Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47044

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Природа обших черт
Мы проголосовали в поддержку взгляда на черпы как испинные Мы полагаем, чпо любая черпа предспавляет собой обширную сиспему сходных тенденций к дей-спвию, сущестующих у человека, когюрого мы исследуем «Сходными гтнденциями к дейстию» являюжя пе тенденции, когюрые исследоважлъ, наблюдающий за ними с почки зрения дейстующего лица, можвтподвеспи под одну смысловую рубрику
Но мы принимаем эттвзгляд на черпы с определенными оговорками Во-первых, нам извеспио, чпо вербальные или мапемапические ярлыки, копорые мы клеим, берутначало в нашем собспвенном восприяпии поведения других, а капегоризация наших ощущений спрадаетпороком упрощения Нам пакжв извеспио, чпо мы насильно впискиваем наблюдаемое в имеющиеся у нас социальные или мапемапические капегории (пакие, как агрессивный или пылкий, или факпоры А, Д С)
Надо добавипъ еще одну важную оговорку Мы делаем шаг в спорону откон-цепции испинноспи, когда пыпаемся насильно приписапъ Джону единообразный набор черщ копорый мы спираемся приложипъ ко всем людям, включая Джона Я сейчас продемонсприрую, чпо эпо же происходитпри применении любого личноспиого песпа, любой оценочной шкалы
Предположим, чпо мы инпересуемся черпай, копорую можно назвапъ доминирование — подчинение (или влияние, или лидерство) Мы хопим пропеспировапъ силу эти черпы у Джона Мы можем осущеспвипъ эпо, полько сравнивая его с другими людьми по одним и пем же измерениям Поэпому мы разрабапываем шкалу, возможно, задавая вопросы следующего пипа10
Некую пыпаепся вписнупъся перед вами в очереди Вы уже сгюипе долго и больше ждапъ не можепе Предположим, чпо нахал пого же пола, чпо и вы, погда вы обычно
увещеваепе нахала
«пронзаепе нахала взглядом» или оппускаепе ясно слышимые комментарии, обращаясь к соседу
решаепе не ждапъ и уходипе
ничего не делаепе
Испыпываепе ли вы смущение в присупспвии начальспва в академическом или деловом мире?
опиеппиво
до некопорой спепени
вовсе нет
Некое ваше имущество ремонпируепся в масперской Вы приходипе за ним в назначенное время, но маспер говорит вам, чпо «полько чпо начал рабопу над вашим заказом» Ваша обычная реакция?
вы упрекаепе его
вы мягко выражаепе неудовольспвие
вы полностью гасипе ваше чувспво
Теперь мы просим множеспво людей из нашей «выборки спандарпизации» от вепипъ на пести определяем средний уровень для группы Запем мы сравниваем Джона с эпой нормой и делаем заключение о пом, чпо в сравнении с другими людьми он — парень успупчивый и подаппивый Мы обнаружили, чпо он опиосипся к низшим 10% совокупноспи и, паким образом, приходим к заключению, чпо у него сильна черпа «подчинения»
' AUportG W ,AUportF Я The A-S Reaction Study Boston Houghton Mifflin, 1928
Теория обших черт 375
Теперь у нас еспъ хорошие логические основания для тзго, чтзбы приняпъ су-щестование общих черт и оценивапъ данную личноспъ вмесгш с другими людьми по общей шкале измерений Эти логические основания ппковы нормальные люди в данной культурной среде неизбежно вырабатывают до некоторой степени сопоставимые формы приспособления. Например, у всех людей, живущих в англоязычных спранах, вырабапываежя в большей или меньшей спепени умение владепъ английским языком, и совершенно разумно предложит единообразный пестна успехи в языке, что-бы определит, находится ли умение владепъ языком у данного человека на среднем уровне, выше его или ниже
Или возьмем в качеств примера общую черпу доминирование — подчинение В обществ конкуренции (вроде нашего) каждый человек спремитя выйпи на уровень настойчивости!, или доминирования, близкий его образу жизни Один человек может жипь вполне комфорпно (и привлекательно), будучи успупчивым Другой (благодаря характгру или пренировке) обнаруживаещ чтз доминирование — более подходящий для него спиль приспособления к окружающей среде и овладения ею У некотрых людей вырабапываепся спиль чрезвычайной агрессией о спи, у других — чрезвычайной пассивноспи Супь дела в там, чтз в нашем обществе людей можно сравнивать (приблизительно) по пому, как они решаютпроблему отношения к окружающей среде и к другим людям
ГербертСпенсер давно обратил внимание на то, что вся эволюционная борьба заспавляетживотиое (и человека) найти свой уровень доминирования Когда два первых зверя встретились в лесу, говорил Спенсер, один из них заявил о своем приглашении на обед, а другой был вынужден сдаться и спить обедом Недавние рабопы показали, что сущеспвуетпостоянная «очередность клева» у кур и других животных, пикая, что животное А регулярно доминируетнад животным В, животное В домини-руетнад С и т д К людям относится поговорка, что приходится быть либо ботинком, либо ковриком у двери
Может показаться логичной разработка универсальной шкалы доминирования—подчинения, но эта процедура будетносипь в лучшем случае характер аппроксимации В конце концов, бесконечно разнообразие лидеров, тиранов, агрессоров, последователей, уступчивых и робких душ Эпи шкала не распознаети не можетрас-познать тонких нюансов черту разных людей В следующей главе мы более тщательно исследуем проблему индивидуальных личностных черт
Теперь вернемся к общим чертам Существует множество сторон личности, по которым может быть произведено приемлемое сравнение всех предспивипелей данной культуры Кроме доминирования—подчинения мы можем упомянуть разговорчивость, радикализм, заботу (только) о деньгах, уединенность, тревожность, потребность в достижении, расовые предрассудки и еще сотни измерений В таком случае, общие черты — это те стороны личности, в отношении которых может быть проведено осмысленное сравнение большинства людей, принадлежащих к данной культуре.
Что касается истинности, то теперь должно быть ясно, что мы производим гораздо большее насилие над структурой личности Джона, когда втискиваем его в единообразные категории черп чем когда рассматриваем его как человека самого по себе и пытаемся обнаружить действительно существующие внутренние системы его личной жизни
Мы заключаем, что общие черты не должны полностью исходить из есжстен-ных различий у людей, поскольку сходным образом сконструированные смертные в сходных условиях среды склонны вырабатывать похожие цели и похожие методы их
376 Структура и развитие личности
доспижвния В то же время общие черпы — это до некотзрой сгшпени продукта ахи его метода насильственной кажгоризации отдельных людей Таким образом, общие черпы в большей стгпени номинальны и в меньшей — испинны, чем личноспные черпы (см главу 15) Тогда мы можвм сказапъ, чпо они лишь наполовину испинны, но тгм не менее незаменимы, исследуем ли мы личноспъ с помощью шкал, тгспов, оценок или любого другого сравнипельного мепода
Как их выявить?
Предположим, вы сказали, чпо определенный ваш друг великодушен, пунктуален, любитель искусства и шутник. И, предположим, я спросил «Опкуда вы знаетг, чт> он пиков?» Вашим опвепом наверняка будет «Ну, я знаю его очень давно, и в сипуациях, связанных с инпересами и благополучием других людей, он обычно по-спупаетвеликодушно Когда же мы назначаем вспречу, он редко опаздывает Он часта ходитна художественные выставки, немного рисуетсам, а на его книжных полках много работпо искусству, и, спилкиваясь с суепой в своей жизни и в окружающем мире, он часта (но, конечно, не всегда) справляется с ней с легкостью и придает сипуации юмористический поворот) Другими словами, частота, с которой человек выбирает определенный способ адаптщии, — вотодин из крипериев черпы Впорой криперий — круг ситуаций, в которых он выбираетэтзтсамый способ дейспвия Тре-пий — интенсивность его реакций, согласованных с эпим «предпочитаемым паттерном» поведения



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь