Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50354

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Каждая социальная система формирует свою ценностно-нормативную структуру – идеологию, ориентировочную основу жизнедеятельности данного общества. У цивилизованного общества приоритетны общегуманитарные ценности – социальная справедливость, демократизм, права человека. При помощи различных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, средства искусства) идеологи общества формируют определенное отношение общественных слоев, больших социальных групп к общественно значимым явлениям.
Назревшие социальные проблемы осознаются общественностью путем сопоставления и борьбы мнений, взглядов и политических позиций. Кроме информативной функции, коммуникативные акты имеют экспрессивные (эмоционально возбуждающие) и социально-контактные (фатические) функции.
Стремительно возрастающий объем массовой информации стал основной отличительной особенностью современного общества. Информационный взрыв в современном обществе в значительной мере определяет психологический тип современного человека.
Телевидение, пресса, радио, компьютерные системы обеспечили глобализацию повседневного общения, интеграцию планетарной духовной жизни. Развитие средств массовой коммуникации расширило возможности культурного обмена, распространения достижений культуры. Наряду с этими современные средства массовой коммуникации вызвали к жизни социально-психологический феномен массовой культуры. Массовая культура, рассчитанная на массовое потребительство, приобрела в ряде случаев черты культурного суррогата – его содержание упрощает и примитивизирует человеческие отношения, проповедует культ внешнего успеха, обесценивая высокую культуру.
Средства массовой коммуникации стали средствами формирования особого психологического феномена – идеологического, культурного, правового, политического и др. "пространства". Общественное сознание в этих условиях становится более дифференцированным и структурированным.
Современные средства массовой информации вызвали к жизни и феномен "политического зрелища" – сделали зримо доступной политическую жизнь общества и отдельных политических сил. Люди стали свидетелями политических событий, активными носителями политических симпатий и антипатий. Политические деятели получили новые возможности для своей пропаганды и политической мобилизации. Появилась возможность совершения акций со скрытым политическим эффектом, осуществления широкомасштабных "политических игр". Однако наряду с этим возрастает и возможность социального контроля над политическими процессами. Демократизация общества ставит все больше заслонов бесконтрольным политическим акциям.
Средства массовой информации выступают как регуляторы массовых форм поведения. Они формируют совокупность идей и представлений, чувств и настроений, отражающих различные стороны жизни общества. Широко освещаются различные сферы производства, экономики, политики, потребления, общения, искусства, спорта, судебной хроники и досуга. При этом учитываются мера информированности масс и их познавательных возможностей, уровень потребностей и интересов, совокупность ценностных ориентации и установок.
Психология массовой коммуникации как отрасль социальной психологии исследует влияние объективных и субъективных факторов на эффективность массового общения, формирование, закрепление и изменение массовых установок, возникновение и функционирование общественного настроения и общественного мнения, способы побуждения людей к определенным действиям, закономерности усвоения и переработки информации, ее принятия или непринятия.
Зная эти закономерности, отдельные политики и их имиджмейкеры пытаются манипулировать общественным сознанием (от лат. mampulus – пригоршня) – используют систему средств психологического воздействия в целях изменения поведения людей вопреки их собственным интересам. Однако эти манипуляции рано или поздно, но неизбежно разоблачаются. Содержание сознания людей формируется в конечном итоге не политическими лозунгами и идеологическими теориями, я действительностью. Человек не пассивно воспринимает обрушиваемую на него информацию, а ищет в ней ответ на свои жизненные вопросы. Однако и это его естественное стремление принимается в расчет теми, кто "организует" деятельность органов массовой коммуникации.
Властители дум и политические кумиры наделяются харизматическими (от греч. chárisma – благодать, дар Божий) чертами. Харизматический авторитет основан на вере. Условность харизматического отношения к лидерам, как правило, не осознается, а лидер сам начинает верить в свое высшее призвание (у него появляется комплекс вождизма). Его последователи начинают считать своим священным долгом преклонение перед ним. Свои высокие притязания харизматический лидер строит на отвержении прошлого и на знании им "единственного верного пути". В конечном итоге такие политические лидеры неизбежно трансформируются в рутинный тип политического деятеля.
Формирование и ретрансляция политики осуществляются соответствующим политическим языком – вербальным и символическим (эмблемы, ритуальные действия и др.). В политическом языке скрывается (кодируется) и неизбежно обнаруживается смысл политических сообщений. Политический язык – средство экстериоризации (exterior – внешний) идеологии. В словаре политического языка неизбежно проявляются мировоззренческие позиции политика (не всегда совпадающие с общечеловеческими ценностями). И только опытные, профессиональные политики отличаются высокой политической культурой: придерживаются правил допустимой экспрессии, речевой культуры, проявляют толерантность в отношении своих оппонентов.
Экзальтированные, экспрессивные политики прибегают к языку заклятий – мистифицируют сознание аудитории, разрушая реальные грани между своими постулатами и конкретной действительностью. Вызывая у аудитории иллюзию чрезвычайного положения, такие политики требуют беспрекословного подчинения и самопожертвования. Весь мир разделяется ими на "своих" и "чужих". Широко используются приемы унижения политических противников.
В политических текстах следует различать многоплановость, расшифровывать их путем выявления доминирующих акцентов, анализа фразеологии и стилистики.
Средства массовой коммуникации в демократических обществах так или иначе дистанцируются от государственной власти. Политические же деятели стремятся приблизиться к ним и некоторые из них хотят приблизиться так близко, чтобы "прибрать эти средства к рукам". Власть всегда проявляет тенденцию "управлять новостями". Допуски на "брифинг" получает, как правило, ограниченное по определенному принципу количество корреспондентов. Выгодная "верхам" информация получает преимущественное распространение. Нередко в прессу "просачиваются" факты без указания источников. В этих же целях широко используется "гриф секретности". Как отмечает известный специалист по массовой коммуникации Дж. Томсон, у Госдепартамента США существует, например, принцип: "Засекречивай все, что ты не хочешь увидеть завтра на первой странице "Нью-Йорк таймс". Всевозможные политические шоу (когда президент "случайно" сталкивается с определенным корреспондентом или группой трудящихся) прочно вошли в арсенал традиционных приемов "апеллирования к народу".
Большая армия специалистов по рекламе трудится над тем, как преподнести массам предметы духовного и материального ширпотреба.
Специфика деятельности органов массовой коммуникации состоит в том, что они, как правило, являются не источником, а ретранслятором информации. Широкая же аудитория склонна отождествлять ретранслятора с источником. (Извечное стремление казнить всадника, принесшего плохую весть) Этим широко пользуются и властные, структуры – они пытаются переложить вину за нерешенность многих острых проблем на средства массовой коммуникации – печать, радио, телевидение.
Не исключаются и приемы косвенного нажима на "слишком свободолюбивых". Для этого используются различные приемы – проверки, "засекречивания", обсуждение различных проектов законов о печати, угрозы редакциям и студиям о прекращении финансирования, слежка за журналистами, публикующими острокритические материалы, лишение доступа неугодных журналистов к неофициальным источникам информации, возможности освещать зарубежные поездки политических лидеров и т. п.
Роль журналистов, работников радио и телевидения особенно велика в период социальной реформации. Отбирая определенные факты, снабжая их своими комментариями, они в значительной мере выступают организаторами общественного сознания и общественного настроения. Многие из них сами становятся неформальными лидерами общества, образуют коммуникационную элиту. Их лица и имена становятся знакомыми широким массам. Они пользуются особым дружелюбием ведущих политиков. Сами же они в значительной мере определяют политику представляемого ими органа.
Руководители органов массовой коммуникации, как правило, стремятся уйти от ультралиберальных крайностей. Расхождения в позициях этих органов уменьшаются по мере их приближения к высшим эшелонам власти. Однако острая внутриполитическая борьба, отражаемая прессой, радио и телевидением, объективно содействует широкой информированности населения.
Неистребимо желание человека наполнять свою жизнь идейным смыслом, стоять до конца за правду, истину и справедливость. Для него особенно значима направленность средств массовой информации на социальную артикуляцию – упорядочение норм и правил социально значимого поведения.
Организаторы массовой коммуникации приспосабливают политические, научные, культурно-образовательные идеи к уровню среднего потребителя. Они существенно влияют как на демократизацию общества, его прогрессивное развитие, так и на мифологизацию общественного сознания посредством избыточной политической пропаганды.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зверева Екатерина Владимировна. Проект «Звуки мира»
  • Гусева Ольга Петровна. Игры на формирование фонематического восприятия
  • Гусева Ольга Петровна. ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
  • Чекашова Лариса Николаевна. «Путешествие в волшебный лес» Звуки [К], [К'].
  • Сошникова Лариса Валериевна. Индивидуальное занятие на тему; Звуки «ш», «р» П. Г. Постановка звука «ш», автоматизация звука «р» в слогах, словах и чистоговорках. Использование артикуляционного массажа в занятии.
  • Микшина Наталья Владимировна. НОД по логопедии Звук и буква [Р] 'Морское путешествие'
  • А.Б. Долгицкая. Презентация 'Инновационные технологии, применяемые для оздоровления дошкольников'
  • Каримова Дэсина Рашидовна. Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на сказочное болото».
  • Цветкова Валентина Васильевна. Подготовка к обучению грамоте. «Буква «Д». Звуки «Д» и «Дь»
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Марина Михайловна Комелькова. Конспект занятия по постановке правильного произношения звука в средней группе.. Тема: Воспитание правильного произношения звука «с».
  • Тюхменёва Любовь Витальевна. Звуковая культура речи, Артикуляция звука [з]
  • Каткова Анжела Николаевна. Презентация 'Автоматизация звука Р в слогах, словах'
  • Оржинская Неля Ивановна. Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, звук и буква 'К'
  • Костылева Татьяна Прокопьевна. Занимательная ситуация по обучению грамоте в старшей логопедической группе с элементами экспериментирования «В гостях у Феи букв и звуков»
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Ирина Ивановна Кошкина. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «Л»
  • Сивоплясова Ирина Васильевна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»
  • Ададурова Виктория Валерьевна. Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей 5-6 лет с ОНР «В гости буква А пришла».
  • Наталья Николаевна Омельченко. Звуки «М» «Мь». Буква «М» «Продукты питания»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Бурлакова Елена Семеновна. Статья по обучению чтению в подготовительной группе
  • Ирина Бакушкина. Картотека по автоматизации звука 'р'
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Конспект занятия учителя-логопеда Крупенченковой Т.В. Тема «Дифференциация В-Ф».
  • Чекашова Лариса Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л']. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Лилия Ивановна Тюленева. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Ирина Ильиных. Логоритмическое занятие. Закрепление правильного произношения звука «П».
  • Вычкина Елена Владимировна. План – конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Соловьева Светлана Владимировна. «Индивидуальное занятие с использованием игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука [р]»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Юлия Колмыченко. Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] (с использованием элементов театрализованной деятельности)
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Кочкина Ольга Дмитриевна. Автоматизация звука [Л’] в связной речи с использованием мнемотаблиц.
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»
  • Долгих Светлана Борисовна. Рекомендации для родителей подготовительной группы по ознакомлению детей с гласной буквой Я
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Харитонова Татьяна Васильевна. Методическая разработка логопедического занятия «Автоматизация звука «C»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации поставленного звука
  • Анна Гурина. Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ОНР на тему: 'Звуки С и СЬ'
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Семеняко Анжелика Валентиновна. Автоматизация изолированного звука Ш 'Шарик и его друзья'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь