|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379690
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приложение 15.1. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
ПРОДУКТИВНЫЙ АМЕРИКАНЕЦ Питер Рид, специалист по компьютерному программному обеспечению, работая в Соединенных Штатах, завоевал репутацию хорошего программиста. Он специализировался на разработке баз данных для лечебных учреждений и программ медицинской диагностики. Стремясь расширить свой профессиональный опыт, он принял предложение поработать специалистом по программному обеспечению в одном из филиалов компании в Токио. На родине Питер считался весьма продуктивным программистом; особенностью его рабочего стиля было умение работать одновременно над несколькими проектами. Если ему приходилось сталкиваться со сложной проблемой в одном из проектов, он предпочитал отвлечься, переключившись на другой проект или даже обратившись к двум различным проектам. Освежив таким образом свое восприятие, он возвращался к прежней проблеме с новым взглядом на нее и целым рядом потенциальных решений. Руководство американского филиала компании поддерживало подобный стиль работы, поскольку понимало, что продуктивность Питера во многом связана с его стилем работы. Начальство терпимо относилось к тому, что Питер (как и другие продуктивные работники) нарушал установленный в компании распорядок, иногда опаздывал на работу, затягивал обеденный перерыв больше чем на час, часто отрывался от работы в течение рабочего дня. До тех пор пока работники были продуктивны, им позволялись некоторые послабления. По приезде в Токио Питер был представлен своему непосредственному начальнику — мистеру Хируми Ватанабе. Мистер Ватанабе сразу оценил способности Питера и качество его работы, и в первое время отношения между ними складывались неплохо. Однако спустя некоторое время в их отношениях возникла напряженность. При столкновении со сложной проблемой Питер по обыкновению отключался от нее, уходил в себя. Иногда он засиживался в библиотеке, даже во время перерывов, отказываясь обедать с коллегами. А когда обедал в отведенное время, его удивляло, что мужчины и женщины обязательно усаживаются за разные столики: мужчины с мужчинами, а женщины с женщинами. У себя на родине Питер привык к большей близости между мужчинами и женщинами и потому иногда приглашал коллег-женщин к мужскому столику, но те если и принимали его приглашения, то с явной неловкостью. Мистер Ватанабе бывал недоволен, когда Питер позже приходил с обеда или опаздывал на работу. Поначалу его недовольство проявлялось только в сурово сдвинутых бровях, но в конце концов он попросил Питера быть более пунктуальным и соблюдать установленные в компании правила. Мистеру Ватанабе не нравилась и привычка Питера работать одновременно над несколькими проектами, вместо того чтобы сосредоточиться на одном, а именно на том, который он (Ватанабе) считал наиболее важным. Он не одобрял подобного стиля работы, поскольку не мог понять, что Питер, работая над второстепенными проектами, попутно находит решение трудных проблем, возникших при работе над приоритетным проектом. Те коллеги, которые хорошо знали Питера, понимали, что он — один из самых продуктивных работников компании. Кроме того, он ровно держался с ними, был приятен в общении, и было видно, что ему доставляет удовольствие общаться с японскими коллегами. Однако новая работа не принесла Питеру радости, а мистер Ватанабе, в свою очередь, был недоволен работой Питера. Питер прекрасно ощущал: что-то не ладится, его отношения с мистером Ватанабе становятся все более напряженными, — но никак не мог взять ситуацию под контроль. В конце концов он принял решение уйти из компании. Каковы же причины трудностей Питера? Источник: Brislin, R. (1992)/ Thr Productive American. Understanding culture's influence on behavior. Forth Worth, Тех.: Harcourt Brace Jovanovich. Когда перед группой стоит кооперативная цель, люди работают сообща, сотрудничают друг с другом. Если же цель соревновательная, то неизбежно противостояние. Как показал Кромбаг (Crombag, 1966), в кооперативных группах более высокий уровень коммуникации, члены таких групп более дружелюбны по отношению друг к другу. Дойч (Deutsch, 1968) установил, что кооперативные группы более продуктивны в своей работе и достигают лучших результатов. Члены исследованной им кооперативной группы предлагали разнообразные решения стоящей передними задачи, отличались большей сплоченностью, были дружелюбны и внимательны друг к другу. В соревновательной же группе между людьми устанавливались отношения соперничества, которые противопоставляли их друг другу и препятствовали свободному обмену мнениями. Однако в духе соревновательности есть и положительные моменты. Он бросает человеку вызов, не дает скучать, пробуждает азарт. Можно привести множество примеров кооперативных и соревновательных целей. Созданный в ходе избирательной кампании комитет, работающий в поддержку трех своих кандидатов, имеет кооперативную цель. Однако если мы рассмотрим трех кандидатов, претендующих на одно место, то цель их будет соревновательной. Спортивная команда представляет собой пример группы, перед которой стоят как кооперативные, так и соревновательные цели. Члены команды должны сотрудничать друг с другом и в то же время соревноваться с другими командами. Так, игроки Dallas Cowboys должны объединить свои усилия, для того чтобы понять стратегию соперника и успешно провести матч. Но совершенно очевидно, что, когда они играют с Washington Redskins или с Philadelphia Eagles, они соревнуются! Можно ли заставить соревнующиеся команды сотрудничать друг с другом? И нужно ли это? Понятно, что кооперация между Cowboys и Redskins или между Yankees и Red Sox не доставит радости ни игрокам, ни болельщикам и не пойдет на пользу игре. Но сотрудничество, налаженное между противостоящими державами, может уменьшить вероятность войн и конфликтов и сохранить немало человеческих жизней. Музафер Шериф с коллегами (Sherif et al., 1961) изучали кооперативные и соревновательные цели на примере двенадцатилетних мальчиков.* Они разделили их на две группы и отправили в два разных скаутских лагеря. Руководили этими лагерями психологи-экспериментаторы, которые набрали штат воспитателей для наблюдения за мальчиками и сбора информации. Эксперимент проводился в три этапа. * Подробнее об экспериментах М. Шерифа можно прочитать в книгах Д. Майерса «Социальная психология» и Р. Чалдини «Психология влияния», выпущенных издательством «Питер». (Прим. ред.) • Первый этап. Выработка внутригрупповых кооперативных целей. На этой, начальной, стадии эксперимента исследователи предложили обеим группам такие виды деятельности, которые требовали выработки общей кооперативной цели. Каждая группа работала в своем лагере, сооружая переправы через реку и огораживая места для купания. Одна группа назвала себя «Громобоями», другая — «Орлами». Внутри обеих групп установился дух дружбы и товарищества. • Второй этап. Выработка межгрупповой соревновательной цели. На этой стадии экспериментаторы подтолкнули «Орлов» и «Громобоев» к противостоянию, организовав серию спортивных состязаний между ними, в числе которых были бейсбольные матчи и соревнования по перетягиванию каната. Как и ожидалось, между двумя группами возникли отношения соперничества и враждебности, которые проявлялись в перепалках и стычках. • Третий этап. Выработка межгрупповой кооперативной цели. На заключительной стадии эксперимента психологи попытались ослабить враждебность, возникшую между «Орлами» и «Громобоями», устроив для них совместный пикник. Однако совместная трапеза не объединила подростков. Тогда для обеих групп был найден общий противник в лице группы подростков из соседнего лагеря. Можно было заметить, что наличие общего врага немного сблизило группы, но враждебность между ними не удавалось преодолеть полностью. Экспериментаторы не отступали от поставленной задачи, они подстраивали одну за другой такие ситуации, в которых перед группами ставилась единая цель, и чтобы достигнуть ее, группы должны были работать сообща. Например, они устроили нечто вроде маленькой аварии — тяжелая двухколесная тележка сорвалась с вершины холма и скатилась к подножию. Чтобы закатить ее обратно, требовались совместные усилия обеих групп. Так, постепенно, решая общие задачи, мальчики двух групп сблизились друг с другом, и прежняя враждебность между ними заметно ослабла. Работа, направленная на достижение общей цели, как правило, является самым эффективным методом устранения враждебности между группами. Люди осознают, что они необходимы друг другу для выполнения стоящей перед ними задачи, и это осознание подталкивает их к сотрудничеству, к улучшению качества взаимодействия, способствует установлению дружелюбной атмосферы. Задайте сами себе вопрос: могут ли общие цели и совместная деятельность, направленная на их достижение, ослабить напряженность, существующую в многонациональных школах? Джонсон и Джонсон (Johnson and Johnson, 1987) убедительно показали, что кооперативный характер учебного процесса способствует развитию интернациональных дружеских связей между учащимися. Немаловажно также и то, что в атмосфере сотрудничества учащиеся добиваются более высоких результатов в учебе (Slavin, 1989). Упражнение 15.3 Представьте, что в небольшом провинциальном городке есть две средние школы. Традиционно они соперничали друг с другом в учебе и спорте. Но в последнее время это соперничество переросло во враждебность, доходящую до взаимных оскорблений, телефонных звонков с угрозами и актов вандализма. Вас, как психолога, попросили помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Основываясь на результатах эксперимента Шерифа с двумя группами мальчиков, опишите один из методов, с помощью которого можно ослабить враждебность между учащимися школ. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Сплоченность Сплоченностью группы называют близкие отношения между ее членами, их готовность поддерживать друг друга. У членов сплоченной группы сильно развито чувство групповой идентичности. Они, как членов группы правило, держатся вместе, всегда готовы подставить плечо и прийти поддерживать на помощь друг другу, преданы интересам группы. Шоу (Shaw, 1971) подчеркивает, что члены сплоченной группы охотно собираются вместе и активно обсуждают актуальные для них вопросы. Они эмоционально вовлечены в дела своей группы, радуются ее успехам и переживают неудачи. Атмосферу сплоченных групп отличает особый высокоморальный дух. Сплоченность: готовность членов группы поддерживать друг друга. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|