Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Хеллингер Берт. Источнику не нужно спрашивать пути.Категория: По направлениям » Системный подход в психологии | Просмотров: 8754
Автор: Хеллингер Берт.
Название: Источнику не нужно спрашивать пути. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Начало
Но вернемся к расстановкам. Первый вопрос, на который должен ответить терапевт: какую семью клиента нужно расставлять: родительскую или его собственную? Практика подтвердила, что если начать с собственной семьи клиента, то позже в расстановку можно ввести и таких членов родительской 223 семьи клиента, которые оказывают сильное влияние на его нынешнюю семью. Таким образом, можно получить картину, которая покажет отягощающее и исцеляющее влияния семьи, идущие через несколько поколений. И только если судьбы некоторых членов родительской семьи особенно тяжелы, начинают с расстановки родительской семьи. Следующий вопрос: с кого начать расстановку? Начинают с основных членов семьи: матери, отца и детей. Если кто-то из детей был рожден мертвым или рано умер, его нужно ввести в расстановку позднее, чтобы увидеть, какое влияние он оказывает на семью, если он появился в поле ее зрения. Правило таково: начинать нужно с небольшого количества участников и далее смотреть, как при их участии шаг за шагом развивается расстановка. Подход Когда заместители расставлены, необходимо дать клиенту и заместителям некоторое время проникнуться сложившейся картиной и дать ей подействовать. Часто заместители реагируют спонтанно, например, начиная дрожать, или опуская голову, тяжело дыша, или глядя друг на друга заинтересованно или с любовью. Некоторые терапевты слишком рано начинают расспрашивать заместителей об их состоянии, мешая тем самым процессу или пресекая его. Тот, кто слишком скоро начинает опрашивать заместителей, подменяет этим собственное восприятие и приводит в смущение самих заместителей. Терапевт должен сначала дать подействовать картине в себе самой. Часто он сам сразу видит, кто находится в опасности или отягощен чем-либо. Если, например, кто-то отвернулся или оказался в стороне от других, терапевт видит, что тот хочет уйти или умереть. Тогда терапевт должен, не задавая никаких вопросов, отвести такого заместителя еще на несколько шагов в том направлении, в котором он смотрит, чтобы посмотреть, какое воздействие такое изменение окажет на других участников. Если все участники смотрят в одном направлении, терапевт сразу знает, что перед ними должен стоять еще кто-то, кто забыт или исключен, например, рано умерший ребенок или 224 прежний жених матери, погибший на войне. Тогда терапевт спрашивает клиента: «Кто это может быть?» — и вводит названного в расстановку, прежде чем кто-либо из участников что-то скажет. Или если мать окружена детьми таким образом, что кажется, что они не дают ей уйти, терапевт спрашивает у детей, что произошло в семье их матери, что может объяснить такое стремление уйти. Тогда он сначала ищет облегчение или решение для матери, прежде чем продолжить работу с остальными. Итак, терапевт развивает начальную картину расстановки, получая дополнительную информацию от клиента для следующего шага, но не больше, чем это необходимо. Таким образом, расстановка сохраняет свою концентрацию на существенном, особую плотность и напряжение. Каждый лишний шаг, каждый лишний вопрос, каждая дополнительная фигура, которая не нужна для решения, уменьшает напряжение и отвлекает от важных фигур и событий. Уплотненные расстановки Иногда достаточно включить в расстановку только двух лиц, например, мать и ее сына, больного СПИДом. Тогда терапевту даже не нужно давать никаких указаний. Он предоставляет заместителей их чувствам и движениям, которые идут из силового поля. Заместители не должны при этом ничего говорить. Так разыгрывается безмолвная драма, при которой выявляются не только чувства участников, но и движение, которое покажет, какие шаги еще возможны или уместны для обоих. Пространство Во время расстановки проявляется удивительное действие феноменологической позиции и феноменологического подхода. Сдержанность терапевта и группы участников создает пространство, в котором выявляются отношения и переплетения, движение в направлении решения, движения заместителей, обусловленные действием мощной внешней силы. Сила, приводящая заместителей в движение, показывает, насколько не- 225 достаточны или неудачны психологические или философские предположения. Участие Во время расстановки в первую очередь проявляется знание в силу участия. Заместители в расстановке ведут себя и чувствуют как люди, которых они замещают, несмотря на то, что ни терапевт, ни они сами не располагают информацией о них помимо ранее указанных внешних факторов или событий. Порой клиент ошеломлен, когда заместители высказываются так же, как и реальные лица, или у них возникают симптомы реальных людей. Из этого можно заключить, что и члены реальной семьи также обладают знанием в силу участия, для их души нет ничего тайного об их семье. Недавно одна знакомая рассказала мне об одной женщине, отец которой был евреем, но скрыл это от своих детей, крестив их всех. Об этом она узнала незадолго до его смерти. Она также узнала, что у ее отца было две сестры, которые погибли в концлагере. Та женщина сменила одну за другой много профессий. Сначала она была крестьянкой, затем занималась реставрацией старинной мебели, пока не приобрела свою нынешнюю профессию терапевта. Когда она узнала больше о жизни своих умерших теток, оказалось, что одна из них держала крестьянский двор, а другая антикварный магазин. Ничего не зная об этом, она последовала профессиям обеих и таким образом была с ними связана. Силовое поле Остается загадкой, как это объяснить. Руперт Шелдрейк с помощью многочисленных экспериментов и опытов доказал, что поведение собаки всегда покажет, если ее хозяин или хозяйка направляется домой, и что она также сразу замечает, если этот путь прервался. Собаки иногда чувствуют это, даже если это путь с другого континента. Значит, существует некое поле, посредством которого они находятся друг с другом в непосредственной связи. 226 Умершие Поведение заместителей (т. е. поведение и судьбы реальных членов одной семьи) показывает, что они связаны и с теми, кто давно умер. Как иначе можно объяснить, что в одной семье мужчины из разных поколений на протяжении последних ста лет кончали жизнь самоубийством 31 декабря 27 лет от роду? И позднее выяснилось, что первый муж прабабушки скончался 31 декабря 27 лет от роду и, вероятно, был отравлен прабабушкой и ее будущим мужем. Душа В расстановке действует больше, чем просто силовое поле. Действует общая семейная душа, которая связывает между собой не только живущих, но и умерших членов одной семьи. Семейная душа охватывает только определенных членов семьи, и по широте охвата ее действия мы видим, каких членов семьи она охватывает и призывает к себе на службу. Начиная с более поздних, это следующие: 1. Дети, включая мертворожденных и умерших в детстве; 2. Родители и их братья и сестры; 3. Бабушки и дедушки; 4. Иногда кто-либо из прародителей и даже более ранние предки; 5. Все (и это особенно важно), кто освободил в системе место для вышеназванных членов семьи, это в первую очередь все прежние партнеры родителей и их родителей, а также все те, несчастье или смерть которых принесли семье выгоду или доход; 6. Жертвы насилия или убийств, которые были совершены членами семьи. О последних я хотел бы сообщить нечто, что я узнал из опыта недавно. При расстановках с потомками людей, которые скопили большое богатство, я заметил, что среди их внуков и правнуков часто встречались плохие судьбы, которые невозможно было объяснить только событиями, происходившими в семье. И только когда жертвы, жизнь или несчастье которых стали ценой приобре- 227 тенного богатства, включались в расстановку, степень влияния жертв на судьбы потомков становилась очевидной. Примером того могут служить рабочие, погибшие при строительстве железной дороги или бурении нефтяных скважин. Их вклад в создание богатства и благополучия предпринимателей не был оценен по достоинству. Многие расстановки с участием потомков убийц, например, эсэсовцев во времена Третьего рейха, показали, что их внуки и правнуки хотели в расстановке лечь рядом с жертвами и были в высокой степени склонны к самоубийству. Решение для обеих групп было одинаковым. Нужно было, чтобы все члены семьи посмотрели на жертв и отдали им должное. Все они должны склониться перед жертвами и скорбеть о них. Затем бывшие преступники и те, кто обогатился за счет других, должны были лечь рядом с жертвами, а остальные члены семьи должны отпустить их туда. Только тогда потомки будут свободны. Из приведенных примеров становится видно, что члены одной семьи ведут себя так, как будто обладают общей душой и как будто они находятся на службе некой общей заданной инстанции, которая служит определенным порядкам, преследуя определенные цели. Любовь В первую очередь мы замечаем, что семейная душа соединяет членов семьи друг с другом. Эта связь настолько крепка, что ребенок чувствует стремление последовать за рано умершим отцом или матерью. Так же и родители, и бабушки, и дедушки порой испытывают стремление последовать за своими рано умершими детьми и внуками. Такое стремление можно наблюдать и у партнеров. Если один из них умирает, то и второй не хочет больше жить. Компенсация Во-вторых, мы видим, что семья во многих поколениях испытывает потребность в компенсации приобретений и по- 228 терь. Это значит, что приобретенное за чужой счет оплачивается собственными потерями, и это компенсация. Или, если речь идет о преступниках, платят, скорее всего, не они сами, но их потомки. Потомки, сами того не сознавая, «призываются к ответу» вместо преступников для компенсации в семейной душе. Преимущество старших ш Семейная душа отдает преимущество старшим перед младшими, и это третье движение порядка, которому следует семейная душа. Младший готов умереть вместо старшего, если считает, что может этим предотвратить смерть старшего. Младший готов искупить вину старшего. Дочь может замещать прежнюю жену отца и будет так себя вести по отношению к отцу, как будто она ему жена, а матери ~ соперница. Если же с прежней женой отца поступили несправедливо, дочь будет демонстрировать родителям чувства этой женщины. Полнота Здесь мы видим четвертое движение порядка, которому следует семейная душа. Она следит за полнотой семьи и восполняет потери путем замещения более ранних членов семьи более поздними. В этой книге я только коротко коснулся движений семейной души и границ порядков, которым она следует. Подробно я описал их в своих книгах «Die Mitte fbhlt sich leicht an» («И в середине тебе станет легко») в главах: «Вина и невиновность в отношениях»; «Границы совести»; «Тело, душа, жизнь и смерть», а также в моей книге «Ordnungen der Liebe» («Порядки любви») в главе «Причины заболеваний в семьях и их исцеление». Решения Возникают вопросы: как терапевту найти решение для клиента? Что означает феноменологический подход для поиска решения? 229 Феноменологический подход означает: идти от близкого к далекому и от узкого к широкому. Это значит, что вместо того, чтобы смотреть на клиента, терапевт должен смотреть на всю семью. Вместо того чтобы смотреть на клиента и его семью, терапевт должен смотреть через них на силовое поле и душу, частью которой они являются. Поскольку очевидно, что как человек, так и вся его семья охватываются большим полем и большей душой, они на службе и используются ими. Так же и понимание проблемы, и возможное решение приходят только из связи с чем-то большим. Если я хочу помочь душе клиента, я смотрю, как ею управляет семейная душа. Но если я и здесь вижу только клиента и его семью, я, может быть, узнаю только порядки и законы, которые ведут к переплетениям. Чтобы найти решение, я должен найти подход к силовому полю и измерениям души, которые объемней, чем клиент сам и его семья. Эти измерения души не поддаются влиянию. Мы можем только им открыться. Потому что, если речь идет о главном, видение и разрешающие картины, фразы и шаги даруются нам Большой Душой. Терапевт открывается воздействию Большой Души путем отказа от намерений и страха, включая страх оказаться несостоятельным. Тогда ему внезапно даруются образ, слово или фраза, которые станут следующим шагом. И это всегда шаг в темноту. Только в конце выяснится, что это был тот шаг, который нужен. Мы соприкасаемся с такими измерениями души благодаря феноменологическому подходу. Это значит, скорее путем сосредоточенного бездействия, нежели действия. Посредством сосредоточенного настоящего терапевт помогает клиенту занять такую позицию, которая даст ему понимание и силу. Нередко клиент не в силах это выдержать и снова замыкается. Тогда терапевт должен согласиться с такой сдержанностью. Тогда он не позволяет себе переплестись с клиентом и его семьей ни внешним, ни внутренним намерением. Возможно, это звучит жестко, но опыт показал, что видение, полученное таким образом, несовершенно и проходяще — как для терапевта, так и для клиента. В заключение я бы хотел вернуться к началу, к различию между феноменологическим и научным путями познания. Много лет назад я сформулировал его в одной истории. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|