Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72515

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2. Шизофрения, по данным существующей диагностической практики, есть нозологическая группа, группа шизофренических психозов.
Их объединяет частое присутствие так называемых основных шизофренических симптомов, независимо от весьма заметных различий в общем
клиническом выражении и течении конкретных случаев, но обособляет
друг от друга различие клинических форм, типов течения и исхода.
В частности, в МК.Б 9-го пересмотра представлены 10 видов шизофренических и шизофреноподобных эндогенных психозов, еще большее
количество клинических подвидов и типов течения. Кроме того, имеются переходные формы между шизофренией, аффективными эндогенны
ми, экзогенными и психогенными психозами. Исследования наследственности при шизофрении также свидетельствуют о ее неоднородности.
3. В сомнительных случаях диагностики шизофрении не должно быть жесткого нозологического догматизма, оппозиционности в толковании сущности и диагностических границ шизофрении лишь по кли-
нико-психопатологическим критериям. Это предполагает непременное
использование гибкой и динамичной диагностики, комплексной терапии,
учитывающей возможное участие различных факторов в этиологии
и патогенезе заболевания.
Шизофрению считают эндогенным психозом, имея в виду психические расстройства неизвестного генеза. При этом учитывают, что среди родственников «эндогенных» больных часто встречаются подобные заболевания и определенное своеобразие личности. Эндогенные психозы отличаются тем, что интеллектуальные способности больных страдают иначе, чем при хронических органических поражениях головного мозга,
320

а за болезненными проявлениями частично остаются здоровые психические способности (Е. Bleuler, 1972). Со времени Е. Kraepelin эндогенные психозы стали подразделять на имеющие тенденцию к нарастанию своеобразного дефекта (шизофрения и генуинная эпилепсия) в «излечимые» формы (маниакально-депрессивный психоз), предполагая, что в их возникновении основную роль играют наследственные и другие внутренние механизмы нарушения регуляции психических функций и обмена веществ при интактности соматического состояния.
Многие авторы шизофрению рассматривают как прогредиентное психическое заболевание (Р. А. Наджаров, 1983, и др.). Считают ее тяжелым психическим заболеванием, приводящим к диссоциации психических функции, их грубому искажению и нарушению, а также к эмоциональному оскудению с неадекватностью поведения и снижению энергетического потенциала (А. В. Снежневский, 1972). Возникая преимущественно у лиц молодого возраста, шизофрения часто приводит к инвалидизации. Ее медицинское и социальное значение определяется также довольно высокой распространенностью — до 10 больных на 1000 населения (Л. М. Шмаонова, Л. М. Либерман, 1979).
Начало учению о шизофрении положил Е. Kraepelin (1896), который в качестве названия новой нозологической единицы предложил термин «раннее слабоумие» (dementia praecox), объединив описанные «раннее слабоумие» (М. Morel, 1852), гебефрению (Е. Hecker, 1871), кататонию (К. Kahlbaum, 1890), хронические бредовые психозы (V. Magnan, 1891). В дальнейшем сюда же было отнесено и «простое слабоумие», описанное О. Diem (1903). Первоначальная концепция Е. Kraepelin о непременном раннем начале и развитии слабоумия при этом заболевании в дальнейшем была пересмотрена; в частности, выяснилась возможность благоприятного (периодического) течения параноидной и других ее форм. Е. Bleuler (1911) назвал эту болезнь шизофренией (схизо — расщепляю, френ — душа), считая основным ее признаком наличие явлений расщепления в психических процессах, диссоциации во взаимоотношениях личности и окружающей среды (нарушения в системе «Я —Мир»), аутизма.
Наиболее многочисленными можно считать исследования, посвященные обоснованию эндогенеза и аутоинтоксикационной концепции происхождения шизофрении, а также специфических психопатологических критериев ее диагностики. Попытки обоснования сущности шизофрении с биологических, преимущественно генетических, позиций, с позиций поиска особенностей течения и основного психопатологического признака не дали желаемых результатов,
С годами диагностические рамки шизофрении то сужались, то расширялись, а сама диагностика ее остается конвенционной (по общему согласию), главным образом по клинико-психопатологическим проявлениям. Остается открытым вопрос о возможности существова-
11 8-2360
321


ния истинной и симптоматической шизофрении, шизофренических и шизофреноподобных психозов (В. А. Гиляровский, 1931; А. С. Чисто-вич, 1954; I. Wyrsch, 1967).
ОБЩАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШИЗОФРЕНИИ
Шизофрению с полным основанием можно назвать специфически человеческой болезнью.
Шизофрения — это не плод теоретических измышлений психиатров, не реакция протеста личности, как представляют ее антипсихиатры, а клиническая реальность, истинное заболевание человека, но с преимущественным и своеобразным нарушением психических функций.
В клинической картине шизофрении наиболее существенными и типичными признаками являются описанные Е. Kraepelin (1909), К. Bleuler (1911), К. Schneider (1930), В. А. Гиляровским (1931) и другими психиатрами симптомы расщепления, а именно: 1) структурные нарушения мышления: разорванность и логическое соскальзывание с образованием неологизмов и псевдопонятий, паралогичность, символичность, вычурная абстрактность умозаключений, резонерский тип рассуждений и аутистическое мышление; его дезавтоматизация (остановка, отнятие, наплывы мыслей с чувством чуждого воздействия) и чувство открытости; 2) эмоциональное уплощение, эмоциональная тупость или нарушение соответствия эмоциональных реакций реальности и другим переживаниям (галлюцинаторным и бредовым); 3) явления деперсонализации («раздвоение», замещение, отчуждение самоощущения, психического и соматического Я) и дереализации (измененность и чуждость окружающего), аутизм (потеря контакта с действительностью, погружение в мир нереальных, фантастических переживаний); 4) снижение или извращение влечений, функций эффекторно-волевой сферы с активным или пассивным негативизмом, амбивалентностью и амбитендентностью (противоречивостью и извращением чувств и
влечений).
Перечисленные психические расстройства Е. Bleuler (1972) считал первичными (прямым результатом шизофренического процесса) и основными признаками шизофрении. В диагностике шизофрении многие психиатры используют так называемые симптомы первого ранга, выделенные К. Schneider (1930): обрывы, звучание, отнятие и отчуждение мыслей, чувство их открытости, внешнего воздействия на них, первичного бредового понимания и т. д. (W. Mayer-Gross, E. Slater, M. Roth,
1955, и др.).
Наряду с указанной «основной» психопатологической симптоматикой в диагностике шизофрении учитывают особенности так называемых продуктивных симптомов (симптомов второго ранга): слуховых, обонятельных, телесных и висцеральных галлюцинаций, псевдогаллюцинации, бредовых идей отношения, преследования, величия, изобретательства,

гипнотического и другого воздействия, депрессивных и эйфорических состояний.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Сензитивность; sensus
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Гуггенбюль-Крейг Адольф - Эрос на костылях. Eros on Crutches
  • Слабость Я. Отказ от выражения личностной позиции, отсутствие проверки на реалистичность. Реакция 0k
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Анкета тревожности ребенка
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Прокрастинация закодирована в генах
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Притча «Два типа людей»
  • Доброта. Тенденция +e
  • Отыгрывание; acting out
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Экстраверсия; Extraversion; Extraversion
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Четыре типа людей»
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Венгер А.Л. О понятии "психологический синдром"
  • Литвинова Т.В. Лжецы, мошенники, интриганы
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь