Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47042

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Все это правда, но в потоке человеческой деятгльностл кроме изменчивой ча-спи ест ппкжв част постоянная, и эпу постоянную част мы спремимся определит с помощью концепции черт
Основной принцип поведения — его непрерывное тгчение Каждое последующее дейстзие — это мобилизация значитгльной энергии для доспижвния конкрепиой цели В каждый моментвремени имеетместо только одно интггрированное дейстзие, и это дейстзие —резульгттконвергенции энергий и напряжений, имеющих опиоше-ние к данной цели Другими словами, данное дейстзие ест резулыттвзаимодейстзия многих детгрминирующих сил, лишь одной из которых являюпся черпы
Действие — единстзенное, что мы можем наблюдат, но нетгткого дейстзия, в котором проявлялась бы только одна черпа Когда вы пишет письмо, в вашем поведении могутучастзоват всевозможные детгрминирующие факторы чувстзо долга, некоторая тоска по вашему другу, просьба, с которой вы хопитг к нему обрапится, тотфакщ что у вас нашлось сейчас время написат, наличие ручки и бумаги, пик же как наличие воспоминаний, эмоций, ассоциаций, связанных с эпим дейстзием Такая сложная конвергенция детгрминирующих свойстз не позволяетнам сказапь, чпо каждое отдельное дейстзие оказывается исключитгльно резульпитом одной или более черт Черпы — это только один из факторов, которые деперминируютданное дейстзие и делаютего «харакперным» для человека, но они никогда не бываютединстзенным определяющим факпором
В отгичие от «способности» или «сил» (фигурировавших в ранней психологии), черпы не могутбыпъ уподоблены «маленькому человечку в груди», дергающему за ниточки нашего поведения Черпы — это свойстза более гибкие, каждое проявление черпы слегка оппично, поскольку оно сопровождается иными детгрминирующи-мися условиями К тому же после того, как дейстзие произошло, возникает «обрат ная связь» с нервной систгмой, и в дальнейшем черпа никогда не будетточно пикой же, какой она была прежде Таким образом, непрерывное течение поведения — факт первостгпенного значения Однако мы знаем, что черпы сущестующ поскольку, не-смопря на непрерывное печение и изменения, в образе дейстзия человека ест большое постоянстзо Можно сказапь, чпо определенные дейстзия являются характгрис-пикой человека Черпы лежите основе «характерного» поведения
' Assessment of men, OSS Assessment Staff N Y Holt, Rmehart and Winston, 1948 P 8
372 Структура и развитие личности
Черты: истина или вымысел?
В начале любого обсуждения чертвспиетодин метгфизический вопрос, кото-рый (если ему позволит) можвтисказипъ всю проблему Чем скорее мы избавимся отнего, тгм лучше Коротко говоря, вопрос заключается в следующем являюпся ли черта подлинными, истлнными диспозициями? Термин истинный в философии обозначает чт> объект подвергаемый обсуждению, дейсгтитгльно там ест Таким образом, чертг, если она испинна, соогтепсгтуетнекогюрой нейропсихологической си-стгме Или, с другой стороны, черта являюпся быт можвтвсего лишь номинальной фикцией — словами, удобно сгруппированными для обозначения множвста разрозненных дейспвий?
Проципируем два определения, автзры котзрых признаютиспинност черт
«Чертг — этз постоянная направляющая психическая сила, которая определя-етакпивное или реакпивное поведение человека»2
«Чертг — этз измерение или аспектличноспи, состоящий из группы согласованных и связанных реакций, которые характгризуюттлпичную для человека при-способляемост»3
Номиналистлческий взгляд на черта выразил более столетля назад Иеремия Бентгм, который всегда боролся с подменой реальных сущности вымышленными
«В настоящее время диспозиция (чертг) является вымышленной сущностю, выдуманной для удобспва рассуждений, для того, чтобы выразит то, что мнипся постоянным в человеческом наспроении»4
Более современное изложвние той же точки зрения тгково
«Черта — это исключительно вымышленные названия, данные пипам или ка-чеегтам поведения, обладающим общими элементгми Это не психологические объекта, а скорее категории для классификации привычек»5
Эта последняя цитгтг соотепстует «докпирине специфичности» Привычки реальны сами по себе, черта же сущеспвуютне в самом человеке, а лишь во взгляде наблюдателя На самом деле, это любопытная позиция Фактически она упверждаещ что малые единицы поведения (привычки) истлнны, а более обширные диспозиции (черта) вымышлены
В главе 2 мы уже обсуждали истинные и номинальные определения личности Существует ли личность в дейегтитгльноспи или она сконструирована взглядами и разумом наблюдателя? Теперь мы спрашиваем, сущеегтуютли черта «в дейегтитгльноспи», или это только катггория для упорядоченного описания поведения (упорядоченного для наблюдатгля)
Вот кратко изложенные аргумента в пользу номиналистической позиции 1) Никто никогда не видел черта ни одного человека, мы не можем тгкже доказать, что черты соопвепепеуютнейрофизиологической структуре 2) Весь язык, включая названия, которые мы даем чертам, является номинальным Слова обозначают социальные, а не природные категории Как мы увидим далее в этой главе, в английском языке сущеспвуетоколо 18 000 терминов, описывающих пик называемые черты, но эти
2Baumgarten F Character qualities // British Journal of Psychology 1936 Vol 26 P 290
3 Shaffer L F ,ShobenE J The psychology of adjustment (Rev ed ) Boston Houghton Mifflm, 1956 P 317
4 Bentham J Principles of morals and legislation Oxford Clarendon, 1879 P 131
5 May M Problems of measuring character and personality // Journal of Social Psychology 1932 Vol 3 P 133 Этот аргумент был рассмотрен и обоснованно отвергнут в предыдущей главе
Теория обших черт 373
тгрмины суть классификационные ярлычки, они обладаютсоциальной полезноспью, но нельзя доказапь их происхождение отсущестующего в природе разделения на черпы 3) Всем нравится излишне упрощапъ свои предсгтвления и суждения о людях Например, кпо-гю можвтсчитть, чгю негры (все негры) ленивы, невежвсгтенны и суеверны В эпом случае чрезмерное обобщение явно лишено смысла6 Споль грубый способ приписывания чертвсегда приводитнас к затруднениям А кроме гюго, мы склонны классифицировапъ людей (как индивидов, пак и группы) с помощью некогюрого количества названий Никгю не обладаетпикой проспой и жвспкой спрукпурой, какую предполагаютнаши ярлычки
И вотвсе эпи аргумента прозвучали, но они не доказывают чт> люди лишены черт Они доказываюттзлько по, чпо мы должны боропъся с нашей склонноспъю упрощапъ спрукпуру другой лично спи (личноспи другого человека) Мы предупреждены, чпо слова, которые мы используем, не почно соопвепспвуют пем психологическим единицам, котзрые мы пытгемся назвапъ В конце концов, эпи аргумента говорят нам о пом, чпо нужны хорошие меподы для установления существования черт другого, поскольку мы никогда не можем наблюдапъ их напрямую
Правда, чпо никпо никогда не видел черпы, но пикая же правда, чпо никпо никогда не видел спрукпур и процессов, с которыми психологам неизбежно приходится имепъ дело (влечения, привычки, ожидания, отношения, капегории) Было внесено предложение говорипъ о «гипопепическом конспрукпе» в пех случаях, когда нам пребу-епся допуспипъ существование испинной диспозиции для объяснения наблюдаемой де-ятгльноспи7 Пропив эпого возражений нетпри условии, чпо мы не будем пупапъ «ги-попепический конспрукт> с проспым «вымыслом» Сейчас нам не избежапъ вывода о пом, чпо черта является гипопепическим конспрукпом, но когда-нибудь она возможно будетпродемонсприрована непосредспвенно В свое время планепа Плупон или скромный атзм считглись «гипотгпическими конспрукпами» В один прекрасный день наука смогла показапъ их напрямую Мы надеемся, чпо однажды нейрофизиология прямо покажетнам процессы интгграции, входной селекции и чередования фаз, которые соопвепспвуютнашему гипопепическому конспрукпу8
В настоящее время наше доказапельспво существования чертпроиспекаетиз согласованности отдельных наблюдаемых действий По терминологии Спегнера, от дельные действия являются «индикапорами» черт Например, в качестзе индикапо-ров черпы изолированности у Джона он отлепил пакие действия опказ отприглаше-ния на вечеринку, переход на другую сторону улицы, чтобы избежапъ вспречи с недавним знакомым, планирование дня таким образом, чпобы сделапъ социальные контгкпы маловерояпиыми9
Конечно, прех индикапоров недоспапочно Все они указываютна черпу изолированности, но могутпакже объяснятся деловитостью Джона или временным настроением Но когда не при, а десяпки, сопни или даже пысячи действий демонсприруютрегу-лярную зависимость и согласованность, мы ощущаем твердую почву под ногами, говоря, чпо Джон должен быть парнем, склонным к уединению (И путмы сделаем паузу, чпобы напомнить себе, чпо никогда нельзя ждать совершенной согласованности )
6AllportG ff The nature of prejudice Cambridge (Mass ) Addison-Wesley, 1954 Ch 10,11
7 MacCorquodale К, Meehl P E On a distinction between hypothetical constructs and intervening variables//Psychological Review 1948 Vol 55 P 95-107
8 О возможном нейрофизиологическом паттерне, лежащем в основе черт, см Hebb D О The organization of behavior N Y Wiley, 1949
9 StagnerR Psychology of personality N Y McGraw-Hill, 1948 P 151 (Rev ed , 1961)
374 Структура и развитие личности



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь