останавливаться, собирается продолжить обучение на косметолога-визажиста. Сын же будет пробовать поступить в техникум — сам решил, что уже готов к жизни вдали от дома. Я рада за него. Думаю, что справиться с болью нам помогло семейное объединение своих сил в одно целое, которое стало мощным ресурсом в борьбе с трудно -стями и переживаниями». Трудные жизненные ситуации в семье вызывают стресс различного уровня. По глубине переживаний и сложности совладания с трудностями в неполной семье преобладают экстремальные ситуации (90%). Потерю отца, неожиданный развод, даже произошедший более двух лет назад, семья переживает дольше, чем какой-либо нормативный стресс, что объясняется длительной «эмоциональной памятью» или посттравматическим состоянием. Средний временной интервал переживания потери отца (мужа), его ухода вследствие развода определяется членами неполных семей от полутора до двух с половиной лет. Именно таким трудностям члены неполных семей отводят первое место как наиболее значимым. Второе место отведено ежедневным жизненным, или нормативным труд- 45 ностям, например, в воспитании и содержании детей (87,5%). С этим связано резкое усиление беспокойства и тревоги за сына / дочь (62,5%). Выражается это в том, что после потери / ухода отца мать начинает ощущать большую ответственность за своего ребенка. Если раньше выполнение родительской роли она делила с мужем — отцом, то теперь, когда матери приходится в одиночку справляться с проблемами, у нее возникает тревожность по поводу эффективности своей материнской роли. Третье место разделили два вида трудностей — связанные с появлением у родителей чувства бес -помощности из-за невозможности оградить своего ребенка от неприятностей взрослой жизни (52,5%) и трудности принятия взросления сына / дочери; страх перед отдалением ребенка от матери и увеличением близости с дружескими компаниями (52,5%). Личностными ресурсами члены семей считают свое здоровье (75%). Второе место занял образовательный уровень членов семей (50%). На третье место они отнесли такой личностный ресурс, как надежда, оптимизм (40%). На четвертом оказались самоуважение и самоэффективность, вера в собственные силы (35%). Известно, что если семьи функционируют во время изменений как единое целое, они наиболее успешны в адаптации к трудностям. К внутрисемейным ресурсам неполной семьи мы отнесли семейную сплоченность, интеграцию (80%) и эмоциональную поддержку (общение — обмен эмоциями, чувствами) (80%). На втором месте по степени значимости оказались уважение, взаимность (вов -леченность) (65%). На третье место вышла поддерживающая социальная сеть — позитивные аспекты взаимоотношений с родственниками и друзьями (60%) и финансовое положение членов семьи (60%). На четвертом месте по степени значимости оказались семейные традиции и праздники (35%). Нужно отметить, что рейтинг наиболее стрессогенных трудностей у матерей и их детей в неполных семьях различается: подростки на первое место ставят материальные трудности, на второе — взаимоотношения с матерью (подчеркивается ее гиперопека). Влияние экстремальных трудностей (развод, потеря отца, одиночное воспитание ребенка как стигматизация) на совладеющее поведение членов неполных семей было определено ими по-разному: 1) отрицательное, то есть экстремальные трудности «травмируют душу, не дают найти верный путь решения проблемы» (55%); 46 2) противоречивое, неопределенное влияние (20%); 3) положительное, в каком-то смысле это значит, что хотя смерть отца или развод были для семьи травмой и постоянным стрессом, но в связи с этим совладение потребовало больших усилий и привлечения дополнительных ресурсов. Другими словами, семья «собралась» в трудной ситуации и стала функционировать даже лучше, чем прежде, особенно это касается семей после развода, которому предшествовали длительные деструктивные межличностные супружеские отношения (25%). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|