|
Баженова Елизавета Викторовна. Как оценить работника за одну встречу.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 12574
Автор: Баженова Елизавета Викторовна.
Название: Как оценить работника за одну встречу. Формат: HTML, TXT Язык: Русский Скачать по прямой ссылке * * *
Думается, что для получения представления о соискателе этих тестов вполне достаточно. Кроме общепсихологических тестов вам гораздо более необходимы проверочные тесты, существующие для многих профессий. Если у вас нет достойных профессиональных тестов, то есть самый простой способ выяснить способности кандидата: попросите его отработать несколько часов в режиме тестирования. Если работа связана с составлением документации, пусть соискатель попробует правильно составить такие бумаги. Если работа связана с обслуживанием техники, то он может продемонстрировать знание этой техники. Если ему придется торговать, вести переговоры, проводить опросы, то есть в любой форме общаться с людьми, проведите тест в виде заранее разработанных сценок, внимательно следите, как реагирует кандидат, как держится, уравновешен или теряет терпение, потому что тест может и не показать, насколько ваш кандидат не подготовлен к будущей работе. Но вот наконец после отбора «на руках» у вас образовалось несколько кандидатур. Именно так получилось у меня при отборе менеджеров по продажам для Ивана Семеновича. ВЫБОР ИЗ НЕСКОЛЬКИХ КАНДИДАТОВ Итак, у вас имеются вполне подходящие соискатели. Они не требуют от вас заоблачной зарплаты, знают свое дело, готовы приступить к работе хоть завтра, обещают хорошую отдачу. Обычно после основного отбора остается буквально несколько человек. Один вам нравится, потому что превосходный специалист, другой – потому что «удобный сотрудник», то есть позволит даже ущемлять собственные интересы ради общего дела, третий – приятный в общении человек, что тоже немаловажно. Но на ком остановить свой выбор? Обычная практика – выбирается «удобный сотрудник». Мой наниматель, поставленный перед выбором, по этому критерию и собирался делать окончательный выбор. Однако я предложила все-таки сделать еще один немаловажный шаг: проверить «портрет» кандидатов при помощи рекомендаций. Некоторые соискатели их предоставили сами, но предпочтительнее получить отзывы о работниках самостоятельно. Так у вас будет более объективная информация. Постарайтесь получить отзыв устно. Плюс такого отзыва в том, что вы можете сразу задать вопросы и что-то прояснить. Письменные рекомендации даются в стандартной форме, вам будет сложнее оценить информацию. Мне по поводу одного из соискателей, который показал хорошие знания и понравился Ивану Семеновичу истинно американской улыбкой, его бывший начальник сказал честно: всем хороший специалист, только самонадеянный, отчего проваливал сделки, которые можно было заключить. И одного такого отзыва оказалось достаточно, чтобы соискателя не брать в фирму. А ведь в письменной рекомендации все выглядело превосходно, и как же иначе? Начальник давал рекомендацию по просьбе своего бывшего подчиненного. Перед уволенным сотрудником он чувствовал неловкость: тот попал под сокращение. Вот вам разница между устным и письменным отзывом, между отзывом, который вручает вам соискатель, и отзывом, который получаете вы самостоятельно. Между прочим, «удобный сотрудник» отсеялся тоже после разговора с его бывшим начальником. Оказалось, что он старательный и знающий, но не обладает цепкостью и самостоятельным мышлением, что необходимо для хорошего менеджера. То есть он отлично выполнял задания начальства, но ни разу не проявил собственной инициативы. А что касается превосходного специалиста, то после обстоятельного заключительного интервью с ним нам стало ясно, что сработаться в одном коллективе ему и Ивану Семеновичу не суждено. При другом хозяине, менее авторитарном, цены бы этому специалисту не было. Но Иван Семенович ратовал за неукоснительное соблюдение дисциплины, минутное опоздание он считал поводом для выговора, отказ признать правоту руководства всегда и во всем – тоже. Умный профессионал, когда речь зашла уже почти об оформлении, вдруг признался, что для него минута опоздания и спор с начальником в порядке вещей. Это дело и решило. Я была вынуждена ему отказать, чем, кстати, сильно его удивила и насмешила. – Странный у вас тут начальник, – сказал он, – работа важнее мелочей! Но, увы, для Ивана Семеновича мелочей не было, он все воспринимал серьезно. Таким вот образом из семи кандидатов у нас осталось пятеро на два вакантных места, двое мужчин и три женщины. – Берем мужиков, – сказал Иван Семенович. По поводу одного из мужчин я не сопротивлялась: берем. Он был человек доброжелательный, умный, способный продать все что угодно и кому угодно. Иными словами, обладал харизмой. Такой человек в коллективе только в радость. С ним и поговорить приятно, и дело свое знает великолепно, и внешне выглядит симпатично, и говорит на отличном русском языке. А вот другой мужчина меня смущал. Да, профессионализм у него был, и человек неплохой, но останавливали несколько мелочей. Прежде он имел свою фирму, но разорился в первый кризис 1998 года, с тех пор основать собственный бизнес не пробовал. Я сразу задумалась: почему? Стала выяснять и узнала, что тогда он потерял бизнес и еще пять лет выплачивал банку кредиты. Теперь кредитования он боялся, как петли. Он и к нам решил устроиться только потому, что фирма продавала реальный товар, необходимый для производства. Для него сам факт, что этот товар будет востребован при любой экономической ситуации, пусть и не в полном объеме, оказался определяющим. А для меня это открытие стало причиной для отказа кандидату. Если он настолько боится рисковать, то не сможет упрочить положение фирмы. Это мне с трудом удалось объяснить Ивану Семеновичу, и тот очень смутился. – Значит, все-таки баба, – вздохнул он обреченно. – Женщина, – поправила я. – Выбирайте, все отличные специалистки, все умницы, все красавицы, все с техническим высшим образованием, все работали на производстве, а потом уже в торговле. – Бездетную, – коротко сказал он. – А я бы посоветовала мать двоих детей, – ответила я и увидела ошарашенные глаза хозяина. Пришлось объяснять. Бездетной кандидатке было чуть больше двадцати пяти лет, девушка, конечно, трудолюбивая, умная, хорошая, но весь опыт – три года продаж (год была технологом в цехе). А коллектив у Ивана Семеновича не слишком юный. И девушке будет сложно в него влиться, и коллектив вряд ли воспримет с оптимизмом, что девушка станет зарабатывать столько же, сколько старые кадры, да плюс еще проценты. Две другие кандидатки были постарше. Но мне нравилась только одна: сорокалетняя женщина с двумя почти взрослыми дочерьми. Наличие этих детей было скорее плюсом, чем минусом: девочки уже старшеклассницы, детские болезни позади, семья живет вместе с родителями кандидатки, то есть даже в крайнем случае обеспечен выход на работу, муж неплохо зарабатывает, соискательница – легкий в общении человек, очень дисциплинированна, предупредительна, дипломатична. Другая соискательница в умении ладить с людьми явно уступала, и дети у нее были младше. Обрисовав картину Ивану Семеновичу, я попросила его сказать свое последнее слово. Он подумал, подумал – и согласился. Скажу честно: о своем выборе он не пожалел до сих пор. Приняв решение, Иван Семенович тяжело задумался. – Как думаешь, Лизанька, – спросил он, – нужно этим отсеянным что-то сообщать? Нельзя ли это дело замолчать? – Нельзя, – сказала я. – Придется сообщать. – Так я велю тогда письма послать с отказом, – проговорил нерешительно, – или лучше пусть Зоя позвонит. Зоя – его личный секретарь. Я имела возможность узнать, как она отказывает людям по телефону, и лично мне не хотелось бы услышать ни этого голоса, ни этого отказа. Имея в виду Зою, я пообещала сообщить отсеянным кандидатам об отказе сама. Ведь такой отказ нужно давать не металлическим голосом, а мягко и тактично, чтобы у соискателей не возникло тяжелого чувства обиды. Запомните, если вы определились с приемом сотрудников на работу, то не прошедшим отбор нужно сообщить об этом как можно деликатнее, а после того, как вы произнесли роковые для них слова, не забудьте посочувствовать и пожелать удачи, поскольку свет клином на вашей фирме не сошелся и хорошие специалисты рано или поздно найдут работу. Только не отказывайте так, как это делают в одной московской торговой фирме. Там совсем никому не звонят, а когда несчастные соискатели, прождав обещанную начальством «недельку на размышления», начинают сами интересоваться своей судьбой, раздраженный голос секретарши орет в трубку: «Ну и чего от дел отрываете? Не позвонили вам, значит, вы больше не требуетесь. Все. Прощайте. И больше сюда не звоните». Вот уж действительно велик и могуч прекрасный русский язык! ПОСЛЕ ВЫБОРА Иван Семенович так радовался, получив двоих специалистов, что едва не позабыл главное правило: все должно быть в соответствии с Трудовым кодексом. Он едва не предложил новым сотрудникам «присмотреться» к должности, то есть, грубо говоря, пойти путем неофициального трудоустройства, об опасностях которого сам же и предупреждал меня в самом начале. – Эти вроде честные, – сказал он просто. – Пусть с месяцок потрудятся, а там поглядим. – Нет, – остановила я. – Нельзя. Давайте соблюдать закон, вам же будет безопаснее. Вы только представьте, в какие неприятности можете попасть. Помните, зачем меня пригласили? Он помнил. Но наивно считал, что отобранные мной сотрудники никогда плохо с ним не поступят: они ведь и тесты прошли, и на все вопросы честно ответили, и понравились ему. Это какие-то неправильно отобранные так поступают, не по-человечески. Эх! Сейчас развелось немало внешне привлекательных кровососов, которые устраиваются, чтобы не работать, а судиться с работодателем, если он совершит ошибку и позволит работнику приступить к своим обязанностям без оформления. А в кризисной ситуации таковых любителей легких денег и приятного судебного времяпрепровождения станет, боюсь, еще больше. Друзей Ивана Семеновича такой негодяй мурыжил судами полгода. Все время, пока длилось разбирательство, он считал себя… работающим на ответчиков. Ему удалось доказать, что рабочие задания он выполнял, а по нашему закону, если выполнял, но не был оформлен, – прав истец. Даже если всего день выполнял, но без оформления, – может смело подавать в суд. И выиграет дело, предоставив свидетельства или свидетелей. – Надеюсь, – сказала я Ивану Семеновичу, – что новые сотрудники – люди хорошие, но трудоустройте их по всем правилам. Если вдруг возникнет какой-то конфликт, вы будете защищены законом. Для вас ведь не проблема составить правильный трудовой договор? – Не проблема, – согласился он. После подписания трудового договора обеими сторонами сотрудник обязан выйти на работу. Теперь он подчиняется нормам коллектива и получает денежное вознаграждение согласно договору. Если вы боитесь, что сотрудник в дальнейшем вас разочарует, то корректной формой такого недоверия будет оформление с испытательным сроком (1–3 месяца, для руководящего звена – до 6 месяцев). На период испытательного срока оформляется более низкая зарплата. Так вы получаете возможность увидеть нового сотрудника «в деле» и можете уволить его по истечении испытательного срока, не боясь, что вас за это увольнение затаскают по судам. Все по закону. Все согласно статьям Трудового кодекса. Если сотрудник за время испытательного срока совершит нарушение трудовой дисциплины или окажется профнепригоден, у вас есть полное право с ним расстаться. А учитывая, что за работники иногда «просачиваются» сквозь отборочное сито, это вопрос немаловажный. Как-то по случаю Нового года журнал Fortune попросил руководителей рассказать, случалось ли им выбрать из всех возможных кандидатов самого неудачного. Случалось, хотя отбор, кажется, вели по всем правилам. ? В одном трудовом коллективе были страшно изумлены, обретя нового «кадра» буквально на второй день работы в кабинете генерального директора. «Кадр» устроился там на уютном диванчике и сладко спал. Разумеется, дальнейшая его судьба ясна. ? Другой красавчик, ударно отработав первую неделю, крайне утомился и потребовал предоставления отпуска, чтобы съездить позагорать во Флориде. Отпуска он не получил, но ничуть не смутился: молодец отправился позагорать без разрешения. Загар получился знойным. На случай придирок симулянт предоставил больничный лист. Его судьба тоже вполне очевидна. ? Третий чудо-сотрудник ходил на службу для развлечения и приятной болтовни, трудился он напряженно: являлся поздно, уходил рано, а потом, наскучив работой, подошел к начальнику и сказал просто и честно: «Я, шеф, завтра не приду, я думаю заболеть!» ? Еще один типчик получил в распоряжение корпоративную кредитку. Естественно, денег с нее ему никак не полагалось. Однако предприимчивый сотрудник мгновенно снял с кредитки изрядную сумму. Фирма пыталась потом с него этот долг взыскать, да куда там! ? Помощница одной из начальниц тоже трудилась из последних сил. Когда руководительница выходила из кабинета, силы оставляли сразу и помощницу. Она вешала на дверях табличку «Закрыто» и исчезала неведомо куда. ? А в другой фирме только что нанятая ассистентка благополучно проулыбалась до обеда, ушла покушать. и пропала навсегда. Следов ее не нашлось. ? Зато нашлись следы такого же «ушедшего до завтра» сотрудника, но не дома, куда позвонил ничего не понимающий начальник, а по номеру телефона, любезно продиктованного ему женой: «На работе он», – сказала жена. Начальник удивился, но позвонил. Женщина не обманула. Сотрудник был на работе. Только на другой работе – она ему пришлась получше прежней! ? «Мы наняли водителя, – жаловался один из руководителей, – который позвонил и сказал, что у него спустила шина, поэтому к следующему пункту назначения он не приедет. Когда мы ему предложили сменить колесо и ехать, выяснилось, что у него спустили все четыре шины. Оказалось, что он пытался выехать с парковочной площадки не с того конца (то есть не заплатив), наехал на резцы передними колесами, после чего продолжил движение, проколов и вторую пару шин». И насколько можно при выборе ошибиться, говорит такой смешной факт. «Я предложил одному кандидату вакансию, – рассказывал руководитель, – на которую он согласился, но за день до того, как он должен был выйти на работу, я узнал, что он уже работал здесь раньше, но его уволили. Причиной увольнения было то, что он отпросился однажды на похороны матери, которая, как выяснилось впоследствии, умерла три года назад. Второй раз мы его брать на работу не стали». И хорошо, что все эти отобранные бездельники и лентяи были оформлены по закону. Иначе они легко могли бы взыскать в судебном порядке не заработанные ими деньги! Наслушавшись моих историй и насмеявшись вволю, а то и почесав с ухмылкой темечко, Иван Семенович признался: не случалось у него таких «анекдотов». Запойные сотрудники попадались, вороватые попадались, недисциплинированные – тоже. Но чтобы такие… уроды – нет, не было. – Ну и поколение мы вырастили, ну и поколение! – добавил он грустно. Потом поглядел на меня, пошевелил губами и спросил: – Но ты-то ведь постаралась, ты-то ведь наняла мне не такого, что укатит загорать на мои деньги? И не такую, которая уйдет и больше не вернется? – Конечно же нет, – успокоила я его, – это хорошие, грамотные специалисты. И люди хорошие. Не будь кризиса, они бы трудились себе спокойно на прежней работе. Вам страшно повезло. – В чем? – не понял хозяин. – В том, что сейчас у нас кризис. На эту мою сентенцию Иван Семенович руками даже загородился. – Не в том повезло, что кризис, – поправилась я, – кризис, конечно, плохо. Но благодаря кризису вы получили отличных специалистов. В хорошее время они бы к вам не пришли. – Это ты точно подметила, – согласился он, – и они не пришли бы, и я не искал бы. Хоть что-то хорошее этот кризис принес. Но он ведь не навсегда. Мы выстоим. С такой-то рабочей силой. С креативной. – Обязательно, обязательно! Не знаю, как сложатся у него дела дальше, свою задачу я выполнила и больше делами фирмы не занималась, и пока Иван Семенович держится. Новыми сотрудниками он доволен. Фирма на плаву. Между прочим, приступив к работе, новые менеджеры сразу поставили вопрос о переориентации деятельности фирмы, то есть тот вопрос, который я обошла по незнанию. Они и на самом деле оказались на редкость честными людьми и объяснили своему нанимателю, что решить проблемы можно было, и не прибегая к внешнему найму, в организации имелись очевидные внутренние ресурсы, которые Иван Семенович не желал использовать. В то же время внешний найм во многом для этого коллектива оказался лучшим выбором: появился свежий взгляд. Креативный, как нравится говорить Ивану Семеновичу. Надеюсь, что его фирма преодолеет время кризиса, не развалится и не разорится. Справедливо говорят, что все решают кадры. Правильные кадры, осмелюсь добавить. Выбрать правильные кадры вполне в вашей компетенции. И если вы освоили мою книгу и попытаетесь применить советы на практике, вы получите такие кадры. С хорошими кадрами вы выстоите во время кризиса, сохраните бизнес, а когда экономическая ситуация станет получше, расширите этот бизнес. Вы долго еще будете вспоминать, что не упустили момента, не пожалели вложения средств и выбрали самое ценное, что существует в нашем мире, – человеческий ресурс, самый сложный и важный из всех существующих ресурсов. Удачи вам! Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|