Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61421

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

кой еще одну возможность. В западной психологии принято считать, что эмоции однозначно способны заглушать доводы разума и способность человека держать разум под контролем; буддийская тренировка предлагает практические стратегии управления эмоциями. Одним из вопросов заседания на тему эмоций станет оценка научных предположений об ограниченности степени сознательного контроля эмоций. В число других тем входит исследование силы такой эмоции, как сострадание, которое в западной науке, как правило, игнорируется.
И наконец, во время заседания на тему ментальных образов ученые познакомятся с буддийскими методами систематического генерирования ментальных образов и контроля над ними. Эта система не имеет аналогов в западной науке и может способствовать развитию способности к изучению образов, населяющих наш внутренний мир.
Кроме Далай-Ламы, в число презентаторов буддийской традиции входят Алан Уоллес, Тхуптен Джинпа и Маттье Рикар, а также Джордж Дрейфус, профессор теологии
из колледжа Уильяме, который получил титул геше, когда был тибетским монахом, и Аджан Амаро, британец, настоятель тайского буддийского монастыря в Калифорнии.
Со стороны науки конференция «Изучение разума» привлекла примерно дюжину первоклассных исследователей. На заседании по вопросам внимания основным научным презентатором будет Джонатан Коэн, психиатр, возглавляющий Центр изучения мозга, разума и поведения при Принстонском университете. На заседании по вопросам ментальных образов основным презентатором будет Стивен Косслин, заведующий кафедрой факультета психологии Гарвардского университета и психолог отделения неврологии Массачусетской больницы общего типа. Наши старые знакомые, Ричард Дэвидсон и Пол Экман, тоже будут присутствовать на заседании, посвященном эмоциям. На заключительном заседании Джером Каган, выдающийся специалист в области психологии развития из Гарвардского университета, выскажет свое мнение об итогах этого диалога.
В соответствии с традицией Института Разума и Жизни привлекать к обсуждению философов к Кагану присоединится Эван Томпсон, философ из Йоркского университета в Торонто. Томпсон, который уже давно участвует в диалоге буддизма и западной науки и философии, был близким другом Франсиско Варела: они вместе написали книгу «Материализованный разум: когнитивная наука и человеческий опыт», в которой исследовали вклад буддийской мысли в научное изучение разума.
Некоторые из участников уже выказали живой интерес к расширению тематики собственных исследований, в частности Стивен Косслин из Гарвардского университета был настолько заинтригован беседами с Маттье Ри- каром о культивировании повышенных способностей к
созданию ментальных образов путем медитативной визуализации, что уже приступил к работе с такими опытными практиками, как лама Ёзер.
■ Одиннадцатая конференция Института Разума и Жизни «Изучение разума: обмен мнениями между буддизмом и биобихевиористическими науками по вопросам работы разума». Бостон, Массачусетс, 13—14 сентября 2003 года. Желающие получить дополнительную информацию могут посетить вебсайт www.InvestigatingTheMind.org.
Вдохновляющие идеи для учителей
К философии и научному изучению разума следует добавить образование как еще одну область, которую обогатила наша встреча в рамках конференции Разума и Жизни. После того как Марк Гринберг вернулся из Дха- рамсалы, он сказал, что Далай-Лама вдохновил его на поиск способов помочь детям в проявлении позитивных эмоций, что стало совершенно новым направлением в его работе. Он осознал, что программы типа PATHS помогают детям справляться с негативными, агрессивными аспектами эмоций — успокаиваться, контролировать себя, подавлять злость. Но теперь он понял, что отдельной и столь же важной целью должна стать помощь в культивировании «позитивного разума»: таких качеств, как оптимизм, терпимость и забота о других. Он почувствовал, что работа в этом направлении поможет в достижении первой цели — умения обуздывать эмоции, которые причиняют страдания.
Он решил разработать для детей от шести лет программы, поощряющие такие эмоции, как сострадание, и провести исследование эффективности уроков, культивирующих заботливость, прощение и социальную ответственность для двенадцати- и тринадцатилетних детей. Одно
более конкретное предложение, рожденное на нашей встрече, — о том, что маленькие дети должны благодарить друг друга за помощь, — было включено в некоторые из его школьных программ. И, как сообщает Марк, отзывы оказались положительными: учителя говорят, что эта простая практика позитивно влияет на атмосферу в классах.
Другим источником вдохновения для Марка стал наш разговор о необходимости обучения учителей. Его вдохновила идея собирать учителей на пять минут перед началом уроков, чтобы они могли лучше осознать свои намерения на предстоящий день. На этой пятиминутке они могут поразмышлять о том, почему выбрали эту профессию, на что они надеются, о своих учениках, о потребности детей в любви и заботе, о том, как они могут помочь детям лучше контролировать себя в момент негативного поведения, и о том, как помочь детям проявлять больше эмпатии и заботы к окружающим. Марк захотел посмотреть, какие результаты может дать простая концентрация внимания и позитивная настройка в начале дня.
Кроме того, Марка вдохновило сообщение Ричарда Дэвидсона об изменениях в мозге у медитаторов. Оно заставило Марка задуматься о неврологическом воздействии его программ социального и эмоционального обучения на мозг детей, и он решил привлечь к своей работе нейрологов. Был разработан план такого сотрудничества исследователей, и в настоящий момент в федеральное правительство подана заявка на финансирование этого проекта.
Возможно, самым значительным моментом лично для Марка стал эпизод во время перерыва на чай после его презентации программ обучения, когда Далай-Лама пригласил его вернуться в Дхарамсалу и поделиться опытом с тибетскими учителями. Он попросил Марка расска
зать о своих идеях на ежегодной сессии по переподготовке учителей, которая собирает педагогов из так называемой «деревни тибетских детей» в Дхарамсале и других школ в поселениях тибетских беженцев по всей Индии. Несмотря на первоначальные трудности с согласованием сроков, к настоящему моменту Марк уже включил поездку в Дхарамсалу в свое расписание.
■ За информацией о проекте PATHS обращайтесь на сайт www.colorado.edu/cspv/blueprints/model/ten_- paths.htm.
Мэдисонский проект
Что касается Ричарда Дэвидсона, то пять дней в Дхарамсале внесли в его исследовательские планы весьма существенные коррективы. Ранее он серьезно увлекся темой нейропластичности — способности людей трансформировать свои собственные эмоции, поведение и работу мозга. Конференция укрепила его решимость следовать по этому пути и включить в список исследовательских проблем вопрос о том, как медитаторы культивируют позитивные эмоции. Если в прошлом в своей работе он делал акцент на ослаблении негативных эмоций, то теперь он был заинтересован в поиске способов помочь людям повысить свою способность сострадать и радоваться.
Ричи поразило известие о том, что многие важные позитивные качества, включая сострадание и милосердие, все еще отсутствуют в западном психологическом словаре эмоций. Теперь он почувствовал, что они должны занять там центральное место в силу их крайней важности для психологической науки, не говоря уже о значении для людей и общества. В наши дни новые научные инструменты — в частности, сканирование мозга — позволяют оценить долгосрочное воздействие многовеко
вых методов культивирования этих эмоций и, следовательно, внести изучение позитивных эмоций в повестку дня психологической науки.
Используя эту возможность, Ричи в настоящее время работает с медитаторами с таким же большим стажем, как у ламы Ёзера, которые посвятили многие годы интенсивной практике в ретритах. Он приглашает их в свою мэдисонскую лабораторию, чтобы сотрудничать в исследованиях по сканированию мозга. В Дхарамсале Далай- Лама согласился посетить лабораторию Ричи в Мэдисоне следующей весной, и это заставило Ричи ускорить разработку плана исследований и назначить срок начала программы. Программа уже начала давать многообещающие результаты. Он надеется, что программа продлится несколько лет, в течение которых



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь