Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории. | Общая психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 123 страница



Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54593

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ся способ объединения отдельных частей, фрагментов ситуации в целостную структуру. В частности, понимание-объединение должно быть результатом мыслительной деятельности историка, который по имеющимся в его распоряжении разрозненным фактам пытается восстановить по возможности полную картину некоторого исторического события.
Понимание-объединение представляет собой самую сложную из трех перечисленных форм анализируемого феномена. Эта форма включает в себя интеллектуальные операции и действия, вносящие решающий вклад в образование первых двух форм понимания. Данные психологии познания свидетельствуют о том, что в познавательных ситуациях, требующих от субъекта умения структурировать части в целое, узнавание и прогнозы (гипотезы) служат средством, способом объединения анализируемых разрозненных элементов решаемой задачи в единую структуру. Например, С.А.Жекулин, исследуя понимание человеком устройства незнакомого прибора, пишет: «Предположения, которые он делает (правильные или неправильные), являются попытками найти общую систему взаимодействия между частями прибора, т. е. попытками общего синтеза. В соответствии с имеющейся у него гипотезой испытуемый пытается истолковать назначение всех частей, которые он считает более или менее важными» [43, с. 454]. В этом случае прогнозы, предположения оказываются как бы функциональными мостиками между частями прибора, которые испытуемому для понимания нужно связать в целое.
В познавательной деятельности понимание-объединение в решении обычно проявляется на завершающих фазах научного поиска. Основой для его формирования оказываются предыдущие мыслительные действия решающего субъекта: выдвижение гипотез, осмысление элементов задачи, установление связей между ними и т. п. Г.Д.Пирьов, изучая понимание и гипотезы в процессе решения технических задач, пишет: «При монтаже процесс понимания выражался в осмыслении значения отдельных частей как составных элементов целого, в нахождении места каждой части в целом и определении ее отношения к другим частям» [88, с. 23]. Очевидно, что описываемый психологический феномен соответствует пониманию-объединению.
Как видно из вышеизложенного, линия психологического анализа соотношения чувственных и логических компонентов в познавательной деятельности субъекта, идущая от исследований
508
Блонского, была в дальнейшем детально разработана многими советскими психологами. В частности, направление изучения понимания как важного компонента познания не прекратилась, а, напротив, было впоследствии продолжено и интересно развито под другим углом зрения в работах А.А.Смирнова [106]. Он выделил несколько параметров понимания — глубину, отчетливость, полноту. Глубина понимания, с его точки зрения, характеризуется тем, «до какого порядка сущности» проникает мысль человека в процессе понимания. Непосредственным выражением этого является разносторонность и существенность связей, раскрываемых субъектом в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми связывается познаваемое, чем более они существенны, тем глубже понимание. Отчетливость понимания — от его зарождения до окончательного формирования — характеризуется различными ступенями развития: предварительное осознание связей и отношений, подлежащих пониманию; смутное понимание, сопровождаемое чувством знакомости, но не доходящее до вербализации, осознанного узнавания понимаемого материала; субъективное ощущение понятности, тем не менее трудно выразимое в словесных формулировках; окончательное понимание, при котором человек становится способным ясно выразить и определить понимаемое. Полнота понимания проявляется в способности выделить не только целое, например, текст, но и отдельные его части.
В исследованиях памяти, проведенных Смирновым, анализ взаимовлияния, взаимной обусловленности чувственного и логического познания в процессе онтогенетического развития психики человека был продолжен и развит. В его работах гармонично сочетается углубленный психологический анализ операционных механизмов данного познавательного процесса (повторение, способы смысловой группировки), мотивационных (мнемическая направленность) и функциональных (возрастная динамика соотношения непроизвольного и произвольного запоминания).
Анализируя роль понимания в запоминании, Смирнов рассматривает мнемические процессы как активную умственную деятельность. Он исходит из того, что эффект запоминания, являясь последействием любого психического процесса, в сильнейшей мере зависит от деятельности, в которую этот процесс всегда бывает так или иначе включен. По мнению этого крупного психолога, роль повторений целиком определяется особенностями
509
деятельности, в условиях которой осуществляется повторно протекающий процесс. Значение повторений зависит от того, что именно делает человек при повторном выполнении действий.
Повторения зависят от деятельности, но в свою очередь и сами влияют на нее. Такое влияние выражается в том, что сам факт повторного выполнения деятельности изменяет особенности ее осуществления. Совершая повторные действия, человек обычно действует несколько иначе, чем действовал раньше. Некоторые действия выпадают, а вместо них появляются новые, некоторые прежние действия качественно меняются по сравнению с тем, какими они были в предшествующий раз. Изменяется направленность действий, содержание деятельности и характер ее выполнения. Повторное выполнение действий практически никогда не является точной копией их первоначального исполнения. Повторение — не шаблонное, стереотипное, стандартное воспроизведение того, что делалось раньше. Иногда это очень значительная модификация прежних действий, существенное изменение первоначальной деятельности. По Смирнову, действие как бы живет, развивается, находится в непрерывном движении, изменении.
Следовательно, воспроизведение, основанное на повторении, внутренне противоречиво: это одновременно и сохранение того, что было, и изменение его. Воспроизведение не есть проявление мнемической функции самой по себе. Равным образом изменения, обнаруженные исследователем в экспериментах (наблюдаемые при воспроизведении), не являются результатом возрастного изменения мнемической функции, недостаточности следов, оставшихся от прежних впечатлений и актуализируемых в данный момент. Они представляют собой итог сложной психической деятельности испытуемого, в которой мнемическая функция является только одним из моментов, выступающим как условие сохранения уже известного материала.
Экспериментальный и теоретический анализ изменений, наблюдаемых при воспроизведении, показал, что они являются итогом мыслительной переработки воспринятого. Все они в своей совокупности — результат сложной мыслительной деятельности, включающей обобщение, выделение частного и особенного, объединение сходного, выделение существенного, главного и т. д. Именно эта мыслительная деятельность в ее самых разнообразных и сложных проявлениях и составляет психологическое
510
ядро воспроизведения. Она является его основным звеном, психологическим механизмом, результатом действия которого становится преобразование запоминаемого материала. (Рубинштейн в «Основах общей психологии» также отмечал, что по своей психологической природе преобразование является результатом непреднамеренной, но направленной работы мысли внутри воспроизведения).
Пожалуй, главным научным достижением и заслугой Смирнова было убедительное доказательство взаимообусловленности развития памяти и мышления в индивидуальном развитии психики человека. Особенно отчетливо взаимные связи указанных познавательных процессов проявились в экспериментальных исследованиях смысловой группировки запоминаемого материала. Ранее важнейшее значение деления материала на части и выделения смысловых опорных пунктов при запоминании в советской психологической литературе было отмечено А.Н. Соколовым. Однако основная заслуга в экспериментальном развитии этой идеи принадлежит именно Смирнову. Он определил целый ряд приемов, с помощью которых испытуемые осуществляют смысловую группировку с целью лучшего запоминания материала.
Во-первых, они составляют план, который включает в себя разбивку материала на части, группировку мыслей (выраженных автором в запоминаемом тексте) и выделение смысловых опорных пунктов. Смысловые опорные пункты — это те куски текста, которые содержат в себе главное, основное, существенное. Во-вторых, испытуемые соотносят содержание текста с имеющимися знаниями, включают новое в систему своего прошлого опыта. При этом обнаружено, что мнемическая направленность, задача запомнить оказывает значительное положительное влияние на соотнесение того, что воспринимается, с имеющимися знаниями. Однако при некоторых условиях наблюдается и обратный эффект, т. е. отрицательное воздействие мнемичес-кой задачи на осмысление текста. В-третьих, они соотносят содержание разных частей текста друг с другом. Мысленное оперирование целостными смысловыми блоками материала существенно увеличивает возможности памяти. В-четвертых, используют образы, наглядные представления. Образы того, о чем читают испытуемые, возникают у них как при наличии, так и при отсутствии осознаваемой мнемической направленности. Однако при наличии мнемической задачи наглядные представления возникают чаще, чем тогда, когда ее нет. Вместе с тем при
511



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Поддьов Н.Н. и др. Развитие мышления и умственное воспитание.
  • Рыбкина Инна Владимировна. Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей
  • Редактор. Развитие мышления у детей в возрасте от 3 до 10 лет
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Роль сексуального влечения в развитии детского мышления.
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Обсессивное мышление; obsessional thinking
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Шошина Елена Владимировна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Билеты вежливости в театр».
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Холина Н.А. «Алиса в Зазеркалье». На качелях символизации
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Пушменкова Татьяна Викторовна. Сюжетно-ролевая игра «Мы геологи»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Детский алгоритм решения изобретательских задач
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Яковлева Наталья Валентиновна. «Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Лазаренко Наталья Николаевна. Развитие мышления у старших дошкольников с нарушениями речи
  • Виктор Шейнов. Развитие творческого мышления: упражнения для тренировки
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Махлакова Дарья Николаевна. ПЛАН по самообразованию. ТЕМА: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников»
  • Шевченко Татьяна Павловна. Познавательное развитие детей дошкольного возраста
  • Хохлова Л. П. Трансдисциплинарный холодинамический подход к структуре личности
  • Мышление; thinking
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь