|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60939
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке будут вестись поиски медитаторов с высочайшей степенью подготовки и обработка полученных данных. Ричи планирует собрать достаточно данных, чтобы опубликовать свои открытия в одном из ведущих научных журналов, — для этого ему хватит шести медитаторов, учитывая исключительную точность данных ЯМР-томографии.
В определенном смысле эта смена акцента возвращает карьеру Ричи к ее началу. Еще будучи аспирантом Гарвардского университета, он испытывал сильный интерес к медитации: темой его докторской диссертации стало внимание в момент медитации. Однако позднее он ушел в сторону от исследований в этом направлении, отчасти потому, что они базировались главным образом на методике анализа субъективных сообщений испытуемого и на несовершенных (по сегодняшним меркам) измерениях кратковременных изменений физиологических показателей. Он знал, что эти моментальные изменения не представляли для него особой ценности, — больше всего его интересовали изменения в повседневной жизни. Сейчас он имеет ог ромный опыт сканирования мозга, и у него есть все научные инструменты для изучения этих устойчивых изменений. ■ Дополнительную информацию можно найти на сайтах www.keckbrainimaging.org и www.psyphz.psych.wisc.edu. Культивирование эмоционального равновесия Но, пожалуй, самое глубокое впечатление дискуссия произвела на Пола Экмана. Во время той долгой, тряской и пыльной поездки на автобусе из Дхарамсалы в аэропорт Джамму Пол размышлял о том, что эта неделя будет значить для него, когда он вернется к жизни уче- ного-исследователя. До приезда туда он с привычным скептицизмом выслушивал рассказы о том, как эти конференции изменяли взгляды присутствующих. Теперь это случилось с ним самим. Самым поразительным стало для него чувство вновь обретенной связи с тем, что стало главной причиной его прихода в психологию: «Я более сорока лет отдал психологии эмоций; и моей изначальной мотивацией было делать все, что в моих силах, чтобы способствовать уменьшению человеческих страданий и жестокости. Я вернулся к собственным корням и мотивациям — и это позволяет мне взять все, чему я научился за сорок лет, и использовать это для достижения моих изначальных целей». Поэтому, добавил он, эта неделя дала ему «обновленное понимание того, что я могу сделать на следующем этапе моей жизни». И хотя последние десять лет он постепенно сужал круг своих обязанностей, теперь он был готов взвалить на себя новую — программу тренировки разума для взрослых, которая обсуждалась во время наших встреч, а теперь получила название «Культивирование эмоционального равновесия». Из Мэдисона Пол сообщил Далай-Ламе обо всем, чего смог добиться: «В Дхарамсале я слышал, как вы просили провести исследование, которое подтвердит полезность светского варианта медитации. Некоторые из нас восприняли вашу просьбу как руководство к действию, и подход, который мы разработали, сочетает медитативные практики с психологическими методиками Запада. В нашем проекте предусмотрено наличие контрольной группы и проведение психологических и биологических обследований до начала, сразу после медитаций и год спустя, чтобы точно определить ее полезные эффекты». Пол был изумлен и тронут, когда в ответ на известие о разработке программы — и о необходимости сбора средств — Далай-Лама внес 50 тысяч долларов из своих авторских гонораров, подтвердив этим конкретным поступком значение, которое он придает этой научной разработке. Основой программы «Культивирование эмоционального равновесия» является обучение медитации постижения. Изучением этой проблемы занимались Ричи и Джон Кабат-Зинн, о чем сообщалось на конференции в Дхарамсале (см. главу 14). Но кроме обучения постижению участники получат дополнительную пользу от традиционных методов западной психологии — методов позитивного разрешения конфликтов, разработанных на основе исследований супружеского взаимодействия, или рекомендаций, ставших результатом исследований Пола в области распознавания тонкого мимического выражения эмоций. В целом программа направлена на развитие каждого из аспектов эмоционального интеллекта — осознавание своих собственных и чужих эмоций и способность эффективно их контролировать. Многие из тех, кто принимал участие в наших беседах в Дхарамсале, тоже приложили руку к разработке программы «Культивирование эмоционального равновесия»: Алан Уоллес и Маттье Рикар, а вместе с ними Джон Кабат-Зинн активно участвовали в разработке курса обучения постижению. Марк Гринберг, который был в числе тех, кто с наибольшим энтузиазмом воспринял идею создания программы эмоционального образования для взрослых, взял на себя обязанности научного координатора и помогает разрабатывать методику оценки ее эффективности. А Джин Цай использует свой опыт изучения эмоций в создании и внедрении методов измерения межличностного понимания, которые будут применены для оценки эффективности программы. К настоящему моменту уже разработан пилотный вариант проекта. ■ За информацией о развитии событий обращайтесь на сайт www.MindandLife.org. Проект «Исключительные личности» Начало еще одному проекту положил удивительно плодотворный обмен личными мнениями, который имел место между Полом Экманом и Далай-Ламой во время перерыва на чай в среду. Когда дочь Пола, Ив, задала Далай-Ламе личный вопрос об отношениях с отцом, Его Святейшество поочередно взял в свои ладони и энергично потер руки отца и дочери. Этот маленький эпизод, как позднее вспоминал Пол, оказался тем, что «некоторые люди называют мистическим, трансформирующим опытом. В течение этих пяти, от силы десяти, минут меня переполняла физическая теплота — удивительное ощущение тепла в лице и во всем теле. Она была осязаемой. Все время, пока я там сидел, мне было так хорошо, как никогда». И это ощущение наложилось на слова Далай-Ламы о том, какой он хороший отец. Каким-то образом это сочетание затронуло самые глубинные корни мотивации Пола в этой жизни. Примерно год спустя Пол связал этот опыт — и изменения, которые произошли с тех пор, — с травмирующим моментом в своей жизни. «Мой отец был жестоким человеком. Когда мне исполнилось восемнадцать, я спросил его, хочет ли он, чтобы я испытывал к нему такие же чувства, какие он сам испытывал к своему отцу, который тоже отказал ему в средствах на образование. В ответ он сбил меня с ног, а когда я поднялся, то сказал ему, что это был последний раз, когда он меня ударил, потому что я сильнее его и не постесняюсь дать сдачи. Я ушел из дома, и после этого мы не виделись с ним десять лет». «С того времени, — добавил Пол, — примерно раз в неделю в течение последних пятидесяти лет у меня происходили вспышки гнева, о которых я потом жалел». Но все изменилось в тот день в Дхарамсале, когда Пол встретился с Его Святейшеством в неофициальной обстановке. «После того у меня четыре месяца не возникало даже импульсов гнева, и на протяжении последнего года не было ни одного настоящего приступа гнева. Я боролся со вспышками гнева всю свою жизнь, но сейчас, уже почти год спустя, они случаются очень редко. Я верю, что физический контакт с такого рода великодушием может оказывать трансформирующее действие». В психологии, возможно, как ни в какой другой науке автобиография дает информацию для теории: жизненный опыт психолога становится «сырьевым источником» для создания теорий. Но оставаясь прежде всего ученым, Пол сказал мне, что хочет исследовать трансформирующие свойства взаимодействия с исключительными людьми, такими как Далай-Лама. Это намерение привело его к созданию проекта «Исключительные личности», о котором он рассказал мне в Мэдисоне (и в рамках которого лама Ёзер стал его первым объектом исследования). Поскольку такие экстраординарные «объекты для исследования» встречаются редко, их изучают разными способами, в разных лабораториях. В Мэдисоне Ричард Дэвидсон использует методы сканирования мозга, чтобы изучить долгосрочные неврологические последствия медитативной практики, в то время как в Калифорнийском университете Пол использует методы точной оценки при распознавании эмоций по мимическому выражению для измерения воздействия медитативной практики на способность к эмпатии и другие эмоциональные навыки. ■ За информацией о развитии событий Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|