Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60943

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

кой еще одну возможность. В западной психологии принято считать, что эмоции однозначно способны заглушать доводы разума и способность человека держать разум под контролем; буддийская тренировка предлагает практические стратегии управления эмоциями. Одним из вопросов заседания на тему эмоций станет оценка научных предположений об ограниченности степени сознательного контроля эмоций. В число других тем входит исследование силы такой эмоции, как сострадание, которое в западной науке, как правило, игнорируется.
И наконец, во время заседания на тему ментальных образов ученые познакомятся с буддийскими методами систематического генерирования ментальных образов и контроля над ними. Эта система не имеет аналогов в западной науке и может способствовать развитию способности к изучению образов, населяющих наш внутренний мир.
Кроме Далай-Ламы, в число презентаторов буддийской традиции входят Алан Уоллес, Тхуптен Джинпа и Маттье Рикар, а также Джордж Дрейфус, профессор теологии
из колледжа Уильяме, который получил титул геше, когда был тибетским монахом, и Аджан Амаро, британец, настоятель тайского буддийского монастыря в Калифорнии.
Со стороны науки конференция «Изучение разума» привлекла примерно дюжину первоклассных исследователей. На заседании по вопросам внимания основным научным презентатором будет Джонатан Коэн, психиатр, возглавляющий Центр изучения мозга, разума и поведения при Принстонском университете. На заседании по вопросам ментальных образов основным презентатором будет Стивен Косслин, заведующий кафедрой факультета психологии Гарвардского университета и психолог отделения неврологии Массачусетской больницы общего типа. Наши старые знакомые, Ричард Дэвидсон и Пол Экман, тоже будут присутствовать на заседании, посвященном эмоциям. На заключительном заседании Джером Каган, выдающийся специалист в области психологии развития из Гарвардского университета, выскажет свое мнение об итогах этого диалога.
В соответствии с традицией Института Разума и Жизни привлекать к обсуждению философов к Кагану присоединится Эван Томпсон, философ из Йоркского университета в Торонто. Томпсон, который уже давно участвует в диалоге буддизма и западной науки и философии, был близким другом Франсиско Варела: они вместе написали книгу «Материализованный разум: когнитивная наука и человеческий опыт», в которой исследовали вклад буддийской мысли в научное изучение разума.
Некоторые из участников уже выказали живой интерес к расширению тематики собственных исследований, в частности Стивен Косслин из Гарвардского университета был настолько заинтригован беседами с Маттье Ри- каром о культивировании повышенных способностей к
созданию ментальных образов путем медитативной визуализации, что уже приступил к работе с такими опытными практиками, как лама Ёзер.
■ Одиннадцатая конференция Института Разума и Жизни «Изучение разума: обмен мнениями между буддизмом и биобихевиористическими науками по вопросам работы разума». Бостон, Массачусетс, 13—14 сентября 2003 года. Желающие получить дополнительную информацию могут посетить вебсайт www.InvestigatingTheMind.org.
Вдохновляющие идеи для учителей
К философии и научному изучению разума следует добавить образование как еще одну область, которую обогатила наша встреча в рамках конференции Разума и Жизни. После того как Марк Гринберг вернулся из Дха- рамсалы, он сказал, что Далай-Лама вдохновил его на поиск способов помочь детям в проявлении позитивных эмоций, что стало совершенно новым направлением в его работе. Он осознал, что программы типа PATHS помогают детям справляться с негативными, агрессивными аспектами эмоций — успокаиваться, контролировать себя, подавлять злость. Но теперь он понял, что отдельной и столь же важной целью должна стать помощь в культивировании «позитивного разума»: таких качеств, как оптимизм, терпимость и забота о других. Он почувствовал, что работа в этом направлении поможет в достижении первой цели — умения обуздывать эмоции, которые причиняют страдания.
Он решил разработать для детей от шести лет программы, поощряющие такие эмоции, как сострадание, и провести исследование эффективности уроков, культивирующих заботливость, прощение и социальную ответственность для двенадцати- и тринадцатилетних детей. Одно
более конкретное предложение, рожденное на нашей встрече, — о том, что маленькие дети должны благодарить друг друга за помощь, — было включено в некоторые из его школьных программ. И, как сообщает Марк, отзывы оказались положительными: учителя говорят, что эта простая практика позитивно влияет на атмосферу в классах.
Другим источником вдохновения для Марка стал наш разговор о необходимости обучения учителей. Его вдохновила идея собирать учителей на пять минут перед началом уроков, чтобы они могли лучше осознать свои намерения на предстоящий день. На этой пятиминутке они могут поразмышлять о том, почему выбрали эту профессию, на что они надеются, о своих учениках, о потребности детей в любви и заботе, о том, как они могут помочь детям лучше контролировать себя в момент негативного поведения, и о том, как помочь детям проявлять больше эмпатии и заботы к окружающим. Марк захотел посмотреть, какие результаты может дать простая концентрация внимания и позитивная настройка в начале дня.
Кроме того, Марка вдохновило сообщение Ричарда Дэвидсона об изменениях в мозге у медитаторов. Оно заставило Марка задуматься о неврологическом воздействии его программ социального и эмоционального обучения на мозг детей, и он решил привлечь к своей работе нейрологов. Был разработан план такого сотрудничества исследователей, и в настоящий момент в федеральное правительство подана заявка на финансирование этого проекта.
Возможно, самым значительным моментом лично для Марка стал эпизод во время перерыва на чай после его презентации программ обучения, когда Далай-Лама пригласил его вернуться в Дхарамсалу и поделиться опытом с тибетскими учителями. Он попросил Марка расска
зать о своих идеях на ежегодной сессии по переподготовке учителей, которая собирает педагогов из так называемой «деревни тибетских детей» в Дхарамсале и других школ в поселениях тибетских беженцев по всей Индии. Несмотря на первоначальные трудности с согласованием сроков, к настоящему моменту Марк уже включил поездку в Дхарамсалу в свое расписание.
■ За информацией о проекте PATHS обращайтесь на сайт www.colorado.edu/cspv/blueprints/model/ten_- paths.htm.
Мэдисонский проект
Что касается Ричарда Дэвидсона, то пять дней в Дхарамсале внесли в его исследовательские планы весьма существенные коррективы. Ранее он серьезно увлекся темой нейропластичности — способности людей трансформировать свои собственные эмоции, поведение и работу мозга. Конференция укрепила его решимость следовать по этому пути и включить в список исследовательских проблем вопрос о том, как медитаторы культивируют позитивные эмоции. Если в прошлом в своей работе он делал акцент на ослаблении негативных эмоций, то теперь он был заинтересован в поиске способов помочь людям повысить свою способность сострадать и радоваться.
Ричи поразило известие о том, что многие важные позитивные качества, включая сострадание и милосердие, все еще отсутствуют в западном психологическом словаре эмоций. Теперь он почувствовал, что они должны занять там центральное место в силу их крайней важности для психологической науки, не говоря уже о значении для людей и общества. В наши дни новые научные инструменты — в частности, сканирование мозга — позволяют оценить долгосрочное воздействие многовеко
вых методов культивирования этих эмоций и, следовательно, внести изучение позитивных эмоций в повестку дня психологической науки.
Используя эту возможность, Ричи в настоящее время работает с медитаторами с таким же большим стажем, как у ламы Ёзера, которые посвятили многие годы интенсивной практике в ретритах. Он приглашает их в свою мэдисонскую лабораторию, чтобы сотрудничать в исследованиях по сканированию мозга. В Дхарамсале Далай- Лама согласился посетить лабораторию Ричи в Мэдисоне следующей весной, и это заставило Ричи ускорить разработку плана исследований и назначить срок начала программы. Программа уже начала давать многообещающие результаты. Он надеется, что программа продлится несколько лет, в течение которых



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь