|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60949
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке , которая за ней тянется. Это очень важно, потому что именно в этом заключается разница между человеком, который получил необходимую подготовку, и тем, кто ее не получил. От чего мы хотим избавиться полностью, так это от стандартного выражения гнева, которое может рассматриваться как враждебность в большинстве случаев, за исключением тех, когда нам приходится действовать очень энергично — чтобы не дать человеку упасть с обрыва. Обычно то, что мы называем гневом, является выражением враждебности по отношению к кому-то.
Мы говорим, что на начальной ступени подготовки медитатора первый момент появления гнева останется таким же, как раньше, но вся разница в том, что произойдет после этого — попадем мы под власть гнева или сможем позволить ему исчезнуть во второй или третий момент безо всяких последствий. Разумеется, в конечном итоге, когда человек достигнет состояния Будды, у гнева больше не будет причин для появления. Но это уже будет на третьей ступени подготовки. Мы вкратце сказали о том, что в момент возникновения гнева как такового он не всегда в корне негативен. Мы упомянули аспект ясности. Точно так же, если мы сможем не поддаться вожделению, а вместо этого постигнем его природу, то обнаружим в нем аспект блаженства. В смятении присутствует аспект свободы от концепций. Ни одна из этих эмоций не является от природы позитивной или негативной. Все зависит от того, попадем мы в плен к эмоции или нет». Пол ответил: «Если бы у нас не было памяти о гневе, мы никогда ничего не узнали бы об опыте проявления гнева, но некоторые из вещей, которым мы обучаемся или которые применяем, не подходят для определенных ситуаций, и как раз в таких случаях рефрактерный период длится дольше. В то же время мы учимся тому, как нужно действовать, когда в нас пробуждается гнев. Я верю, что природа чаще побуждает нас не напасть на человека, а справиться с препятствием. Но в процессе взросления и наблюдения за другими мы часто получаем диаметрально противоположный опыт. Мы можем узнать, что в приступе гнева мы не преодолеваем препятствие, а причиняем вред человеку, который создает это препятствие». Чтобы продемонстрировать это, он взял Оуэна за плечи и потряс. «Это приобретенный элемент гнева, который становится автоматическим и от которого нам нужно избавиться. Существуют процессы, которые можно использовать для развития сознания и освобождения от этих автоматических реакций или воспоминаний и ощущений. Они могут оказаться для нас хорошими и плохими, но дарвиновская точка зрения, которой я стараюсь придерживаться, заключается в том, что они не являются изначальной частью эмоций, а приобретаются в процессе получения неблагоприятного опыта. Свойственно ли это всем людям? Некоторые из нас начинают жизнь с темпераментом, который способствует обучению тому, что причиняет нам вред, и тогда нам приходится прикладывать больше сил для борьбы с этим. И все же теперь я гораздо больше, чем неделю назад, уверен, что даже темперамент следует рассматривать не как постоянную, а как переменную величину». На этом наше время истекло. Я приступил к подведению окончательных итогов: «Мне кажется, Ваше Свя тейшество, это событие было очень плодотворным для научной стороны и, смею надеяться, для вас тоже». После этих слов Далай-Лама сложил ладони вместе в знак признательности. «Мы рады, что смогли рассказать что-то интересное для вас, — продолжил я, — и в то же время получить такой же богатый опыт для себя. Я знаю, что наши встречи изменяют каждого, кто в них участвует, и что все мы продолжим делать то, что делаем, но станем делать это иначе и лучше благодаря тому, что смогли обсудить эти проблемы с вами. Поэтому, Ваше Святейшество, позвольте выразить вам нашу глубокую благодарность». На это Далай-Лама ответил: «Я хочу сказать спасибо каждому из вас. Задачу, которую мы поставили перед собой, можно с полным основанием назвать верной и благородной». Он добавил, что вот уже на протяжении тринадцати лет на конференциях Разума и Жизни идет процесс познания и развития, вызванный искренним стремлением к поиску истины. «Однако нам не следует забывать о том, что когда дела идут лучше некуда и когда на нас обрушивается успех, существует опасность того, что мотивация и цели могут отойти на второй план. Поэтому я чувствую, насколько важно оставаться верными главному принципу и преданными изначальному идеалу, который был у каждого из нас. Если мы и дальше будем придерживаться такого подхода к выполнению нашей задачи, тогда, конечно, мы добьемся больших успехов в будущем. Все презентации отличались исключительной глубиной и свидетельствовали о проведенной большой работе. К тому же во время презентации я воспринимал не только информацию, которой вы делились, но и неподдельные человеческие эмоции, которые вы излучали. Это доставило мне самое большое удовольствие: атмосфера нашей конференции — это действительно нечто особен ное. И это самое главное. Сумеем ли мы сохранить эту атмосферу, когда пойдем дальше по жизни, я не знаю. По меньшей мере, мы наслаждались ею здесь. Огромное вам спасибо». На этом закончилось создание нашего интеллектуального гобелена — завершился этот замысловатый диалог, который оказал влияние на жизнь и работу многих его участников. Послесловие Путешествие продолжается Наше путешествие в Дхарамсалу чем-то напоминало паломничество — оно оказалось не просто поездкой, впечатления от которой постепенно притупляются, пока единственным воспоминанием не окажутся фотографии в альбоме. Скорее, это было путешествие, которое так или иначе изменяет его участников. Ни у кого из присутствующих не было сомнения в том, что наша встреча с Далай-Ламой была своего рода глотком упоительного горного воздуха; но, кроме того, она наложила глубокий отпечаток на нашу последующую жизнь и работу. Каждый из нас привез домой уникальный и поучительный личный опыт. Наше обратное путешествие началось с четырехчасовой поездки до аэропорта города Джамму, откуда мы должны были вылететь в Нью-Дели. Дорога шла в основном под гору, и нам казалось, что наш путь занял гораздо меньше времени, чем по дороге вверх. Но казалось, что каждая машина, грузовик и моторикша обгоняли наш неуклюжий автобус, которому потребовались нескончаемые восемь или девять часов, прежде чем мы добрались до места. Когда мы подъехали к аэропорту, возвышенная интеллектуальная беседа на тему деструктивных эмоций наткну лась на отрезвляющую реальность: город находился на военном положении, поэтому был битком забит солдатами. За пару дней до этого террористы убили более тридцати сикхов в пригороде Сринагара, недалеко от столицы штата Кашмир. Запах терроризма — мобилизация деструктивных эмоций на службу психологической войны, — казалось, висел в воздухе. В аэропорту мы с удивлением смотрели на то, как индийские солдаты рылись в наших сумках, конфисковали все острые предметы и даже батарейки. (Мы не подозревали, что совсем скоро такой же режим безопасности станет обычным явлением в наших собственных городах.) И все же наша группа словно оставалась внутри какого-то защитного пузырька. Наши ощущения точно описал Пол Экман, заметив, что наши переживания заставят его пересмотреть некоторые его собственные научные работы, посвященные улыбке. Раньше он считал, что люди не способны удерживать естественную «улыбку Дюшенна» — выражающую истинное удовольствие и вызывающую морщинки вокруг глаз — в течение длительного времени. Но теперь он заметил, что легкая «улыбка ДюшенНа» буквально не сходила с его собственного лица в течение всей недели, и ощущал постоянное удовольствие. Кроме того, Пол, который раньше терпеть не мог всяческих конференций и по возможности их избегал (или покидал раньше времени), поймал себя на том, что в течение всего этого мероприятия пребывал в приподнятом состоянии. По его словам, пять дней пролетели как один. Он настолько увлекся, что потерял ощущение времени — явный признак так называемого «состояния потока» или, по-научному, напряженной абсорбции, интенсивного восприятия информации. Его слова отражали наше общее впечатление. Мы были тронуты до глубины души, если не сказать больше. Но самым осязаемым последствием этой встречи стали проекты, появившиеся в последующие недели и месяцы, причем в каждом были заметны следы нового мышления и нового подхода к работе. Пересмотр философских принципов Один из первых результатов этой встречи появился всего через две недели после конференции, когда Оуэн Фланаган выступил в Бостонском университете с лекцией по поводу по Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|