Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47057

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сипуация проясняется, когда мы задаем вопрос чт> пакое сходство? В спроке Гепе «Зеленеетзолотэе дерево жизни» мы как-nv чувспвуем, чт> имеете виду поэщ но где потиденпичный элеменщ который объединяет жизнь с золопым деревом и одновременно с зеленью? Сходспво — да, идентичные элемента — нет Один популярный, но скверный сенпименпальный поэт был охарактризован как «лилово-плюшевый поспивщик поэпических вапрушек» Где в этой мепафоре общий элеменщ объединяющий несчаспного поэтг с уничижитгльным образом? Эпа и другие метг-форы могут поразипь нас как удачное выражЕние сходспва, однако найпи конкретный общий элемент (будь то впечатгение, привычка, нервная или любая другая иденпичная связь) невозможно
Теперь вернемся к личноспи Некий сверхпаприот(не назвапь ли нам его Мак-карли*?) спрадаещ скажем, фобией коммунизма Эпо, пожалуй, его ведущая черпа Для него все русские, болъшинсто университтких профессоров, все либералы, все ми-ропворческие организации, все люди, выспупающие пропив расовой сегрегации, ев-
* Олпорт весьма прозрачно намекает здесь на сенатора Дж Маккарти, печально знаменитого благодаря инициированной им кампании по проверке патриотичности убеждений американцев так называемыми «Комиссиями по расследованию антиамериканской деятельности» в 1950-е годы, с массовыми увольнениями «неблагонадежных»
Поиск элементов 363
реи и сама ООН, — ненавистные «коммуниста» Предположение, чпо ппкие разнообразные спимулы имеютобщие элемента, кажепся необоснованным Но для него они соспавляюторганизованный концепт (сходств) Все новое, чуждое или иностранное, вероятнее всего, будетвключапься в эпу очень обобщенную устгновку (черпу)
Посмоприм на его поведение Иногда Маккарли будетдавапъ выход своей не-навистл, сочиняя письмо в местную газет/, иногда краснея и бушуя или, опят же, присоединяясь к нарушитлям общестенного спокойстия и кидая камни в дом какого-нибудь негра или другого «коммунист!» Да, его поведение во всех этих сипуа-циях сходно, но ни в каком конкретном понимании оно не содержит идентичных элементе (во всех случаях задейстованы совершенно различные группы мышц)
Мы утерждаем, чпо наши личностные черпы (как и наша мыслительная жизнь) организованы на базе сходста, а сходств не можвтбыпъ сведено к идентичным элементам Конечно, поняпие «сходство» имеетсубъекпивный привкус Мы воспринимаем сходство Но мы МОЖЕМ, если захотлм, использовапъ более объекпив-ное поняпие, говоря об эквивалентности стимулов и эквивалентности реакций Многие сипуации могут вызывапь обобщенную черпу (или концепп), и многие формы поведения могутэквивалентным образом служит, проявлением этап черпы (или кон-цеппп) Парень, снимающий шапку и выпирающий ноги при входе в дом, делаетппк не только потому, чпо элемента в двух акпах механически связаны, а и потому, чпо для него они обладаютодинаковым по супи социальным смыслом Он обычно «приучен» и, когда много эквивалентных актов включено в систгму, мы говорим, чпо он обладает чертой вежливоспи, что означаещ чпо многие сипуации порождаютдис-позицию внимания к другим и ведутко многим разнообразным формам поведения, имеющим эквивалентный смысл
Опмепим некоторые сложности, связанные с докприной идентичных элементов Прежде всего, тория не в состоянии определит, ни что пакое элеменщ ни насколько идентичными должны быпъ элемента Но прежде всего тория стглкиваетя со многими эксперименпальными опровержениями10 В образоватльном процессе мы обнаруживаем, что дети усваиваютновый матгриал не пропорционально количесту идентичных ему элементов в спаром матриале, а пропорционально пониманию ими принципов, то ест видения сходста отдельных случаев"
Эксперимента свидетльстуютв пользу тории противоположного порядка, в которой ведущую роль играютинтграция и генерализация Явления переноса зави-сящ главным образом, отэквивалентности для индивида смысла противостоящих ему полей Если они сходны, перенос ест Эквивалентноспъ и сходств не вдинакввы для всех, это деле личное и, следоватлъно, невозможно предсказапъ для людей вообще, насколько будетподвержвн переносу каждый отдельный опыщ или организовапъ программу школьного обучения, которая будетгаранпировапъ одинаковые эффекта переноса для всех дети
Мы группируем наши переживания и формируем наши собственные концепта, усппновки и черпы пак быспро и пак тонко, что этотпроцесс явно озадачивает Причины и основания сходста и эквивалентности лежатза пределами нашего нынешнего понимания Мы можем, позаимстовав фразу у Уильяма Джеймса, сказапъ, что все люди обладают«элекпрической способноспъю к аналогиям» В настоящее вре-
10 Подробнее об идентичных элементах и релевантных свидетельствах см Allport G W Personality a psychological interpretation N Y Holt, Rmehart and Winston, 1937 Ch 10
11 См , например Craig R С The transfer value of guided learning N Y Columbia Umv , Teachers College, Bureau of Publications, 1953
364 Структура и развитие личности
мя мы не можем с тзчноспъю предсказапъ, какие спимулы и какие реакции будут эквиваленты для человека, хопя нам эпо част удаепся Мы МОЖЕМ совершенно смело утерждапъ, чпо наш Маккарли будетнегапивно реагировапъ на все «иноспранное», а наш вежливый мальчик будетвниматгльным почтл в любой сипуации Но мы можем ошибиться
Мы лучше поймем, как формируются общие концепта и черта, если обратлм-ся к понятлю когнитлвных устгновок Робкий человек с самого начала можвтимепъ диспозицию пугапъся непоняпиого, этг неуверенности — разновидности устгновки, копорая можвщ например, объяснит кластгр качесгт, составляющих доминирующую тгнденцию у Маккарли Или ребенок в школе, изучающий руководящий принцип (котзрый, конечно, является формой ментхльной устгновки), будетбыспро прогрес-сироват, организуя все релевантые примеры этзго принципа в один общий концепт Или человек, обладающий определенным Я-образом (видящий себя как «друга человека»), будетлегче группироват свой опытблагодаря эти организующей успа-новке То, что мы назвали «процеппивными диспозициями», помогаетнам понят «электические аналогии», которые проводятлюди, и стйкие паттерны личностл, которые у них формируются
В следующих главах я сформулирую собстенную тачку зрения на природу подлинных единиц личностл Этг почка зрения оприцает чт краеугольными камнями личностей спрукпуры являются специфические единицы стлмула и реакции или идентлчные элемента
Факторные елинииы
Переключим внимание на совершенно другое направление исследований Выделение факторных единиц основывается не на нервных или поведенческих допущениях (как в докприне специфичности), а на допущениях статистических Теория факторов — широко распространенная почка зрения
Факторы популярны потому, что пытаются опвепипъ на вопрос, настойчиво задаваемый наукой какое наименьшее количеств концептов можвтупорядочипъ и описапъ многочисленности явлений"? Этотвопрос опражает«закон экономии», который предостгрегаетнауку отненужного умножения концептов
Факторный анализ применяетзакон экономии к поиску базовых единиц личностл В часпиоспи, он задаетвопрос какое минимальное количеств отдельных кла-сперов можно рассмапривапъ в качеств основы маприцы коэффициентов корреляции"? Необходимые матгмапические выкладки сложны, но супь природы факторных единиц понят непрудно
Возьмем проспую гипопепическую иллюспрацию Предположим, чпо исследователь измерил несколько сопен или тасячу человек по семи «черпам» (возможно, он использовал песта на этл качеста или оценки, данные им друзьями и знакомыми)
D — домин анпиоспъ
F — дружелюбие
L — лидерсто
Т — разговорчивоспъ
М — капризноспъ
S — скрыпиоспъ
Р — пассивноспъ
Поиск элементов
365
Рис. 10. Гипопепическая маприца, из копврой могут быпь извлечены факгюры
Далее, он быспро обнаруживаете что это не «независимые» черты. Некоторые из них сильно пересекаюжя. Например, болъшинсто людей, высоко сгюящих по доминированию, будутвысоко сгюяпъ по дружелюбию, лидерсту и даже разговорчиво-спи; одновременно у эпих людей еспъ жнденция располагаться низко по капризностл, скрыпноспи и пассивностл. Ситуацию показываетвоображаемая пиблица корреляций.
Закон экономии предупреждаетнас: «Не нужно семи отдельных единиц, хва-питтзлько двух базовых кластгров». Но как нам назвать первый кластгр? Он сильно нагружен «доминантностью и лидерством», но и (до некоторой стгпени) «дружелюбием и разговорчивостью». Обозначить второй кластер не легче. То ли эпо «отстраненность», то ли «эмоциональная интроверсия», то ли «уступчивость», то ли еще что?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь