|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122070
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 441
Константное ядро Я-концепции — основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др. Оболочка Я-концепции — многофакторный Я-образ, изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки. Я-образ — совокупность образов (чувственных — ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущает ся, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции. Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей. , относительно личной направленности и способов самоактуализации. Я-концепция включает в себя, следовательно, и то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации. Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности. «Конфликт между стремлениями к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации, препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта» (Нельсон-Джо-унс Р., 2000, с. 30). Личностный опыт не всегда согласуется с Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается как угроза Я-концепции. В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, человек может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди, в особенности взрослые, психологически благополучны в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает константное ядро Я-концепции. Константное «ядро» Я-концепции полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, взрослых людей должно включать (в системе взглядов К. Роджерса и А. Маслоу): открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведению этичного образа жизни. «Оболочка» Я-концепции взрослого включает в себя многофакторный Я образ, а также изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки. Различие между Я-образом и Я-концепцией увеличивается с взрослением и состоит в том, что Я-концепция взрослого не всегда соответствует его собственному Я-образу (отражающему преимущественно личностные переживания). Конгруэнтность Я-концепции и различных аспектов Я достигается посредством самоактуализации. Актуальный жизненный опыт взрослого человека меняет Я-концепцию, преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологическим контекстом. О том, как меняется Я-концепция личности и самосознание взрослого после наступления половой и социальной зрелости, мало экспериментальных исследований. Возможно потому, что в зрелости Я-концепция превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование, в 442 ■ Часть VI. Ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) котором частные Я-концепции не всегда взаимообусловлены. Следовательно, выделить конкретный аспект и исследовать его достаточно трудно, а учесть в исследовании весь комплекс Я-концепции — еще более сложно. Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении социальных ролей. Соответственно, более актуальными становятся частные Я-концепции, определяемые содержанием (тем или иным социальным контекстом) роли: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя — подчиненного и т. д. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ В силу активного социального функционирования взрослость увеличивает влияние на Я-концепцию различных условий ценности. Условия ценности — то, что определяет неконгруэнтную Я-концепцию, в то время как конгруэнтная Я-концепция базируется на собственном орга-низмическом оценочном процессе. Эмпатическое понимание — способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир и переживание субъектом тех же самых чувств, которые испытывает другой. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков (Психологический словарь, 1983, с. 332). Люди отличаются друг от друга по степени усвоения ими условий ценности. Это зависит от индивидуальной потребности личности в безусловном позитивном отношении, получаемом от значимых для них людей. А также и от того, в какой степени они проявляют эмпатическое понимание и конгруэнтность. «Ядро» Я-концепции содержит безусловные, «организмические» личностные ценности. Однако даже успешно развивающаяся личность «принимает» некоторые условия ценности, другие же, менее успешные люди отличаются большим количеством условий ценности. Например, для таких людей характерны следующие условия ценности: 1. «Достижение цели очень важно, я окажусь неполноценной личностью, если не достигну поставленной цели». 2. «Делать деньги очень важно; если у меня это не получается, значит, я — неудачник». 3. «Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекательным для окружающих, в ином случае его считают социально незрелым». 4. «На благополучие близких влияют наши поступки, поэтому надо сделать все, чтобы это влияние было приемлемым». Принятие личностью условий ценностей определяет содержание самооценки. Многие люди основывают свою самооценку на общих, не индивидуализированных условиях ценности, не принимая во внимание изменения их ситуационного смысла. Нередко это приводит к понижению их самоуважения и к искаженному восприятию Я-образа. ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 443 Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ Я-концепция взрослого продолжает развиваться под воздействием различных внешних и внутренних стимулов. Особенно важны для него контакты со значимыми другими, которые на этапе ранней взрослости продолжают оказывать влияние и во многом определять представление индивида о самом себе. Однако Я-концепция взрослого человека, являясь активным элементом его личности, сама становится важным фактором в интерпретации опыта. Можно сказать, что функционально Я-концепция выполняет несколько ролей: — способствует достижению внутренней согласованности личности, — определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОЖИДАНИЙ В соответствии со своей Я-концепцией личность интерпретирует свои действия и действия других в конкретной ситуации. Кроме того, у человека создаются определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти при развитии конкретной ситуации. Некоторые исследователи даже считают эту функцию Я-концепции центральной. Так, например, люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Те же, кто обычно сомневается в своей ценности, заранее убеждены в негативном отношении к себе со стороны других. В результате они начинают избегать всяких социальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основе таких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, по мнению Р. Бернса, лежит механизм самореализующегося пророчества. На этапе ранней взрослости «самопророчества» формулируются на основе собственного опыта и знаний, кото- Механизм «самореализующегося пророчества» — основа отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением. Ожидания личности во многом определяют и характер ее действий и ее интерпретации реакций окружающих. Самоопределение — форма самоотношения. Интериоризация — перенос чьих-то представлений в свое сознание. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|