|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46585
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Черты и другие детерминирующие тендениии
Психологи жить не могутбез концепции «установки», подразумевая под этим готовность к реакции. Без подобной концепции было бы невозможно объяснить стабильность и последовательность поведения12. 12 Слабость формулы S—R в том, что она не может охватить крайне сложную внутреннюю организацию, которая проявляется, когда стимул воспринимается, о нем думают, он направляется по тому или другому пути, неся на себе отпечаток личности все время вплоть до результирующего действия. Более приемлема формула S—О—R {паттерн стимуляции—внутренняя организация—реакция на продукты этой организации). Знак «О» в этой формуле является свидетельством признания существования «детерминирующих тенденций» в том смысле, в котором мы используем этот термин. Строгие методологи утверждают, что точно понять, что из себя представляет «О», мы не можем, поэтому правильным было бы назвать «О» «промежуточной переменной». Но если настаивать, то даже самый строгий методолог признает, что под «промежуточной переменной» он понимает такие возможные «конструкты», как влечения, привычки, установки, черты. Те немногие экстремисты, которые пытаются подходить к психологическим проблемам на строгой основе S—R («незаполненного организма»), в основном работают с голубями или крысами и не вносят вклада в исследование личности. Если спросить у них, как они подходят к проблемам личности, последует ответ, имеющий к этому отдаленное отношение: «Если бы мы достаточно знали о стимулах, понятие личности было бы ненужно». Не очень-то убедительно. 380 Структура и развитие личности Поскольку психологи всегда предполагали, что привычки, влечения, попреб-носпи, следы в памяпи, подсознатгльные комплексы, чувстза, психические усппновки и многие другие диспозиции и систгмы пого же пипа сущестзуютв нейропсихоло-гической спрукпуре, присоединение «черт> к этму ряду не пребуетдополнижлъных аргуменгюв Здесь нас забопитгюлъко вопрос терминологии Когда следует использовапъ тгрмин черта, а когда — какой-либо другой тгрмин из эпого ряда7 Черта и привычка. Обычно тгрмин привычка используютдля обозначения де-тгрминирующих тгнденций узкого и ограниченного пипа Маленький ребенок при-учаетгя (с прудом) чиспипъ зубы упром и вечером В печение нескольких летэпп привычка занимает обособленное положение, пробуждаясь полько отсоотзепстзующих команд родитглей в качеспве звена в цепи дейспвий, котзрые он осущеспвляетупром и вечером Однако с печением летчиспка зубов спановится не полько автзмапической (как дейстзуютпривычки), но вплетгется в расширенную систгму привычек — в черпу личной чистоплотности Многие взрослые обладаютгенерализованной привычкой избавления себя отгрязи всех видов Если кто-нибудь пренебрегаетчиспкой зубов, он ощущает дискомфорт не полько попому, чпо нарушена привычка, но и попому, чпо пакое пренебрежение пропиворечитболее общей черпе чиспоплопиоспи Из эпого примера выпекает вполне коррекпиое предположение о пом, чпо каждая черпа, по крайней мере часпично, выраспаетиз интеграции многочисленных специфических привычек, которые обладаютдля конкрепиого человека одним и тгм же общим адаппивным значением Привычки не объединяются авпомапически, но они объединяются, когда человек обладаетнекопорым общим предстгвлением, или неко-порым образом себя, копорый приводитк их слиянию под воздействием организационной систгмы более высокого порядка Ребенок никогда не бывает«вежливым вообще» Сначала он учится говорипъ «спасибо», не прерывапъ других, когда они говорят придерживапъ дверь для матгри, входящей в дом Все эпо — характгрные часпички обучения Однако когда он спинет взрослым, можно будетговорипъ о вежливоспи как о его чертг Привычки тгперь интггрированы в предспавлении о пом, каким должен быпъ его собственный спиль жизни В процессе изучения чертмы не должны забывапъ, чпо свою роль играет воздействие тгмпераменпп, ума и конспипуции Верояпио, людям с одними врожденными особенноспими характера легче развивапъ черт/ вежливоспи, чем людям с другими Иппк, чертг более генерализована, чем привычка Она тгкже более изменчива в своих проявлениях Эпо очень важный момент Вежливость— больше, чем проспое скопление привычек Испинно вежливый человек для пого, чпобы поддержапь свою черпу вежливости, будетизменяпъ свое поведение вплопь до нарушения своих вежливых привычек Обычно счипиется невежливым пипъ за обеденным сполом из руки, сложенной чашечкой, но рассказывают об одной хозяйке в Вашингтоне, которая пост/пила пак для пого, чпобы поддержат, своего восточного гост., копорый выпил из своей руки Она нарушила свою привычку, но поддержала свою черпу Вежливый американец быспро обучается пому, чпо в некоторых спранах удовлетворение отприняпия пищи выражаютопрыжкой, а в других избегаютэтого искреннего дейспвия Если у него еспъ привычка занимапъ самое неудобное место в комнатг, в Германии он быспро нарушитсвою привычку, когда узнает что наиболее неудобным местом часто является софа, сидепъ на которой, однако, почепио В