Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54711

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ет, что наиболее общие психологические характеристики задачи яснее всего выступают при сопоставлении задачи с проблемной ситуацией. Основное условие превращения для субъекта задачи из проблемной ситуации в психологический факт его сознания состоит в том, что она должна быть принята им. Принятая субъектом задача не станет для него субъективной психологической проблемой, если поставленный в ней вопрос требует лишь простой актуализации имеющихся у субъекта знаний. Потребность решить задачу должна сочетаться с невозможностью для субъекта это сделать имеющимися у него средствами. Иначе говоря, необходимым условием возникновения проблем-ности является объективное противоречие между возможностями субъекта и требованием задачи. Противоречие проявляется не только в отсутствии у решающего субъекта определенного знания, но и в несформированности или недостаточной сформи-рованности определенных психологических механизмов.
Завалишина называет это противоречие между возможностями субъекта, внутренними условиями психической деятельности и требованиями задачи имплицитным противоречием (в смысле неявности, скрытости его для субъекта). Это объективное противоречие выступает для субъекта как состояние незнания или неумения, содержательно фиксируемое в неизвестном искомом задачи. Конкретно это состояние переживается субъектом как противоречие между условиями и требованиями задачи, как невозможность непосредственно перейти от условий к требуемому результату. Такое противоречие называется эксплицитным противоречием в смысле его очевидности для субъекта. Способ организации структуры задачи обусловлен также теоретическими представлениями экспериментатора о природе мышления. К ним относятся, например, общепринятые средства описания условий и требований задачи, а также представления о «языках» мышления — наглядно-образном и словесно-понятийном.
Таким образом, в психологической структуре задачи, в содержании и форме ее компонентов, соотношениях между ними, характере и мере имплицитной и эксплицитной противоречивости представлены как объективные особенности конкретной сферы познания и деятельности, так и теоретические представления экспериментатора о психологических механизмах функционирования и развития мышления [44].
Эксперименты российских психологов показали, что и про-
520
блемные ситуации, и задачи наряду с осознаваемыми и вербализуемыми компонентами содержат немало и неосознаваемых.
Один из интересных подходов к взаимоотношению осознанного и неосознанного в мышлении представлен в работах Я.А.Пономарева. В качестве исходной точки для исследования он взял факт неоднородности любого предметного действия: в результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий предварительно поставленной цели (прямой продукт действия), и результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, т. е. является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблему осознанного и неосознанного Пономарев конкретизировал в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения его цели» [90, с. 149].
В опытах Я.А.Пономарева использовалась, в частности, задача «Четыре точки»: необходимо провести через четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку. В специально подобранной наводящей задаче (игра в «Хальму») испытуемый, решая ее, «прокладывал рукой маршрут, совпадающий с чертежом решения задачи «четыре точки», иными словами путь движения его руки точно соответствовал графическому выражению решения этой задачи (там же, с. 153). Однако такая подсказка оставалась на уровне побочного продукта действия и не обязательно помогала решить основную задачу. Автором было показано, что перевод побочного продукта действия на положение прямого оказывается возможным в том случае, когда «подсказка» предваряется основной задачей. Однако и в этих условиях далеко не всегда. Были выявлены факторы, способствующие этому переводу: простота стимульной задачи; простота выявляющей задачи; малая автоматизированность способа действия, которым выполняется подсказка; обобщенность способа, в который преобразуется побочный продукт; незначительная оп-редмеченность потребностей субъекта в прямых продуктах действия.
521
Другой интересный факт о соотношении осознаваемых и неосознаваемых компонентов мышления был получен О.К.Тихомировым [109], изучавшим формирование операциональных смыслов во время решения испытуемыми шахматных задач. Операциональный смысл элемента задачи он определил как форму отражения тех его функций, которые выявились при обследовании. Это отражение, как и порождающая его исследовательская активность, являются обычно неосознанными, т. е. операциональный смысл в большинстве случаев не вербализуется. Однако невербализованные операциональные смыслы развиваются, поскольку в ходе обследования элементы вовлекаются во все новые связи с другими элементами ситуации, и как результат этого происходит вербализация некоторых ключевых элементов. Делается важный вывод: вербализованные продукты, в частности цели, возникают в результате развития невербализованных операциональных смыслов.
Эксперименты Тихомирова, его учеников и последователей велись в направлении детального анализа мотивационных, функциональных и операционных компонентов разных видов мыслительной деятельности. Многочисленные экспериментальные исследования показали, что вслед за процессами обследования, в ходе которых в деятельность широко вовлекается новое предметное содержание и формируется принцип решения, происходит фиксация зоны поиска, уменьшение ее объема, резко сокращается число устанавливаемых взаимодействий между элементами. В этих условиях происходит конкретизация сформированной цели, оценка и выбор конкретных средств ее достижения. Процесс целеобразования совершается здесь как целостный процесс, включающий образование общих и конкретных целей как последовательных фаз. т. е. образуется, по существу, целостная структура целей, состоящая из общих и конкретных целей.
Формирование целей тесно связано с выдвижением гипотез, относящихся к различным этапам решения задачи. Как показали эксперименты, гипотезы эти являются неравноценными по своему значению. Одни из них рассматриваются как более вероятные, а другие — как менее вероятные. Оказалось, что объективным индикатором такой характеристики гипотез является частота проигрывания в зрительном плане предусматриваемых испытуемым изменений ситуации. Например, иногда максимальное число проигрываний связано с действием противника, представляющим наибольшую опасность. Проигрывания, в свою
522
очередь, связаны почти со всей последующей деятельностью по решению задачи и с теми элементами, которые явились ее объектами. Как показали исследования, формулирующиеся гипотезы о предстоящих изменениях ситуации составляют важнейший механизм, функционирование которого осуществляет регуляцию степени развернутости поискового процесса в целом: при совпадении очередного изменения ситуации с гипотезой об этом изменении поиск сильно сокращается, а при несовпадении — развертывается.
Роль гипотез в структуре мыслительного поиска была подвергнута тщательному изучению в работе Э.Д.Телегиной [107]. Она показала, что в структуре мыслительного поиска в качестве основных компонентов отмечается формулирование плана действий, называние возможного в данной ситуации способа ее изменения, преобразования в соответствии с целью задачи. Эти преобразования являются пробами решения решения, и одно их них принимается впоследствии как решение задачи. Такие предполагаемые способы преобразования ситуации, формируемые испытуемыми в процессе мышления, обычно называются гипотезами. В плане психологического анализа гипотеза выступает как одно из важных образований в структуре мыслительной деятельности. Она представляет собой параметр, по которому может анализироваться, оцениваться ход мыслительного процесса, так как в гипотезах отражаются подходы к решению задач, его пробы и т. д. Выступая как продукт определенной предшествующей деятельности и вместе с тем как начало нового этапа деятельности, гипотезы являются индикатором стадий мыслительного поиска, отражают динамику мышления, его развитие от общей цели к нахождению решения задачи.
Гипотезы в структуре мыслительного процесса могут обладать различной познавательной ценностью по отношению к цели задачи. Одни гипотезы могут выступать как предвестник решения, которое принимается почти без доказательств; другие — характеризуются наличием деятельности по обсуждению (использовался метод рассуждения вслух) и доказательству. Соответственно и отвергаются гипотезы по различным причинам и основаниям. Функции и значение гипотезы во многом определяются особенностями деятельности, предшествующей ее появлению. Например, значение гипотезы в структуре мыслительного процесса, безусловно, будет иным, появится ли она как догадка о решении, как предположение субъекта или если ее появлению
523



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Мышление; thinking
  • Скородумова Кристина Викторовна. Инновационная деятельность в работе современного педагога
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Интериоризация
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
  • Пиаже Жан - Психология интеллекта
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Идея; Idea; Idee
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь