Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54594
Автор: Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В.
Название: Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке чтении, осуществляющем с целью запомнить, образы чаще иллюстрируют содержание текста, не являются только «побочными продуктами», как это часто бывает при обычном чтении. Наконец, в-пятых, испытуемые как бы перекодируют содержание текста, переводят его на свой внутренний язык.
В целом интересные и многоплановые исследования Смирнова дают основание все для того же вывода: в индивидуальном развитии психики человека чувственное познание не сменяется логическим, а обогащается последним и существует также у взрослого человека. Аналогично логическое познание — это не абстрактное познание, лишенное всякой чувственной образной основы. Развитие познавательных процессов осуществляется путем взаимовлияния и взаимодействия чувственных и логических составляющих. Исследования Смирнова поставили перед российскими психологами и такой вопрос: а существует ли «обратное» влияние памяти на мышление? Ананьев сформулировал этот вопрос как тему для исследования перед одним из своих учеников в таком виде: после работ Смирнова изучение воздействия целенаправленной деятельности человека на эффективность его мнемичес-ких процессов стало в советской психологии традиционным, а как ограничения объема оперативной памяти человека может сказаться на эффективности его мышления? Исследование было проведено В.В.Знаковым [48]. В нем было изучено влияние нагрузки на кратковременную (преимущественно образную и действенную) память, на содержательные и динамические характеристики решаемой задачи. Сравнивалось решение одной и той же задачи разными испытуемыми в наглядно-образном и наглядно-действенном плане, т. е. с дополнительной нагрузкой на память и без нее. Испытуемые должны были удерживать в памяти правила задачи, определяющие допустимые и достаточные преобразования условий; требования к конечному и промежуточному результатам; динамические изменения представленных наглядно условий задачи; промежуточные и конечные результаты решения. Регистрировалось время решения задачи, результаты решения, речевые высказывания испытуемых, которые сопоставлялись с их действиями, объективно возможными в данный момент, конфигурациями и способами их преобразования. Высказывания испытуемых позволяли судить о формулируемых ими целях. Регистрировалась также глазодвигательная активность испытуемых. 512 Как показали эксперименты, качественные характеристики решения зависят от степени четкости хранимых в памяти представлений испытуемого об антиципируемых ситуациях, их преобразований и взаимодействий между ними. Динамика трансформации целей зависит от преобразований в памяти: чем скорее в решении осуществляется переход от доминирования образной памяти, в которой фиксируются зрительные ситуации, к запоминанию действий, тем скорее происходит трансформация целей. Преобразования в памяти (схематизация) осуществляются в ходе повторения проделанных действий и переобследования элементов зрительной структуры задачи. Чрезмерная нагрузка на образную память, влекущая за собой возникновение мнемической направленности и постановку мнемических целей, может мешать образованию гностических целей, направленных на решение мыслительных задач. Были выявлены три этапа трансформации целей в зависимости от характера содержащихся в памяти образов ситуации и способов их преобразования. Прослежены функции и взаимодействие произвольных и непроизвольных мнемических компонентов на каждом из этапов. На первом из этапов в образовании целей, направляющих мыслительную деятельность, участвуют преимущественно непроизвольные мнемические компоненты. На втором этапе происходит включение и произвольных компонентов, приводящее к возникновению мнемических промежуточных целей. На третьем этапе происходит координация произвольных и непроизвольных компонентов. Выявлено три уровня организации материала проблемной ситуации в памяти субъекта, служащие базой формирования целей в течение трех этапов целеобразования: 1) формирование пространственных структур проблемной ситуации, 2) подключение к ним операторных компонентов решения, 3) совместное функционирование пространственных и операторных компонентов решения. Найдено два типа целеобразования и прослежена динамика их соотношения в решении. Цели, образованные «сверху», включают в свое содержание небольшое количество образов зрительных структур и большое число прогнозируемых действий. Цели, образованные «снизу», содержат детальные образы конфигураций при малой величине прогноза. В ходе мыслительного поиска наблюдается тенденция постепенного перехода от целеобразования «снизу» к целеобразованию «сверху». Обнаружены субъективные единицы мыслительной деятельно- 513 сти, формирующиеся на основе установления взаимосвязей между действиями по решению задач, на основе оперирования цепочками действий. В целом можно сказать, что экспериментальное исследование выявило зависимость процессов целеобразования, составляющих наиболее творческое звено решения мыслительных задач, от нагрузки на оперативную память. Эта зависимость является одним из проявлений единства памяти и мышления в реальной деятельности человека. Проведенные исследования показали, что в процесс решения проблемной ситуации активно включаются не только мышление человека, но и его память. Это, хотя и в разной степени, относится к наглядно-действенной и к наглядно-образной мыслительной деятельности. Выявленные в экспериментах субъективные единицы умственной деятельности являются результатом интеграции памяти и мышления в реальной деятельности. Указанные психические процессы во время мыслительного поиска переплетаются настолько тесно, что образуют единую интегративно функционирующую структуру. Такое взаимодействие порождает новые единицы деятельности, отличные от процессуальных и результативных характеристик каждого психического процесса по отдельности. Это и есть интегративные единицы, которые обнаружены в экспериментах. С одной стороны, эти единицы являются порождением целеобразующей деятельности субъекта, они формируются в тесной связи с планируемыми будущими действиями, с промежуточными целями. С другой стороны, их возникновение было бы невозможным без следов из памяти. Интеграция присуща как наглядно-действенному, так и наглядно-образному мышлению. В обоих случаях человек должен «просматривать» на несколько ходов вперед, а для этого нужны совместные усилия его воображения, памяти и мышления. Для наглядно-действенного мышления свойственна «мобильная интеграция», при которой умственные действия объединяются в единицы на короткий срок и распадаются при переходе к дальнейшим шагам по разрешению проблемной ситуации. «Распад» единиц обусловлен тем, что они выполнили предназначенную им роль по достижению конкретной промежуточной цели и в дальнейшем не нужны. При наглядно-образном мышлении единицы носят более упорядоченный характер и переструктурируют мыслительный поиск. В этом случае постановка дальнейших целей существенно зависит от оперирования блоками, составленными из предыдущих умственных действий [48]. 514 Работы по психологии мышления вообще составляют одно из наиболее интересных направлений российских исследований познавательных процессов. В теоретическом плане наиболее существенное влияние на исследования в области психологии мышления оказали фундаментальные принципы нашей психологии — принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип единства функционирования и развития. Пристальное внимание отечественные психологи уделяли и конкретным вопросам: соотношению требуемого и искомого, гипотез и целей, соотношению проблемной ситуации и задачи, взаимоотношению осознаваемого и неосознаваемого в мышлении, операциям и действиям по обследованию и переобследованию элементов решаемой субъектом задачи. Именно в экспериментальных исследованиях наиболее отчетливо проявляется стремление психологов изучать процессы мышления в единстве их функциональных, операционных и мотивационных составляющих. Например, положение об органической включенности онтогенетических эффектов в актуальный процесс решения мыслительных задач — принцип единства функционирования и развития — является одним из важнейших теоретико-методологических достижений психологии. Этот принцип можно считать краеугольным камнем основных концепций мышления в современной отечественной психологии (А.В.Брушлинский, Д.Н.За-валишина, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, и др.). Актуальный процесс решения задач представляет единство его функциональных и генетических характеристик: его результатом является некоторое новое знание (новый способ действия), получение которого опосредствовано становлением интеллектуальных новообразований. Описание актуального процесса мышления во всей его полноте оказывается возможным лишь на основе выявления и онтогенетических его изменений. Реализация принципа единства функционирования и развития предполагает анализ актуального процесса мышления в двух разных планах, специфицированных в психологии мышления как микро-и макрогенетические аспекты умственного развития человека. При этом возрастные онтогенетические изменения мышления рассматриваются как макрогенетические, а микрогенетические изменения непосредственно соотносятся с актуальным процессом решения мыслительных задач. В российской психологии мышления, пожалуй, наиболее полное теоретическое описание двух аспектов мышления и детальная экспериментальная раз- 515 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|