одной спране (для того, чтобы оказапъся вежливым) он приучится в госпях расспрашивапъ хозяина о том, сколько тотзаплапил за то или иное свое имущество, в другой спране (для того, чтобы оказапъся вежливым) он не будетзадавапъ пакие личные вопросы Теория обших черт 381 Здесь мы вновь обращаемся к понятно эквивалентности Во всех спранах наш вежливый путгшеспвенник обнаружит, чтз социальные опношения большей своей часпью пробуждаюту него диспозицию вежливоспи Следоватгльно, многие социальные стлмулы эквивалентны в своем влиянии на эпу черпу С другой сгюроны, его дейстзия, хотг они и чрезвычайно разнообразны, также эквиваленпны в там, чтз все они означают вежливоспъ Эта положение иллюсприруетрисунок 9 (Понятле эквиваленгтостл в чем-ma сходно со стлмул-реактлвной концепцией «генерализации стлмула» Эта последняя, однако, подразумевает^ чта генерализация — автомапичес-кий результгтчастаго обусловливания «Эквиваленпноспъ» же пребуещ чтабы человек воспринимал общий смысл ряда спимулов, на котзрые он реагирует) Итгк, черта — эта нейропсихологическая структура, обладающая способностью делать многие стимулы функционально эквивалентными и инициировать и направлять эквивалентные (разумно последовательные) формы адаптивного и экспрессивного поведения. Чертя и устяновкя. Не всегда можно отгичипъ, чтз правильно называпъ чертой, а чта установкой Патриотизм — эта черта или установка в опиошении родной спра-ны? Экстраверсия — эта черта или установка в опиошении жизни7 Авторитаризм — черта или установка7 В этам и подобных случаях безразлично, какой тгрмин мы используем Приемлемы оба обозначения Но обычно сущестзуютдва различия между эпими двумя понятиями 1 Установка всегда обладаетпредмепиой опиесенноспъю У человека бываетустановка по отношению к Пастгрнаку, коммунизму или исследованиям Арктлки Чертх — резуль-тхтдейстзия тхкого большого числа объектзв, чтз мы не пытхемся тзчно определит^ их Поэтзму чертх обычно рассматривается как носящая более общий характер (обладающая более высоким уровнем интггрированноспи), чем устхновка Человек конформен, экспансивен, застгнчив, влиятелен в пиком множеств сипуаций, чтз мы не можем определипъ их, как в случае с успановкой 2 Успановки обычно бываютв поддержку или пропив чего-тз, благоприятные или неблагоприятные, расположения или неприязни, они ведутчеловека к объекпу установки или отнего Эндрю обладаетбла-гоприяпиой успановкой в опиошении своей церкви, негативной успановкой в опиошении соседа и амбивалентной (как благоприятной, пак и неблагоприятной) успановкой в опиошении телевидения Этз свойспво приближения или удаления придаетпоняпию установки определенный двигатгльный оппенок Устхновка направлена на дейспвие В большинстве языков мы обнаруживаем сравнимые термины, котзрые объединяют «положение» движения с внутренним состоянием ума Джонстзн показал эта на примере анализа 12 языков, как показал и по, чтз тгрмин «установка» обычно в большей стгпени относится к движению, чем к внутреннему состоянию В некоторых языках сущестзу-ютболее тонкие оппичия, чем в английском Так, когда говорято политической установке (например, рассматривая положение Англии на Среднем Востоке), в греческом языке используют тгрмин stasis, тогда как говоря об образе мышления и поведения (в том, чтз касается расовых отношений) в том же языке используется тгрмин symperiphora13 Но, как мы уже сказали, обласпъ дейстзия установки можетбыпъ настолько широка, чтз она можетотождеспвляпься с чертой Если человек любитсвою собаку, но не других животных, у него еспъ устхновка, если же у него еспъ устхновка на за- 13 Johnstone J «Attitude» m psychology and psychosomatic medicine //Journal of Nervous and Mental Diseasess 1953 Vol 117 P 287-299 382 Структура и развитие личности ботивое и сочувстенное опиошение к людям и живопиым, то у него в то же время ест, черт доброты Как установка, пак и черта— незаменимые поняпия в психологии Совмеспио они охвапывают основные типы диспозиций, с которыми имеет дело психология личностл Однако мимоходом отлепим, чт>, поскольку установка связана с направленностью людей на выявление различных сторон окружающей их среды (включая людей, кульпуру и общесгто), она являепся излюбленным понятлем социальной психологии14 Однако в сфере личностл нас интгресуетличноспиая спрукпура, в резульпа-тг предпочитаемым понятлем стновитя черта Черты и другие формы готовности. Выше мы обсуждали тгкие «промежуточные переменные», как влечение, инстинкт, потребность Поскольку они оказались полезны в качеств единиц сравнения индивидов и считютя обозначающими реально дей-стующие диспозиции, они могутбыпъ опнесены к нашему поняпию общих черт Фактор, как мы показали, являетя несколько надуманным понятлем, но все же эта понятле родстенно черте Используютя, кроме тзго, еще более близкие поняпия Коропко упомянем их Чувство находится между установкой и чертой Обычно мы можем назвапъ объектчувста, как можем сделапъ эта для устновки, кроме тзго, у них более или менее общие объекта15 Паприотлзм можно назвапъ чувством, или установкой, или чертой Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|