Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50819

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Массовое духовное производство – социально ответственная деятельность. Социальная безответственность в этой сфере деятельности может повлечь дегенерацию массового поведения. Так, постоянная развлекательная направленность средств массовой коммуникации может выступать как "терапия побега от действительности". Мозаичность в средствах массовой коммуникации может порождать феномен "щелевого сознания". Телевизионный имидж политических деятелей, формируя телевизионный электорат, притупляет политическое сознание масс. Массовая коммуникация создает массовый культурный и политический ширпотреб.
Только находясь под прессом социального контроля, массовая коммуникация становится средством утверждения духовных ценностей и базовых социальных норм, средством социализации подрастающего поколения. В условиях демократии средства массовой коммуникации призваны формировать прогрессивные идеалы, социально положительные ориентиры, содействовать демократизации социального управления Один из основных признаков демократии – свободное функционирование социально значимой информации, превращение средств массовой коммуникации в средства независимого социального контроля.

§ 4. Психология социального управления

Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом осуществляется на основе взаимосвязанных идеологических, политических и экономических концепций, всестороннего учета социально-психологических закономерностей.
Социальное управление призвано обеспечить прогрессивное развитие общества и его подсистем на основе определения критериев и показателей социального развития общества, установления этапов и средств достижения планируемых его состояний.
Социальное управление имеет многоуровневую структуру. Высшие уровни социального управления определяют социальную политику – основные направления социально-экономического развития общества. Местные уровни власти осуществляют функцию регионального самоуправления.
Эффективность социального управления зависит от учета интересов и воли всех социальных групп общества. Важнейшая задача социального управления – стимулирование активной социально положительной деятельности всех членов общества через формирование соответствующих потребностей и мотивов поведения, приоритета социальных ценностей.
Цели и средства прогрессивного развития общества определяются на основе научных, в том числе и социально-психологических, знаний.
Демократически ориентированное социальное управление призвано обеспечить социальную защищенность личности, реализацию ее основных прав, оптимального уровня жизни, необходимого для развития личности.
На каждом историческом этапе развития общество представляет собой целостный самоорганизующийся организм с присущей ему экономической и социальной структурой, соответствующими способами социальной регуляции.
Социальное управление осуществляется системой социальных организаций – целевых социально-функциональных образований: политических, правовых, хозяйственно-производственных, оборонительных, культурных, образовательных и др.
Социальная организация позволяет сконцентрировать необходимые усилия в социально значимых направлениях, использовать преимущества специализации, синхронности, однонаправленности массовых действий. Для социальных организаций характерна формализация задач, стереотипизация способов их реализации, иерархизация групповых структур, строгая регламентация поведения членов организации. Социальная организация имеет линейную иерархическую структуру – одностороннюю зависимость низов от власти верхов. В ней формируются корпоративные нормы и стандарты поведения.
Социальное управление – общественный механизм выдвижения обоснованных программ социального развития, изыскания адекватных средств решения социальных проблем.
Социальное управление зависит от развитости механизма управления, иерархической организованности его подсистем, их функциональной дифференциации и стратегической интеграции.
Социальное управление состоит из ряда циклов: социальное прогнозирование – социальное проектирование – социальное планирование – социальное регулирование – итоговый результат и его адекватная оценка.
Социальное прогнозирование означает исследование возможных перспектив социального развития при существующих стартовых условиях, выявление альтернатив развития с широким использованием методов экспертных оценок и научного моделирования. Существенно также выявление возможных ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений.
Для решения конкретных социальных проблем разрабатываются отдельные социальные программы, определяются их поэтапность и механизм достижения. Идейный ориентир социального управления – идеология – система постулатов, отражающих базовые ценности данного общества.
В процессе исторического развития общества формировались различные идеологии (монархизм, клерикализм, консерватизм, либерализм, коммунизм, социал-демократизм и др.).
Прогрессивные деятели политико-философской мысли второй половины XVIII в. сформировали идеологию либерализма – всеобъемлющую идеологию нового времени (от лат. liberalis – касающийся свободы). Общей интеллектуальной и нравственной установкой либерализма является признание приоритета прав личности в условиях рыночного хозяйства, свободного предпринимательства и демократического устройства общества, минимизации регулирующей роли государства. Либерализм стал доминирующим типом западной социально-политической культуры, идеологией гражданского общества*.
* Творцами классического либерализма были Локк, Руссо, Вольтер, Юм, Монтескье, Дидро, Франклин, Джефферсон и др.

Основу либерализма составили следующие социально-политические и социально-психологические ценности: абсолютная ценность человеческой личности, изначальное равенство всех людей; автономия личности, ее индивидуальной воли, ограниченность ее только прямыми правовыми запретами; ее право на жизнь, свободу и собственность; верховенство закона как инструмента социального контроля; "право личности жить в соответствии с постоянным законом... и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека" (Джон Локк); защищенность частной жизни человека от государственного вмешательства; избежание произвола государственной власти путем разделения ее на три сбалансированных ветви – законодательную, исполнительную и судебную.
Идеология либерализма – идеология самодостаточности личности, ее централизации в жизнедеятельности общества, незыблемая правовая обеспеченность ее достойного социального статуса.
Доминирующими субъектами социального управления в нашем обществе пока еще остаются органы государственной власти и отдельные политические лидеры. От их управленческой и человековедческой культуры зависит социальный прогресс общества. Стиль их мышления должен соответствовать современным гуманитарным и социально-технологическим требованиям. Свежий ветер современных социальных ценностей должен выветрить затхлые коридоры традиционной бюрократии. Бюрократическая власть должна быть поставлена под строгий социальный контроль. Общество должно обязать власть овладеть современными основами социального управления. Отсталая рутинная бюрократия, не освоившая современные социальные технологии, создает разбалансированность социального пространства, она не осознает социальные приоритеты, отвергает средства социальной защиты общества, противится демократическому разрешению актуальных социальных проблем. Устаревшие механизмы социального управления требуют кардинального обновления на современной научной основе.
Наше общество страдает от сбоев в механизме реализации управленческих решений. По-прежнему обилие противоречивых и невыполнимых законов компенсируется их всеобщим игнорированием. Эффективность социального управления определяется не принятыми решениями, а его результатами. Социальное управление – это не управление людьми, а создание оптимальных условий для их жизнедеятельности.
Современное социальное управление невозможно без овладения современными социальными технологиями*.
* См.: Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире М:, 1996; Макаревич В. Н., Слепенков И. М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства М., 1994. С. 30–40.

Социальная технология – механизм социального управления, основанный на формализации объекта социального управления, вычленении строго необходимых операций и процедур для достижения положительных изменений в этом объекте. Для этого необходимо исследование структуры объекта управления, четкое вычленение его элементов, выявление закономерностей их функционирования. Технологизация социального управления предполагает расчленение процесса управления на этапы, определение системы управленческих операций внутри каждого этапа, определение поэтапности действий для получения необходимого результата.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь