|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379698
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В другом исследовании (Oliner and Oliner, 1988) сравнивались две группы европейцев, переживших в 1930-1940 годы нацистскую оккупацию. Первую группу составили люди, которые во время оккупации, рискуя собственной жизнью, помогали евреям скрываться от преследований нацистов, вторую — те, кто не делал этого. Исследователи попросили испытуемых рассказать о своих родителях, о том, какие ценности и нормы были приняты в их семьях, какие методы воспитания применялись. Обнаружилось, что те люди, которые во время оккупации рисковали своей жизнью ради жизни других, выросли в дружных, сплоченных семьях; их родители были добрыми и сострадательными людьми, часто помогали другим. Они воспитывали своих детей путем убеждения и доводов разума, не прибегая к наказаниям или принуждению. Для них не имели большого значения деньги, материальные блага, социальный статус.
Приложение 14.3. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ЧТО ДЕЛАТЬ! Как нужно вести себя, если вы оказались невольным свидетелем жестокого обращения с ребенком? Как правило, ни журналисты, пишущие на эту тему, ни судьи, рассматривающие эти дела в суде, не могут однозначно ответить на этот вопрос. Один неверный шаг с вашей стороны — и вы можете еще больше навредить ребенку. Если одним родителям бывает достаточно мягкого напоминания о том, что нужно держать себя в руках, то урезонить других, особенно если они привыкли распускать руки, бывает не так-то просто. Лишь в одном эксперты единодушны: если, находясь в общественном месте, вы видите, что кто-то жестоко обращается с ребенком, призовите на помощь администрацию заведения или охранника или же просто позвоните в полицию. Однако чаще нам приходится оказываться в ситуациях, когда родитель не то чтобы проявляет жестокость по отношению к своему ребенку, а просто, потеряв над собой контроль, несколько неуклюже пытается его воспитывать. «Мы обнаружили, что в такой ситуации бывает полезно предложить помощь рассерженному родителю, — говорит Гаррисон Войг (Harrison Voigt), психолог из Сан-Франциско. — Не стоит укорять разгневанного родителя, не стоит восклицать: "Как вы смеете так обращаться с ребенком!", — лучше сказать ему: "Я вижу, малыш досаждает вам. Позвольте, я с ним поговорю?" Такого рода вмешательство не вызовет протеста, поскольку вы не критикуете, а предлагаете свою помощь, и в этом случае вы скорее достигнете желаемого результата». Лидеры общественного объединения «Анонимные родители» (АР) (Parents Anonymous), штаб-квартира которого находится в Лос-Анджелесе и которое призвано оказывать помощь и поддержку родителям в сложных ситуациях, советуют людям, оказавшимся невольными свидетелями подобных случаев, не спешить с обвинениями и осуждением. Попытайтесь завязать разговор с разгневанным родителем, это отвлечет его от ребенка. Так, например, можно заявить: «Мой сын тоже иногда прямо бесит меня!» или «Дети порой просто несносны! Может быть, я могу вам чем-то помочь?» «Очень часто разгневанный человек делает то, чего ни в коем случае делать нельзя, — говорит Лиза Пайон-Берлин (Lisa Pion-Berlin), общественный директор АР. — Но если вы видите вышедшего из себя родителя, не торопитесь осуждать его, попытайтесь помочь ему. Остерегайтесь высказываний вроде "Тоже мне, мать называется!" или "Вы не отец своему ребенку!" Не исключено, что когда-нибудь вы окажетесь на его месте. Быть родителем не так-то просто». Для того, чтобы урезонить потерявшего самообладание родителя, иногда бывает достаточно продемонстрировать ему правильную модель взаимодействия с ребенком. Психолог Патриция Петретик Джексон (Patricia Petretic Jakson) рассказывает о случае, который она наблюдала в ресторане. Женщина, не зная, как успокоить расхныкавшегося малыша, потеряла терпение и принялась шлепать его. Официантка же просто предложила матери поиграть с ее малышом, пока та будет обедать. Она сказала: «Конечно, разве тут до еды, когда ребенок постоянно капризничает и просится на руки, — вспоминает Патриция Джексон. — А потом, возвращая матери ребенка, нахваливала его и восторгалась им. Она не укоряла и не осуждала женщину и в то же время наглядно продемонстрировала ей, как следует обращаться с ребенком». Источник: Oldenburg, D. (1992, Octoder 6). What to do. The Washington Post, B-5. Часто люди не приходят на помощь другому только потому, что не знают, как это сделать. Представьте такую ситуацию. Вы стоите на остановке. Вдруг до вас доносится детский плач. Вы оборачиваетесь и видите, как разгневанная мамаша нещадно лупит своего малыша. Что вам делать — вмешаться или остаться «безучастным наблюдателем» ? Если вы попытаетесь урезонить женщину, это может взбесить ее, и в то же время ясно, что ребенок не в состоянии защитить себя сам, ему нужна помощь. В Приложении 14.3 написано, как следует поступать в подобных случаях. Контрольные вопросы Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос. 9. Какими бывают установки? а. Позитивными и нейтральными б. Нейтральными и негативными в. Позитивными и негативными г. Позитивными, негативными и нейтральными 10. Беттлгейм и Яновиц обнаружили, что ветераны Второй мировой войны, не сумевшие после войны найти хорошую работу, чаще испытывают предубеждение против евреев и негров, чем те ветераны, которые удовлетворены своей работой. Чем вызвана их предубежденность? а. Перенаселенностью б. Экономическими проблемами в. Боязнью неизвестного г. Конформизмом 11. Предубеждения порождают враждебные чувства. Как можно назвать человека, оказавшегося объектом подобной враждебности? а. Генератором самоподтверждающихся прогнозов б. Конформистом в. Альтруистом г. «Козлом отпущения» 12. Если вы настроены против какого-то человека, вы станете обращаться с ним недружелюбно и невежливо. Он отплатит вам той же монетой. Как называется такой тип взаимодействия? а. Боязнь неизвестного б. Конформизм в. Самоподтверждающийся прогноз г. Альтруизм 13. Человек, не предубежденный против кого-либо конкретно, может разделять предрассудки относительно какой-либо группы людей. Что лежит в основе подобной негативной установки? а. Конформизм б. Альтруизм в. Феномен безучастного наблюдателя г. Атмосферные явления 14. Рик, выходя из супермаркета, наткнулся на человека, у которого из порвавшегося пакета на тротуар высыпались покупки. Рик помог ему собрать продукты и отправился в магазин за новым пакетом. Какой термин наиболее уместен для описания поведения Рика? а. Конформизм б. Альтруизм в. Личный интерес г. Соперничество 15. Какую из нижеперечисленных закономерностей ученые назвали «феноменом безучастного наблюдателя»? а. При большом количестве очевидцев происшествия повышается вероятность альтруистического поведения. б. При большом количестве очевидцев происшествия уменьшается вероятность альтруистического поведения. в. Городская среда благоприятствует проявлениям альтруизма. г. Люди с высокой самооценкой редко проявляют альтруизм. 16. На основании прочитанного, скажите, какие погодные условия благоприятствуют проявлениям альтруизма? а. Пасмурная погода б. Дождь в. Солнечная погода г. Снегопад 17. Дети каких родителей чаще становятся альтруистами? а. Дети тех родителей, которые предпочитали наказывать детей. б. Дети тех родителей, которые стремятся к материальному достатку. в. Дети тех родителей, которые стремятся добиться высокого положения в обществе. г. Дети тех родителей, которые используют в воспитании метод убеждения и разъяснения. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отвечая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению заключительного раздела этой главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|