Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47060

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Несмопря на очевидные слабоспи, докприна специфичноспи обладаетзначи-пелъной привлекатглъноспъю для американских пеорий (и никакой — для европейских) Она соопвепспвуетпрадиции Уильяма Джеймса и Э Л Торндайка, сильно ак-ценпировавшей привычку как единицу поведения Она близка докпринам спимула и реакции, копорые ищут один измеримый опвещ следующий за одним измеримым спимулом (сипуация, к копорой иногда приближаются в изучении живопных) Она близка некоторым социологам, ставящим в ценпр внимания сипуацию Им нравится увязывапъ всю сппбильноспъ, какая еспъ в человеческом поведении, с повторяющимися сипуациями (кульпурными паттернами), а не с пем, чпо человек обладаетспа-бильными чертами, определяющими его поведение без замепной зависимоспи отси-пуации Аналипические прадиции вообще сильны в американском мышлении, нам нравится сводипъ поведение к мельчайшим компоненпам
Но несмопря на по, что специфичности близка американскому духу, мы не можвм ею удовлепворипься Докприна, гласящая, чпо все поведение (и, следователъ-но, личноспъ) соспоитиз бесчисленных конкрепных привычек, неприемлема по нескольким причинам
Во-первых, доказапельспва неубедипельны Если нам не удается обнаружит, последовательности, по, возможно, мы не ппм ищем Предположим, мы спрашиваем, еспъ ли у людей, пользующихся публичной библиотекой, черпы, заставляющие их брапъ книги полъко в красных или зеленых переплетах Конечно, нет Если иссле-довапъ полъко переплетя, нельзя ожидапъ по следовательно спи Но если мы изучим тгмапику выбранных книг, по обнаружим хорошо организованные черпы — интересы Если последовательности ищется не в пом направлении, ее не найти8
Во-впорых, никогда нельзя ожидапъ, чпо мы обнаружим согласованность у каждого человека, используя меподы, рассчитгнные только на массовые исследования На рисунке 7 мы видели, что депи могутобладапъ внутренней согласованностью, но не согласовываться с номотгпически определяемой категорией Человек можвтбыпъ вполне согласован с самим собой, не будучи последовательным в чер-пах, характерных для общей популяции
В-препъих, доказапельспва, выводимые из общих черп хопя никогда не бывают абсолютно надежными, обычно демонстрируют существенную согласованность Всякий раз, когда «личностный пест> показываетвысокую надежноспъ (внупреннюю согласованность), эта означаещ чпо люди агрессивные, настойчивые, общительные (или, наоборощ неп) по одному пункту, являются такими же в целом по всем другим пунктам Или же люди, низко располагающиеся по одному измерению, будут иметь тенденцию низко располагаться и по другим измерениям Таким образом,
8 Пример взят из Watson G В Next steps in personality measurement // Character and Personality 1933 Vol 2 P 69
360 Структура и развитие личности
специфично спи пропиворечит наличие у личноспиых пестэв какой бы по ни было внупренней надежноспи, а эпа надежноспъ обычно доспапочно высока
Наконец, все, чпо извеспио опносипельно инпеграпивной деяпельноспи нервной системы, несовмеспимо с идеей специфичности! Опброшена вера в «нервный канал», в копиром, как предполагалось, находится конкрепная привычка Сущеспву-ютболее высокие уровни инпеграции, и они гаранпируютналичие спрукпур, более широких, чем проста специфические привычки
Идентичные элементы
Исследовапель, рассматривающий личность как скопище «бесчисленных специфических привычек», должвн ответить на вопрос чем объясняется значительная последовательноспь поведения, демонстрируемая людьми? Традиционно опветдаепся в поняпиях идентичных элементов
Посмотрим, как работает эпа теория Мы можем сказать о мальчике, чпо он вежливый Теория специфичности (идентичных элементов) говорит «Нещ у него нет общей черты вежливости Он просто учится снимать конкретную шапку, входя в конкретную дверь и в присутствии своей матери Но со временем он можвтначапъ снимать шапку (или шляпу, или любой другой головной убор со своей головы), когда входите любую дверь, будь то в присутствии другого человека или в отсупспвие людей»9 Таким образом, вежливость — это всего лишь повторение тех же самых привычек вновь и вновь в опветнаранее ассоциированные с эпой привычкой стимулы или наличие у самих привычек некоторой нитевидной связи Эту теорию можвтпрояснипъ иллюстрация (рис 8)
Эта иллюстрация предполагает! чпо мальчик научился (посредспвом тренировки) следующему когда он входите дверь своего дома (ситуация а, спимульное поле I), он должвн снимать шапку (привычка 1), вытирать ноги (привычка 2), привет спвовапь присутствующих (привычка 3) Далее, вхождение в двери обладает чем-то общим и эти идентичные элементы в разных стимульных полях провоцируютмаль-чика на исполнение тех же трех привычек (например, когда он входите дверь соседей ситуация а', спимульное поле II) Неправильно информированный наблюдатель может высказаться в том духе, чпо вощ мол, какой вежливый парень Вовсе нещ у него нетобщей черты, при его привычки автоматически приходят в действие каждый раз, когда он встречаетидентичные элементы в разных полях
Далее, сами привычки такжв способны обладать идентичными чертами, пак чпо возбуждение одной можвтвызвапъ другую (на основании реинтегративного действия) Таким образом, привепспвие, обращенное к обипппелям дома (привычка 3), через некоторые обычно связанные с ним вербальные компоненты (например «При-веп как дела?») можвтпривести в действие дальнейшие вопросы относительно их здоровья (привычка 4), что, в свою очередь (на основании, вероятно, некоторых обычно связанных с этим выражений лица), можвтпредполагапъ дружескую улыбку (привычка 5) Наконец, дружеская улыбка через дальнейшую специфическую связь ведетк некоторому дополнительному акту «вежливости», такому как приглашение вмеспе поиграть (привычка 6)
Таким образом, именно идентичные элементы в стимульных полях или в ней-ропсихологической структуре опвепспвенны за квазипоследовательноспъ поведения
' SymondsP M The nature of conduct N Y Macmillan, 1928 P 294
Поиск элементов
361
Рис. тория иденпичных элеменгюв допускаетслиш-ком слабый «перенос научения», а спаромодная тория «формальной дисциплины» — слишком сильный
Традиции специфичности! и иденпичных элеменгюв преобладают в англо-американской психологии со времен бритгнской империи в восемнадцатом веке (например, Локк, Юм) и до современных S—R-тгорий Суммируя эпу почку зрения, мы можвм сказапъ, чпо она поспулируеточень мелкие единицы (простая идея Лок-ка, впечатления Юма, рефлекторная дуга и привычка бихевиориспов) Далее она спре-мипся к объяснению спрукпур более высокого уровня, поспулируя связи или ассоциации между эпими мелкими элементами



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь