Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 127 страница



Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54584

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

предшествует особым образом организованная деятельность по анализу ситуации.
Таким образом, понятие гипотезы так, как оно употребляется в плане психологических исследований, характеризует наличие в познавательном процессе предположения о решении или его пробу, безотносительно к ее достоверности (которая может быть определена позже) и к специфике предшествующей ей деятельности. Последним фактором обусловлена полифункциональность и многозначность гипотез в мыслительном процесс.
Этот факт представляется очень важным для психологического анализа мышления: в нем отражено отличие общенаучного, методологического подхода к определению сущности гипотез и их роли в познании от конкретно-психологического (в психологии мышления). В этом проявляется отличие понятия гипотезы, употребляемого в плане психологических исследований, от логико-философской характеристики гипотез. Приводимые отличия не снимают общих черт в понимании и использовании понятия «гипотеза» в логике и психологии — как предположения о причинах явления, отражения действительных взаимосвязей между предметами и явлениями, постоянного развития и обогащения гипотез, дающих все более верное и полное знание об изучаемых явлениях. Именно эта общность оправдывает использование термина «гипотеза» в логике и психологии. Логическое определение понятия «гипотеза» как процесса мысли включает только построение научного предположения о причинах наблюдаемых явлений и доказательство этого предположения. Построение научного предположения допускается только при условии всестороннего изучения доступной наблюдению совокупности явлений, причина которых должна быть найдена. Предположения на основе догадки о чем-либо, допущения домысла не включаются в логическое определение категории «гипотеза». Эти различия характерны и отражают специфику предметов наук, использующих понятие «гипотеза». В логике гипотеза используется для описания процесса становления научного знания как отражения действительных взаимосвязей между предметами и явлениями окружающей материальной действительности, представляющего продукт его коллективного изучения и развития. В психологии изучается процесс реального непосредственного взаимодействия субъекта с объектом, для того чтобы познать объект. Этот процесс построен на закономерностях более широкого порядка, чем логический анализ ситуации.
524
Он характеризуется всей гаммой «субъективности» с ее отрицательными и положительными чертами и включает явления догадки, домысла, т. е. всего того, что отрицается логикой в понимании понятия «гипотеза».
Как отмечает Телегина, функции гипотезы в структуре мышления, так же как и в структуре других познавательных процессов, многообразны и во многом еще не изучены. Использование комплексных методов анализа различных уровней мышления открывает значительные возможности и для более глубокого понимания психологического содержания гипотез в структуре мыслительной деятельности. В частности, заслуживает внимания вопрос, являются ли словесно выраженные, четко сформулированные гипотезы единственно возможной формой их существования в структуре мыслительной деятельности. Или существуют иного рода гипотезы — не представленные в форме вербальных высказываний, однако сохраняющие свою основную функцию и качественную специфику — преобразование ситуации, пробования, попытки решения? Тождественны ли по своим функциональным характеристикам различные формы гипотез в мыслительном процессе (гипотезы разных уровней мышления) или же, что представляется более достоверным, каждая из них имеет еще и свои специфические черты? Каковы взаимодействие между гипотезами, функционирующими на разных уровнях мышления, и его значение в процессе нахождения решения? Ответы на все эти актуальные не только для российской, но и мировой психологи вопросы требуют проведения новых исследований, получения новых фактов и теоретических обобщений.
Частные исследования по психологии мышления в отчествен-ной психологической науке неотделимы от более общего контекста изучения психики человека. В этом контексте применительно к психологическому анализу познавательных процессов наи-боле важным является ответ на вопрос: от чего вообще зависит способность субъекта к познанию, умственной деятельности? Ответ на этот вопрос пытались найти психологи разных поколений.
Н.Д.Левитов полагал, что общие способности к умственному труду преимущественно относятся к процессам мышления. Они прежде всего включают в себя те качества, которые обозначаются как сообразительность (быстрота умственной ориентировки), вдумчивость, критичность. Физиологически они означают тот
525
уровень аналитико-синтетическои деятельности, на котором осуществляется систематизация сложных связей и подвижная взаимосвязь между первой и второй сигнальными системами [70].
В более широком плане исследовал ассоциативную природу способностей к познавательной деятельности Ю.А.Самарин. Он построил классификацию ассоциаций на основе принципа системности, который он понимал как объединение ассоциаций в системы различного уровня. Самарин выделил и изучил несколько типов ассоциаций. «Локальные» ассоциации — элементарные связи между отдельными явлениями. «Ограниченно-системные» — существующие в границах отдельной темы или раздела школьного курса (его испытуемыми в основном были школьники). «Внутрисистемные» — осуществляющие систематизацию ассоциаций по одному или другому признаку. «Межсистемные» — образующиеся на основе изучения различных учебных предметов [99].
Однако, пожалуй, наиболее интересные и глубокие исследования на эту тему были проведены В.А.Крутецким, изучавшим природу математических способностей. Он предложил выделять общие способности, а также общие и специальные элементы математических способностей. К общим способностям Крутецкий относил такие качества субъекта, как трудолюбие, работоспособность, развитые произвольная память и произвольное внимание, устойчивый и глубокий интерес к познавательной деятельности. Общие элементы математических способностей это те общие особенности мыслительной деятельности, которые необходимы для работы в самых разных сферах, например, гибкость, подвижность мыслительных процессов. Специальные элементы: способность к широкому обобщению математического материала, к свертыванию рассуждений, к переключению с прямого хода мысли на обратный.
Крутецкий не только проводил эксперименты с учениками, но и опрашивал их преподавателей. По мнению последних, в структуру математических способностей входят: быстрота понимания объяснений учителя, логичность и самостоятельность мышления, находчивость и сообразительность при изучении математики, быстрое и прочное запоминание математического материала, высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу, пониженная утомляемость при занятиях математикой, способность переключаться с прямого хода мысли на обратный. Сопоставление мнений учителей с обобщением резуль-
526
татов экспериментов дало возможность Крутецкому разработать схему структуры математических способностей в школьном возрасте.
Схема состоит из четырех основных компонентов.
1. Получение математической информации (способность к формализованному восприятию математического материала, формальной структуры задачи).
2. Переработка математической информации (способность мыслить математическими символами, способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и к мышлению свернутыми структурами, гибкость мыслительных процессов, способность к быстрому и свободному переключению с прямого хода мысли на обратный, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решения.
3. Хранение математической информации (обобщенная память на математические отношения, типовые схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним).
4. Общий синтетический компонент: математическая направленность ума [61].
Попытки выявить общие психологические предпосылки познавательной деятельности привели отечественных психологов к выводу о том, что способность субъекта познавать себя и окружающий мир зависит не только от развитости собственно когнитивной сферы. Не меньшую роль играют личностные качества познающего субъекта (работоспособность, критичность, устойчивый интерес к познавательной деятельности и т. д.). А поскольку психика субъекта формируется под влиянием социальной среды, то существенную роль в психологическом анлизе познания должны играть не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные связи и отношения. В нашей науке убедительно доказано, что общение людей существенно изменяет структуру и характер познавательной деятельности субъектов общения.
В конце XX века в российской психологии значительно повысился интерес к исследованию не только различных индивидуальных форм деятельности, но и совместной деятельности, общения людей. Конкретно это проявилось, в частности, в по-
527



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Шумилова Екатерина Анатольевна. Консультация для родителей «О ПРАВАХ РЕБЕНКА…»
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Аткинсон Р.Л, Аткинсон Р.С, Смит Э.Е, Бем Д. Дж. и др. Введение в психологию
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Под ред. Чудинова А.В., Уварова П.Ю., Бовыкина Д.Ю. История Нового времени: 1600-1799 годы
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь