Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52374

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

П. кратковременная обеспечивает оперативное удержание и преобразование материала, необходимого в процессе непосредственной деятельности. Перевод запоминаемого из сенсорной сферы в П.к. осуществляется благодаря функции активного внимания. Продолжительность удержания информации не превышает десятков минут.
Син.: П. оперативная.
П. логическая построена на логически-смысловой (причинно-следственной) связи между запоминаемыми элементами.
Син.: П. смысловая.
П. механическая направлена на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.
Син.: П. непосредственная.
П. непосредственная. См. П. механическая.
П. непроизвольная. Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произвольного внимания.
П. образная характеризуется преимущественной направленностью на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
П. оперативная. См. П. кратковременная.
П. опосредованная включает в себя П. ассоциативную и логическую.
П. панорамическая (греч. pan — всё, horama — вид, зрелище). Характеризуется быстрым течением насильственных воспоминаний, в которых за короткое время, в ускоренном темпе больной как бы заново переживает продолжительные периоды своей жизни. Наблюдается при височной эпилепсии в сочетании с обонятельными и вкусовыми галлюцинациями и сноподобными состояниями.
П. произвольная. Процесс запоминания осуществляется целенаправленно, при участии активного внимания. Ср.: П. непроизвольная.
П. словесная направлена на запоминание слов. Иногда термин употребляется в смысле доминирования этой модальности П. над другими.
П. слуховая направлена на запоминание звуков (музыки, шумов и т.д.).
П. смысловая. См. П. логическая.
П. эмоциональная. В запоминании того или иного материала важную роль играют чувства, эмоции, аффективная значимость. См. Закон Рибо.
Паналгия (греч. pan — всё, algos — боль). Ощущение боли во всем теле.
Панацея (лат. panacea — по имени древнегреческой богини Панакии всеисцеляющей). Универсальное лекарство, исцеляющее от всех болезнен, поиском которого в средние века занимались алхимики. Термин употребляется в переносном смысле, в образном значении, когда хотят подчеркнуть заранее заданную обреченность на неуспех какого-либо средства, претендующего на универсальный лечебный эффект.
Панневроз (греч. pan — всё + невроз) [Hoch P., Polatin P., 1948]. Форма псевдоневротического течения шизофрении, для которой характерно одновременное сосуществование навязчивых, истерически-конверсионных и вегетоневротических симптомов, появляющихся одновременно с выраженным страхом уже в начале заболевания. Преморбидно больные отличаются аутистическими особенностями личности. В течении заболевания возможны психотические эпизоды («микропсихозы»), в картине которых наблюдаются ипохондрические идеи, идеи воздействия, явления деперсонализации.
Панплегия (пан + греч. plegos — удар, поражение). Паралич всех мышц тела вследствие органического поражения головного мозга или интоксикации (нарколептические и катаплектические приступы, укус некоторых ядовитых змей).
Пантомимика (пан(то) + греч. mimikos — подражательный). Совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Ассоциативная связь П. с мышлением и аффективностью лежит и основе использования мимико-жестовой речи для общения глухонемых.
Пантофагия (пан(то) + греч. phagein — есть, пожирать). См. Эврифагия.
Пантофобия (пан(то) + греч. phobos — страх). Навязчивое состояние, боязнь всего, что может произойти — любых событий, действий больного и окружающих, каких бы то ни было изменений внешней и внутренней среды, боязнь всего вокруг.
Син.: панфобия, панофобия.
Парабулия (греч. para — рядом, вблизи, отклонение от чего-либо, bule — воля). Извращение волевой активности, сопровождающееся соответствующей деятельностью — негативизмом, импульсивностью, вычурностью и т.д.
Парагевзия (пара + греч. geusus — вкус). Извращение вкусовой чувствительности, появление вкусовых ощущений при отсутствии соответствующего раздражителя. Наблюдается при поражении центрального отдела вкусового анализатора в коре головного мозга (оперкулярная область и гиппокамп) или проводящих путей вкусовой чувствительности.
Парагномен (пара + греч. gnoma — признак, знак) [Brzezicki E., 1950]. Неожиданный, нехарактерный для данного больного с присущими ему до заболевания особенностями поведения болезненный поступок. Может быть первым проявлением, продромальным признаком шизофренического процесса. Симптом имеет существенное значение для судебно-психиатрической практики, когда наблюдаются случаи совершения преступления, не мотивируемого бредовыми переживаниями, аффективными сдвигами, не обусловленного жизненной ситуацией. В этом плане П. совпадает с понятием «инициальный деликт» E. Stransky.
Син.: Бжезицкого симптом, Бжезицкого феномен.
Параграфия (пара + греч. grapho — писать). Расстройство письменной речи, аналогичное парафазии в устной. Проявляется неправильным написанием отдельных слов или букв, заменой одних букв другими.
Парадоксия (греч. paradoxos — неожиданный, странный). Патологическая половая активность, наступающая либо преждевременно, до пубертатного периода (например, мастурбация у трехлетнего ребенка, коитус в семилетнем возрасте), либо в старческом возрасте. Детская П. часто связана с патологической наследственностью или примером взрослых, но может быть и проявлением опухоли гипофиза или гипоталамуса с преждевременным половым созреванием и макрогенитосомией. Сенильная П. обычно является признаком деменции, при этом часто оживлению либидо не соответствуют физические возможности.
Паразитофобия (греч. parasitos — нахлебник, phobos — страх). 1. Навязчивый страх, боязнь насекомых-паразитов (блох, клопов и т.д.). 2. [Jarosz M., 1959]. Навязчивый страх заболеть паразитарным кожным заболеванием.
Паракинез (пара + греч. kinesis — движение). Форма гиперкинеза, характеризующегося сложными непроизвольными координированными, внешне напоминающими целенаправленные, движениями. Эти действия, движения не поддаются контролю со стороны больного. Наблюдается при поражении коры лобных отделов (чаще правого полушария) головного мозга.
Паралексия (пара + греч. lexis — речь, слово). Нарушение речи, появление при чтении искажений и замен слов — литеральных и вербальных П., аналогичных литеральным и вербальным парафазиям в спонтанной устной речи.
Параламбдацизм (пара + греч. буква ламбда, обозначающая звук «Л»). Дефект речи, замена буквы «Л» другими (р, в).
Паралипофобия (греч. paraleipo — пренебрегать, phobos — страх) [Zihen Th.]. Навязчивый страх, боязнь, что беспечные и ошибочные действия больного могут причинить вред его близким родственникам.
Паралитическая триада. Совокупность основных признаков в клинике прогрессивного паралича: дизартрия, синдром Аргайлла Робертсона и тотальная деменция.
Паралич (греч. paralyo — развязывать, расслаблять). Нарушение двигательной функции, полное отсутствие произвольных движений вследствие нарушения иннервации соответствующих мышц. Различают П. центральные, обусловленные поражением центральных двигательных нейронов, характеризующиеся повышением мышечного тонуса и сухожильной гиперрефлексией, патологическими рефлексами и синкинезиями, исчезновением кожных рефлексов (син. П. пирамидный, П. спастический) и периферические, обусловленные поражением передних рогов спинного мозга, передних корешков спинного мозга и (или) спинномозговых нервов, а также двигательных черепных нервов и (или) их ядер и характеризующиеся атрофией и атонией мышц, арефлексией (Син.: П. атонический, П. атрофический, П. вялый).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь