Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52373

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Палеофрения (греч. palaios — древний, phren — ум, разум) [Pierson, 1955]. Попытка выделения в качестве самостоятельной нозологической формы психозов, проявляющихся в импульсивных реакциях с выраженными антисоциальными, криминальными тенденциями и совершаемыми в силу этого особенно жестокими преступлениями. Отмечается у народов экономически отсталых стран, находившихся длительное время в колониальной зависимости (Марокко). Концепция Pierson близка к теории первобытного «дологического» мышления L. Levy-Bruhl [1930], якобы присущего первобытным и нецивилизованным народам, однако, в отличие от последней, при ней речь идет о глубинных инстинктах, о чувственной сфере, будто бы мало изменяющейся со времен глубокой старины, о скрытых «подземных» архетипах (см. Юнга аналитическая психология). Концепция палеофрении, утверждающая, что нецивилизованным народам в силу их глубинной психологической структуры присуще, иногда даже несмотря на приобретенный внешний лоск, презрение к человеческой жизни и полное отсутствие сознания совершенного преступления, полностью игнорирует социально-экономические факторы жизни этих народов, является биологизаторски-расистской. Она клинически недостоверна и методологически неприемлема для отечественных психиатров. Так же, как и теория L. Levy-Bruhl, она не объясняет, почему в развитии психической деятельности современного человека возможен провал в стадию присущей первобытному человеку аффективной сферы.
Палилалия (греч. palin — вновь, опять, снова, lalia — речь) [Brissaud E., 1899; Souques M.A., 1908; Pick A., 1921]. Стереотипное многократное повторение одного и того же слова или двух-трех слов, часто в нарастающем темпе. Отличается от персеверации тем, что повторяются слова независимо от их положения в фразе, а также тем, что повторяемые слова не всегда тождественны прототипу. В процессе палилалического повторения слов звучность голоса может убывать, и тогда наблюдается афоническая П.
Является выражением стриарной патологии, может наблюдаться в структуре постэнцефалитического паркинсонизма, псевдобульбарного синдрома. Типичный симптом картины распада речи при болезни Пика.
Палилалия эпилептическая. См. Припадок палилалии эпилептический.
Палимпсест алкогольный (греч. palimpsestos — вновь соскобленный) [Bonhoeffer К., 1901]. Симптом, характеризующийся неспособностью воспроизводить отдельные детали, эпизоды, подробности, относящиеся к периоду алкогольной интоксикации. Появление П. [Пятницкая И.Н., 1966] — признак систематического злоупотребления алкогольными напитками, предшествующий появлению амнестических форм алкогольного опьянения. П. обнаруживаются в начальной стадии алкоголизма, тогда как амнезии появляются на фоне уже сформировавшегося синдрома физической зависимости. Первоначально этот термин в психиатрии и криминологии был применен C. Lombroso в 1899 г. в переносном смысле для обозначения давно стертых надписей в местах заключения, прочтение которых может якобы дать возможность проникнуть в психологию заключенных.
П. — в древности и в раннем средневековье рукопись, написанная на пергаменте по смытому или счищенному первичному тексту. Сквозь новый текст П. иногда проступает прежний.
Палингенез (палин + греч. -genes — порождающий). Бред, воспроизводящий картины каких-либо этапов прошлой жизни больного (П. в биологии — повторение в онтогенезе филогенетических качеств). Бред, близкий к метемпсихотическому, то есть в фабуле которого фигурирует переселение в прошлом души в разные существа и неживые предметы.
Син.: палинбиоз.
Палинграфия (палин + греч. grapho — писать). Расстройство письменной речи в виде многократного повторения слов или коротких фраз. Проявление в письме палилалии. Эти симптомы часто сочетаются при поражении стриарной системы головного мозга. Наблюдается при постэнцефалитическом паркинсонизме, псевдобульбарном синдроме, болезни Пика.
Палинергия (греч. palin — вновь, опять, снова, ergon — работа) (Гиляровский В.А., 1931]. Многократное бессмысленное повторение одних и тех же сложных движений и действий. Наблюдается при болезни Пика.
Син.: двигательные итерации (лат. iteratio — повторение).
Палинкинезия (палин + греч. kinesis — движение). Расстройство моторики в виде многократного повторения одного и того же движения, жеста. Проявление двигательной стереотипии.
Палинмнезия (греч. palin — вновь, опять, снова, mnesis — воспоминание, память). Восстановление в памяти больного событий, ранее подвергшихся амнезии.
Палинопсия (палин + греч. opsis — зрение). Нарушение зрительного восприятия. Зрительный образ увиденного предмета сохраняется или повторно возникает после краткого перерыва, хотя сам объект из поля зрения больного исчез.
Палинпраксия (палин + греч. praxis — дело, действие). См. Палинергия.
Палланестезия (греч. pallo — дрожать, трясти, an — отрицание, aisthesis — чувство, ощущение). Нарушение восприятия вибрации предметов, наблюдается при спинной сухотке.
Паллестезия. Вибрационная чувствительность, вид проприоцепции.
Паллиативный (лат. pallio — прикрывать, сглаживать, фр. palliatiff — паллиатив, полумера). Имеющий характер полумеры, приносящий лишь временное облегчение, ослабляющий проявления болезни, но не излечивающий ее.
Пальпеброспекция (лат. palpebra — веко, spectratio — смотрение, глядение) [Завилянская Л.И., 1987]. Психотерапевтический прием, дополняющий аутогенную тренировку и заключающийся в вызывании элементарных зрительных ощущений типа фотопсий при дозированном надавливании на глазные яблоки при закрытых глазах и сосредоточении на этом внимания пациента. В описании полученных таким образом зрительных восприятий учитывается фон (его цвет, изменчивость, зависимость интенсивности зрительных ощущений от яркости цвета, проникающего через сомкнутые веки, появление калейдоскопических узоров, положительная аффективная значимость восприятия). П. имеет значение успокаюшего воздействия и может использоваться для коррекции эмоционального состояния при невротических состояниях и декомпенсации акцентуаций характера.
Память. Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен — прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. Основные процессы П. — запоминание, удержание, воспроизведение, забывание. Характеристика П. и ее расстройств имеет важное диагностическое значение и в значительной мере определяет возможности социально-трудовой реабилитации, особенно при органических заболеваниях головного мозга.
П. ассоциативная характеризуется тем, что элементы запоминаемого связываются между собой ассоциативно (См. Ассоциации).
П. двигательная. Ее объект — движения, их координация и последовательность. В значительной мере является автоматизированной.
П. долговременная обеспечивает длительное удержание знаний (часы, годы, иногда десятилетия). Относится также к умениям и навыкам. Характеризуется значительным объемом удерживаемой информации. Для перевода запоминаемого материала в П.д. необходима его осмысленная интерпретация.
П. зрительная. Вид, модальность П., связанной с деятельностью зрительного анализатора. Может носить характер наиболее выраженной, по сравнению с другими видами П.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь