Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 124 страница



Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54594

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

чтении, осуществляющем с целью запомнить, образы чаще иллюстрируют содержание текста, не являются только «побочными продуктами», как это часто бывает при обычном чтении. Наконец, в-пятых, испытуемые как бы перекодируют содержание текста, переводят его на свой внутренний язык.
В целом интересные и многоплановые исследования Смирнова дают основание все для того же вывода: в индивидуальном развитии психики человека чувственное познание не сменяется логическим, а обогащается последним и существует также у взрослого человека. Аналогично логическое познание — это не абстрактное познание, лишенное всякой чувственной образной основы. Развитие познавательных процессов осуществляется путем взаимовлияния и взаимодействия чувственных и логических составляющих.
Исследования Смирнова поставили перед российскими психологами и такой вопрос: а существует ли «обратное» влияние памяти на мышление? Ананьев сформулировал этот вопрос как тему для исследования перед одним из своих учеников в таком виде: после работ Смирнова изучение воздействия целенаправленной деятельности человека на эффективность его мнемичес-ких процессов стало в советской психологии традиционным, а как ограничения объема оперативной памяти человека может сказаться на эффективности его мышления? Исследование было проведено В.В.Знаковым [48].
В нем было изучено влияние нагрузки на кратковременную (преимущественно образную и действенную) память, на содержательные и динамические характеристики решаемой задачи. Сравнивалось решение одной и той же задачи разными испытуемыми в наглядно-образном и наглядно-действенном плане, т. е. с дополнительной нагрузкой на память и без нее. Испытуемые должны были удерживать в памяти правила задачи, определяющие допустимые и достаточные преобразования условий; требования к конечному и промежуточному результатам; динамические изменения представленных наглядно условий задачи; промежуточные и конечные результаты решения. Регистрировалось время решения задачи, результаты решения, речевые высказывания испытуемых, которые сопоставлялись с их действиями, объективно возможными в данный момент, конфигурациями и способами их преобразования. Высказывания испытуемых позволяли судить о формулируемых ими целях. Регистрировалась также глазодвигательная активность испытуемых.
512
Как показали эксперименты, качественные характеристики решения зависят от степени четкости хранимых в памяти представлений испытуемого об антиципируемых ситуациях, их преобразований и взаимодействий между ними. Динамика трансформации целей зависит от преобразований в памяти: чем скорее в решении осуществляется переход от доминирования образной памяти, в которой фиксируются зрительные ситуации, к запоминанию действий, тем скорее происходит трансформация целей. Преобразования в памяти (схематизация) осуществляются в ходе повторения проделанных действий и переобследования элементов зрительной структуры задачи. Чрезмерная нагрузка на образную память, влекущая за собой возникновение мнемической направленности и постановку мнемических целей, может мешать образованию гностических целей, направленных на решение мыслительных задач.
Были выявлены три этапа трансформации целей в зависимости от характера содержащихся в памяти образов ситуации и способов их преобразования. Прослежены функции и взаимодействие произвольных и непроизвольных мнемических компонентов на каждом из этапов. На первом из этапов в образовании целей, направляющих мыслительную деятельность, участвуют преимущественно непроизвольные мнемические компоненты. На втором этапе происходит включение и произвольных компонентов, приводящее к возникновению мнемических промежуточных целей. На третьем этапе происходит координация произвольных и непроизвольных компонентов.
Выявлено три уровня организации материала проблемной ситуации в памяти субъекта, служащие базой формирования целей в течение трех этапов целеобразования: 1) формирование пространственных структур проблемной ситуации, 2) подключение к ним операторных компонентов решения, 3) совместное функционирование пространственных и операторных компонентов решения. Найдено два типа целеобразования и прослежена динамика их соотношения в решении. Цели, образованные «сверху», включают в свое содержание небольшое количество образов зрительных структур и большое число прогнозируемых действий. Цели, образованные «снизу», содержат детальные образы конфигураций при малой величине прогноза. В ходе мыслительного поиска наблюдается тенденция постепенного перехода от целеобразования «снизу» к целеобразованию «сверху». Обнаружены субъективные единицы мыслительной деятельно-
513
сти, формирующиеся на основе установления взаимосвязей между действиями по решению задач, на основе оперирования цепочками действий.
В целом можно сказать, что экспериментальное исследование выявило зависимость процессов целеобразования, составляющих наиболее творческое звено решения мыслительных задач, от нагрузки на оперативную память. Эта зависимость является одним из проявлений единства памяти и мышления в реальной деятельности человека. Проведенные исследования показали, что в процесс решения проблемной ситуации активно включаются не только мышление человека, но и его память. Это, хотя и в разной степени, относится к наглядно-действенной и к наглядно-образной мыслительной деятельности. Выявленные в экспериментах субъективные единицы умственной деятельности являются результатом интеграции памяти и мышления в реальной деятельности. Указанные психические процессы во время мыслительного поиска переплетаются настолько тесно, что образуют единую интегративно функционирующую структуру. Такое взаимодействие порождает новые единицы деятельности, отличные от процессуальных и результативных характеристик каждого психического процесса по отдельности. Это и есть интегративные единицы, которые обнаружены в экспериментах. С одной стороны, эти единицы являются порождением целеобразующей деятельности субъекта, они формируются в тесной связи с планируемыми будущими действиями, с промежуточными целями. С другой стороны, их возникновение было бы невозможным без следов из памяти.
Интеграция присуща как наглядно-действенному, так и наглядно-образному мышлению. В обоих случаях человек должен «просматривать» на несколько ходов вперед, а для этого нужны совместные усилия его воображения, памяти и мышления. Для наглядно-действенного мышления свойственна «мобильная интеграция», при которой умственные действия объединяются в единицы на короткий срок и распадаются при переходе к дальнейшим шагам по разрешению проблемной ситуации. «Распад» единиц обусловлен тем, что они выполнили предназначенную им роль по достижению конкретной промежуточной цели и в дальнейшем не нужны. При наглядно-образном мышлении единицы носят более упорядоченный характер и переструктурируют мыслительный поиск. В этом случае постановка дальнейших целей существенно зависит от оперирования блоками, составленными из предыдущих умственных действий [48].
514
Работы по психологии мышления вообще составляют одно из наиболее интересных направлений российских исследований познавательных процессов. В теоретическом плане наиболее существенное влияние на исследования в области психологии мышления оказали фундаментальные принципы нашей психологии — принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип единства функционирования и развития. Пристальное внимание отечественные психологи уделяли и конкретным вопросам: соотношению требуемого и искомого, гипотез и целей, соотношению проблемной ситуации и задачи, взаимоотношению осознаваемого и неосознаваемого в мышлении, операциям и действиям по обследованию и переобследованию элементов решаемой субъектом задачи. Именно в экспериментальных исследованиях наиболее отчетливо проявляется стремление психологов изучать процессы мышления в единстве их функциональных, операционных и мотивационных составляющих.
Например, положение об органической включенности онтогенетических эффектов в актуальный процесс решения мыслительных задач — принцип единства функционирования и развития — является одним из важнейших теоретико-методологических достижений психологии. Этот принцип можно считать краеугольным камнем основных концепций мышления в современной отечественной психологии (А.В.Брушлинский, Д.Н.За-валишина, А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, и др.). Актуальный процесс решения задач представляет единство его функциональных и генетических характеристик: его результатом является некоторое новое знание (новый способ действия), получение которого опосредствовано становлением интеллектуальных новообразований. Описание актуального процесса мышления во всей его полноте оказывается возможным лишь на основе выявления и онтогенетических его изменений. Реализация принципа единства функционирования и развития предполагает анализ актуального процесса мышления в двух разных планах, специфицированных в психологии мышления как микро-и макрогенетические аспекты умственного развития человека. При этом возрастные онтогенетические изменения мышления рассматриваются как макрогенетические, а микрогенетические изменения непосредственно соотносятся с актуальным процессом решения мыслительных задач. В российской психологии мышления, пожалуй, наиболее полное теоретическое описание двух аспектов мышления и детальная экспериментальная раз-
515



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Поддьов Н.Н. и др. Развитие мышления и умственное воспитание.
  • Рыбкина Инна Владимировна. Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Обсессивное мышление; obsessional thinking
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Билеты вежливости в театр».
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Холина Н.А. «Алиса в Зазеркалье». На качелях символизации
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Пушменкова Татьяна Викторовна. Сюжетно-ролевая игра «Мы геологи»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Яковлева Наталья Валентиновна. «Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Лазаренко Наталья Николаевна. Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Махлакова Дарья Николаевна. ПЛАН по самообразованию. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников»
  • Шевченко Татьяна Павловна. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Мышление; thinking
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь