|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122054
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 455
онально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата; б) самооценку потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития личности. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности. К настоящему моменту сделано уже достаточно эмпирических наблюдений (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан), подкрепляющих сделанные обобщения. В теоретическом и прикладном плане важно изучать не просто недифференцированную самооценку, а конкретные ее составляющие и их соотношение. Именно с самооценочными паттернами, а не с упрощенной обобщенной самооценкой связаны объяснительные механизмы профессиональной успешности и динамичного профессионального развития личности. РЕЗЮМЕ Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления личности как сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентацией и основными личностными и социальными установками в целостную Я-концепцию включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. ГЛАВА 5 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Адлеру, смысл жизни человека связан с решением трех фундаментальных жизненных проблем, которые вытекают из трех наиболее общих объективных составляющих человеческого бытия. «Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака» (Адлер А., цит. по: Д. А. Леонтьев, 1999, с. 32). Адекватное решение человеком этих трех проблем помогает ему найти смысл собственного существования. ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА В действительности проблемы, о которых речь шла выше, пересекаются и порождают множество других проблем, однако целостная человеческая жизнь складывается все же из нескольких сфер его активности. Важнейшими из них являются, конечно, профессиональная сфера (труд), семья (межличностные отношения) и область, благодаря которой при неблагоприятном профессиональном самоопределении решается экзистенциальная проблема самореализации — это область досуга. Формальное и неформальное общение пронизывает все перечисленные области человеческой жизни. В период ранней взрослости поведение человека как раз и характеризуется освоением им важнейших сфер жизни и активным участием в них. При этом, несмотря на наблюдающуюся в последнее время тенденцию к снижению и даже к исчезновению трудовой мотивации (Шаховская Л. С, 1995; Яшин Г. А., 1996), ведущим видом деятельности у подавляющего большинства людей становится труд. Освоение новых сфер жизнедеятельности требует адаптации человека как к новой физической, так и социальной среде. В литературе, в частности, указывается на то, что овладение новой профессией требует от работников адаптации к трем микросредам; физической (совокупности профессионально важных материальных предметов, инструментов и средств профессиональной деятельности), профессиональной (содержанию труда, организации производства, распорядку и инструкциям) и социальной (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям) (Крас- ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 457 ноженоваГ. Ф., 1994). В ряде случаев профессиональный успех человека в немалой степени зависит от успешности его взаимодействия с объектами физического мира. В принципе то же самое можно сказать и в отношении освоения новой семейной среды. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ Субъектно-объектные отношения — философская категория, отражающая неразрывную связь между субъектом и объектом как динамичную систему. Субъектом в ней является индивид или группа как источник активности, определяющий полюс этой системы, а объектом — нечто, что «допускает и терпит», чтобы его «преобразовывали, познавали, оценивали, короче, так или иначе с ним манипулировали» (Каган М. С, 1988, с. 90). В то же время свойства объекта, раскрывающиеся в его отношениях с субъектом, в свою очередь оказывают влияние на содержание активности субъекта. Взаимодействие взрослого человека с физическим миром, то есть субъектно-объектные отношения, определяется местом его обитания (география обитания, сельская или городская местность), половой, этнической и профессиональной принадлежностью, образом жизни в целом. Поскольку все возможные формы взаимодействия с естественными и искусственными объектами мира описать невозможно, мы остановимся на индивидуальных стилях поведения и деятельности человека, которые поддаются анализу и классификации. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процесс дифференциации и индивидуализации человеческого поведения, продолжающийся на протяжении первых двух десятилетий жизни, завершается формированием так называемого индивидуального стиля поведения и деятельности, являющегося, по мнению ряда авторов (В. С. Мерлин, Л. Я. Дорфман, А. В. Либин и др.), таким же интегральным психическим образованием, как темперамент, способности, характер, интеллект. Индивидуальный стиль деятельности — это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» (Климов Е. А., 1969, с. 49). К настоящему времени сформулировано несколько принципов стилевой организации поведения человека. Первым является принцип стилевого единства. В данном случае стиль человека характеризует весь процесс его поведения и деятельности в целом и проявляется в предпочтении объектов и типов ситуаций, путей, способов и средств достижения целей, а также в ориентации на определенную форму результата. Второй принцип — это принцип инвариантности, неизменности стиля. Суть третьего принципа — иерархичности — заключается в том, что на каждом уровне психического функционирования (сенсомоторном, когнитивном, эмоциональном и т. д.) у человека формируются устойчивые совокупности стилевых характеристик, включающих в себя «минимально необ- 458 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) ходимый набор базовых стилевых параметров данной подструктуры психики». Четвертый принцип — кросситуативности — выражается в том, что проявления стиля устойчивы и независимы от ситуационного контекста (Ли-бинА., 1998, с. 9). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|