ОТЧУЖДЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ В 18-ой лекции Лакан делает еще один важный клинический вывод. Комментируя предложенное одним из его учеников, Модом Маннони, определение умственной отсталости, Лакан говорит: «[Я бы, пожалуй, сказал даже так: когда нет никакого интервала между SI и S2, когда первичная пара означающих образует монолит, голофразу, то мы получаем модель для целого ряда случаев, - хотя место, которое субъект в каждом из этих случаев занимает, далеко не одно и то же.] В частности, в топ мере, в какой ребенок, ребенок дебил, занимает место на схеме внизу и справа, т.е. место S, которое соответствует тому, к чему мать его сводит, для которой он является ничем иным, как опорой ее смутно определенного желания (in an obscure term), в воспитание этого дебила вводится психотическое измерение» (C.XI, с.253-254 - перевод модифицирован - Прим. пер.). Этим «obscure ter» - «смутным обозначением», к которому мать сводит ребенка, является объект (а). В «Заметках о ребенке», написанных Лаканом для одного из своих учеников, который заведовал в клинике детским психологическим отделением, он прямо указывал, что в ряде таких феноменов, как умственное отставание, психоз и некоторые другие расстройства подобного рода, ребенок сводится к этому объекту и функции осуществления фантазии матери. Так отрывок из Семинара XI прокладывает путь к размышлениям о ребенке, написанным в 1969 году. Таким образом, клиническим следствием разработки Лаканом концептов отчуждения и отделения явилось то, что после 1964 года в своем понимании психоза он акцентировал еще с большей силой роль объекта (а) как объекта, к которому редуцируется психотический субъект. Эта мысль отсутствует в опубликованной в «Écrits» статье Лакана, которая посвящена мемуарам Шребера. Начиная с 1964 года, Лакан подчеркивал клиническое значение той степени, в какой ребенок сводится к смутному объекту материнского желания, и всю важность этого факта для клинического понимания детских психозов.
Перевод с франц. - В.Цапкина
Вследствие того, что приводимая Лораном цитата логически вытекает из предыдущего предложения, переводчик позволил себе вольность, ради облегчения понимания, вставить его [ в квадратных скобках] внутрь цитаты автора. - Прим. пер. " См. схему на стр. 254 (С.XI) - Прим. пер. *** Опубликовано в "Ornicar?" в 1969г. -Прим. автора.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.