Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122064

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 447
Самовосприятие и самооценивание своего возраста имеет разнонаправленные тенденции на разных возрастных этапах. Известно, что ребенок и в еще большей мере подросток стремятся быть старше своего хронологического возраста, а люди зрелого возраста, наоборот, хотят быть моложе. Однако вопрос, каким образом объективная хронология жизни трансформируется в самооценку возраста, остается малоизученным. Иногда хронологический возраст полностью утрачивает свое значение во внутреннем мире человека. Нередко бывает, что тридцатилетний чувствует себя старцем, а шестидесятилетний не находит внутренних различий в своем самоощущении с тридцатилетними.
Внутреннее чувство возраста связано с субъективным переживанием времени. Время может казаться безвозвратно утраченным, и тогда самооценка возраста будет меньше реального возраста. Напротив, если жизнь человека наполнена большим количеством потрясений, то его внутреннее ощущение возраста значительно превосходит реальный. Такое самоощущение возраста более свойственно взрослому человеку, нежели ребенку.
Таким образом, можно предположить, что человек оценивает себя моложе или старше хронологического возраста, исходя из более серьезных оснований, чем просто произвольное желание видеть себя в том возрасте, который кажется ему наиболее привлекательным.
ФЕНОМЕН «КОНСЕРВАЦИИ ВОЗРАСТА»
Изучению механизмов, которые лежат в основе субъективных оценок возраста, было посвящено исследование А. А. Кроника и Е. И. Головахи (1983). В эксперименте приняли участие 83 человека (женщин — 40, мужчин — 43) в возрасте от 21 до 44 лет. Все они должны были представить, что не знают своего истинного календарного возраста, и им предлагалось определить его.
Результаты показали, что лишь у 24% опрошенных субъективная оценка возраста полностью совпала с возрастом, определяемым по дате рождения, или отличалась от него с незначительной разностью 1 год. Большинство же опрошенных (55%) считали себя более молодыми, чем это было в действительности; у 21% опрошенных оценки возраста оказались завышенными, то есть они чувствовали себя старше. Средняя абсолютная разность между субъективной оценкой и реальным возрастом составила 4,2 года. При этом наибольшим вариантом занижения возраста был 21 год, а завышения — 11 лет.
По результатам исследования была обнаружена определенная тенденция, обозначенная авторами как феномен «консервации возраста», состоящий в следующем. При адекватности самооценок отчетливо проявились различия между испытуемыми, принадлежащими к разным возрастным группам. С возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47%, а в группе 30 лет и более — 73%. Степень занижения собственного возраста в самооценках также значительно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина занижения составляла 3,6 года, а в группе свыше 30 лет — 8,3 года.
Авторы исследования предполагают существование у человека некоего «счетчика» годовых циклов психофизиологической активности, на основании показания которого формируются оценки собственного возраста.

448 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет)
Второе возможное объяснение этого несовпадения исследователи видят в социальных факторах, обусловливающих оценку личностью собственного возраста. Таким фактором может выступить существующая в обществе система возрастно-ролевых ожиданий, которые направлены на достижение личностью определенного статуса, соответствующего тому или иному возрасту. С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с предъявляемыми к ней возрастно-ролевыми ожиданиями. В том случае, если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста; если же человек достиг меньше, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.
Действие этого механизма иллюстрируется результатами в следующей части вышеописанного исследования. Теперь опрашивалась однородная по профессиональному статусу и возрасту группа молодых инженеров (41 человек 23—25 лет). Люди этого возраста испытывают определенные ожидания относительно вступления в брак и создания собственной семьи. Были рассмотрены различия между самооценками возраста в группах холостых (незамужних) и женатых (замужних). По результатам исследования оказалось, что в группе несемейных большинство опрошенных (63%) чувствуют себя моложе, чем это есть в действительности. В группе семейных таких оказался лишь 21%, большинство же оценивают себя соответственно своему возрасту или несколько старше.
Таким образом, рассогласования между реальным возрастом человека и его самооценкой могут объясняться закономерностями трансформации социально-временных отношений в жизнедеятельности личности.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ
Гендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Маскулинность — развитие мужских половых признаков.
Из обобщения экспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И. С. Кон делает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию о значимости Я в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодые женщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешне привлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь то положение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно скромны и реалистичны. С точки зрения И. С. Кона, завышенные самооценки помогают мужчинам соответствовать стереотипам маскулинности.
Исследование Т. В. Андреевой (1989) посвящено изучению самооценки интересов и активности мужчин и женщин через несколько лет после окончания вуза по одной из наиболее творческих специальностей — архитектуре. Косвенно эти данные позволяют судить об особенностях Я-концепции молодых мужчин и женщин. Так, на основании выделенных в исследовании основных типов направленности интересов в различных сферах деятельности можно сделать следующие выводы:

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 449
1. У мужчин Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.
2. У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленности самоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женские модели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью. Интересно и то, что для многих женщин такой «саморазвивающий прогноз» совпадал с их реальным Я-образом. Это объяснялось тем, что женщины-архитекторы с идеальным Я-образом, в котором акцентировалась семейная роль, часто работали не по основной профессии, но находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься семьей и детьми.
Вывод Т. В. Андреевой (1998) о том, что молодые мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты, дает основание предположить, что и Я-концепция мужчин (возможно, не только творчески ориентированных) более сбалансирована, тогда как у большинства женщин (не только творческих профессий) в Я-концепции преобладает семейная направленность. В связи с этим Я-концепция наиболее творчески активных женщин менее сбалансирована и более динамична.
Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.
Существуют различия между полами по отношению к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность в том, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят получать вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе даже в том случае, если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих.




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь