Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50349

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Массовое духовное производство – социально ответственная деятельность. Социальная безответственность в этой сфере деятельности может повлечь дегенерацию массового поведения. Так, постоянная развлекательная направленность средств массовой коммуникации может выступать как "терапия побега от действительности". Мозаичность в средствах массовой коммуникации может порождать феномен "щелевого сознания". Телевизионный имидж политических деятелей, формируя телевизионный электорат, притупляет политическое сознание масс. Массовая коммуникация создает массовый культурный и политический ширпотреб.
Только находясь под прессом социального контроля, массовая коммуникация становится средством утверждения духовных ценностей и базовых социальных норм, средством социализации подрастающего поколения. В условиях демократии средства массовой коммуникации призваны формировать прогрессивные идеалы, социально положительные ориентиры, содействовать демократизации социального управления Один из основных признаков демократии – свободное функционирование социально значимой информации, превращение средств массовой коммуникации в средства независимого социального контроля.

§ 4. Психология социального управления

Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом осуществляется на основе взаимосвязанных идеологических, политических и экономических концепций, всестороннего учета социально-психологических закономерностей.
Социальное управление призвано обеспечить прогрессивное развитие общества и его подсистем на основе определения критериев и показателей социального развития общества, установления этапов и средств достижения планируемых его состояний.
Социальное управление имеет многоуровневую структуру. Высшие уровни социального управления определяют социальную политику – основные направления социально-экономического развития общества. Местные уровни власти осуществляют функцию регионального самоуправления.
Эффективность социального управления зависит от учета интересов и воли всех социальных групп общества. Важнейшая задача социального управления – стимулирование активной социально положительной деятельности всех членов общества через формирование соответствующих потребностей и мотивов поведения, приоритета социальных ценностей.
Цели и средства прогрессивного развития общества определяются на основе научных, в том числе и социально-психологических, знаний.
Демократически ориентированное социальное управление призвано обеспечить социальную защищенность личности, реализацию ее основных прав, оптимального уровня жизни, необходимого для развития личности.
На каждом историческом этапе развития общество представляет собой целостный самоорганизующийся организм с присущей ему экономической и социальной структурой, соответствующими способами социальной регуляции.
Социальное управление осуществляется системой социальных организаций – целевых социально-функциональных образований: политических, правовых, хозяйственно-производственных, оборонительных, культурных, образовательных и др.
Социальная организация позволяет сконцентрировать необходимые усилия в социально значимых направлениях, использовать преимущества специализации, синхронности, однонаправленности массовых действий. Для социальных организаций характерна формализация задач, стереотипизация способов их реализации, иерархизация групповых структур, строгая регламентация поведения членов организации. Социальная организация имеет линейную иерархическую структуру – одностороннюю зависимость низов от власти верхов. В ней формируются корпоративные нормы и стандарты поведения.
Социальное управление – общественный механизм выдвижения обоснованных программ социального развития, изыскания адекватных средств решения социальных проблем.
Социальное управление зависит от развитости механизма управления, иерархической организованности его подсистем, их функциональной дифференциации и стратегической интеграции.
Социальное управление состоит из ряда циклов: социальное прогнозирование – социальное проектирование – социальное планирование – социальное регулирование – итоговый результат и его адекватная оценка.
Социальное прогнозирование означает исследование возможных перспектив социального развития при существующих стартовых условиях, выявление альтернатив развития с широким использованием методов экспертных оценок и научного моделирования. Существенно также выявление возможных ближайших и отдаленных последствий принимаемых решений.
Для решения конкретных социальных проблем разрабатываются отдельные социальные программы, определяются их поэтапность и механизм достижения. Идейный ориентир социального управления – идеология – система постулатов, отражающих базовые ценности данного общества.
В процессе исторического развития общества формировались различные идеологии (монархизм, клерикализм, консерватизм, либерализм, коммунизм, социал-демократизм и др.).
Прогрессивные деятели политико-философской мысли второй половины XVIII в. сформировали идеологию либерализма – всеобъемлющую идеологию нового времени (от лат. liberalis – касающийся свободы). Общей интеллектуальной и нравственной установкой либерализма является признание приоритета прав личности в условиях рыночного хозяйства, свободного предпринимательства и демократического устройства общества, минимизации регулирующей роли государства. Либерализм стал доминирующим типом западной социально-политической культуры, идеологией гражданского общества*.
* Творцами классического либерализма были Локк, Руссо, Вольтер, Юм, Монтескье, Дидро, Франклин, Джефферсон и др.

Основу либерализма составили следующие социально-политические и социально-психологические ценности: абсолютная ценность человеческой личности, изначальное равенство всех людей; автономия личности, ее индивидуальной воли, ограниченность ее только прямыми правовыми запретами; ее право на жизнь, свободу и собственность; верховенство закона как инструмента социального контроля; "право личности жить в соответствии с постоянным законом... и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека" (Джон Локк); защищенность частной жизни человека от государственного вмешательства; избежание произвола государственной власти путем разделения ее на три сбалансированных ветви – законодательную, исполнительную и судебную.
Идеология либерализма – идеология самодостаточности личности, ее централизации в жизнедеятельности общества, незыблемая правовая обеспеченность ее достойного социального статуса.
Доминирующими субъектами социального управления в нашем обществе пока еще остаются органы государственной власти и отдельные политические лидеры. От их управленческой и человековедческой культуры зависит социальный прогресс общества. Стиль их мышления должен соответствовать современным гуманитарным и социально-технологическим требованиям. Свежий ветер современных социальных ценностей должен выветрить затхлые коридоры традиционной бюрократии. Бюрократическая власть должна быть поставлена под строгий социальный контроль. Общество должно обязать власть овладеть современными основами социального управления. Отсталая рутинная бюрократия, не освоившая современные социальные технологии, создает разбалансированность социального пространства, она не осознает социальные приоритеты, отвергает средства социальной защиты общества, противится демократическому разрешению актуальных социальных проблем. Устаревшие механизмы социального управления требуют кардинального обновления на современной научной основе.
Наше общество страдает от сбоев в механизме реализации управленческих решений. По-прежнему обилие противоречивых и невыполнимых законов компенсируется их всеобщим игнорированием. Эффективность социального управления определяется не принятыми решениями, а его результатами. Социальное управление – это не управление людьми, а создание оптимальных условий для их жизнедеятельности.
Современное социальное управление невозможно без овладения современными социальными технологиями*.
* См.: Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире М:, 1996; Макаревич В. Н., Слепенков И. М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства М., 1994. С. 30–40.

Социальная технология – механизм социального управления, основанный на формализации объекта социального управления, вычленении строго необходимых операций и процедур для достижения положительных изменений в этом объекте. Для этого необходимо исследование структуры объекта управления, четкое вычленение его элементов, выявление закономерностей их функционирования. Технологизация социального управления предполагает расчленение процесса управления на этапы, определение системы управленческих операций внутри каждого этапа, определение поэтапности действий для получения необходимого результата.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зверева Екатерина Владимировна. Проект «Звуки мира»
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Чекашова Лариса Николаевна. «Путешествие в волшебный лес» Звуки [К], [К'].
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Микшина Наталья Владимировна. НОД по логопедии Звук и буква [Р] 'Морское путешествие'
  • А.Б. Долгицкая. Презентация 'Инновационные технологии, применяемые для оздоровления дошкольников'
  • Каримова Дэсина Рашидовна. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на сказочное болото».
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Тюхменёва Любовь Витальевна. Звуковая культура речи, Артикуляция звука [з]
  • Каткова Анжела Николаевна. Презентация 'Автоматизация звука Р в слогах, словах'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Ирина Ивановна Кошкина. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Л»
  • Сивоплясова Ирина Васильевна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»
  • Ададурова Виктория Валерьевна. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР «В гости буква А пришла».
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Статья по обучению чтению в подготовительной группе
  • Ирина Бакушкина. Картотека по автоматизации звука 'р'
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Конспект занятия учителя-логопеда Крупенченковой Т.В. Тема «Дифференциация В-Ф».
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Лилия Ивановна Тюленева. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Ирина Ильиных. Логоритмическое занятие. Закрепление правильного произношения звука «П».
  • Вычкина Елена Владимировна. План – конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Соловьева Светлана Владимировна. «Индивидуальное занятие с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Юлия Колмыченко. Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Кочкина Ольга Дмитриевна. Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»
  • Долгих Светлана Борисовна. Рекомендации для родителей подготовительной группы по ознакомлению детей с гласной буквой Я
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Харитонова Татьяна Васильевна. Методическая разработка логопедического занятия «Автоматизация звука «C»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации поставленного звука
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь