|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60929
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Во-первых, гнев искажает процесс восприятия и когни-
ции. Кроме того, у гнева есть рефрактерный период, во время которого у вас даже нет доступа к собственному интеллекту. В буддизме гнев также, по определению, считается ментальным загрязнением, которое порождается заблуждением и всегда искажает когницию реальности. Если мы ощущаем нечто похожее на гнев, который не порождается заблуждением и не искажает наше восприятие реальности, то мы не называем это гневом. Отсюда возникает интересная тема для исследований, которую я обсуждал с Ричи: существует ли возможность появления эмоции, очень похожей на гнев, но у которой почти или совсем нет рефрактерного периода и которая почти или совсем не искажает процесс восприятия и когниции?» О более высоком уровне духовного развития Алан сказал: «Вы можете почувствовать сильный прилив энергии, когда видите несправедливость, но эта энергия с каждым разом будет все меньше являться ментальным загрязнением. Отсюда вытекает главный вопрос: если гнев может быть конструктивным, то не будет ли он становиться все более конструктивным, если он будет все меньше связан с заблуждением?» Далай-Лама отметил еще одно важное различие: «Что касается вожделения и неприязни, то сами по себе они не являются ментальными загрязнениями. Если человек не любит брюссельскую капусту — это не дентальное загрязнение, если только эта эмоция не осложняется привязанностью. То же самое в случае с гневом: сам факт возникновения бурного или неистового чувства (в английском языке есть выражение „трудная любовь", обозначающее очень глубокое ментальное состояние или эмоцию) необязательно означает, что вас поразила ментальная скверна гнева, которая по определению является продуктом заблуждения». Конструктивный гнев Пол уже давно просил слова. «Вы поднимаете два разных вопроса, очень сложных и интересных. Первый вопрос — о связи рефрактерного периода конструктивного эпизода гнева или любой другой эмоции со смещением восприятия. Я хотел бы предложить следующее. Если гнев конструктивен, то у него короткий рефрактерный период, и нам легче отреагировать на изменения в обстоятельствах, которые его вызвали. Кроме того, слово „смещение" в данном случае не совсем верно; нам скорее следует говорить о фокусировке. Угол восприятия сужается, но в то же время фокусируется на моменте. Внимание человека фокусируется на событии, которое вызвало гнев, и на том, как реагировать на это событие. Когда рефрактерный период длится дольше, он не только фокусирует восприятие, но и смещает его. Это происходит, на мой взгляд, в тех случаях, когда вы включаете в поле восприятия вещи, не относящиеся к ситуации. Вспомните о моем телефонном разговоре с женой, которой совсем не понравилось бы, если бы я стал так много говорить о ней в ее отсутствие. Тот факт, что я включил в эту ситуацию мои отношения с моей матерью (мой гнев, который я никогда не мог показать), означал, что я реагировал не только на поведение жены; я реагировал на смещенное восприятие, и соответственно, рефрактерный период длился дольше. Замечательное свойство эмоций заключается в том, что они фокусируют ваше внимание, заставляют тронуться с места. А затем вы получаете полную свободу реагировать на то, что произойдет дальше. Вот откуда у них способность к адаптации. Когда они адаптируются плохо, рефрактерный период у вас длится дольше, и вы реагируете на вещи, которых нет в данной ситуации. Я уверен, что в такой ситуации человеку можно помочь. Если вас обременяют внешние заботы, которыми вы сами постоянно нагружаете ситуацию, то вы сможете узнать, что это за заботы. Вы захотите освободиться от них, чтобы суметь отреагировать на обстоятельства без смещения». Слово взял Ричи: «Я хочу затронуть два вопроса, касающихся смещения. Как вы видели на схемах мозга, которые я показывал в среду, миндалевидное тело и гип- покамп расположены по соседству друг с другом. Миндалевидное тело играет важную роль в негативных эмоциях, а гиппокамп отвечает за память. Не случайно, что эти две структуры находятся рядом и очень тесно взаимосвязаны. Когда мы видим объект, который вызывает какую-то эмоцию, почти наверняка этот момент провоцирует ассоциативные воспоминания. Когда Пол начал думать о своих отношениях с матерью, миндалевидное тело и гиппокамп начали интенсивно обмениваться информацией. Таким образом, в большинстве случаев действительно имеют место влияние или окраска (не следует использовать слово „смещение"), которые эмоции добавляют в наше восприятие и которые исходят от этих частей мозга». Пол с удовлетворением заметил: «На этой неделе у меня много раз возникало ощущение, подобное тому, которое я испытывал, читая Дарвина: каждый раз, когда я думаю о чем-то, оказывается, что Дарвин уже об этом думал. Многие из моих собственных мыслей получили здесь подтверждение и более точную форму. Участие в этой встрече для меня действительно является огромным удовольствием». Сострадательная ярость «Я считаю, что Алан бросает вызов нашему западному научному подходу к изучению эмоций, — сказал Ричи, перехватывая инициативу в дискуссии. — Я не думаю, что наука вообще станет бороться с идеей возможного существования в негативных эмоциях других полезных элементов, которые можно сохранить. Используя в качестве примера гнев, можно предположить существование сострадательной ярости — глубокого чувства сострадания, которое сохраняет некоторые свойства гнева, но не включает компонент смещения или заблуждения». Далай-Лама кивал в знак согласия, пока Ричи продолжал: «В данный момент ученые приступили к выделению составных частей некоторых когнитивных процессов. Мы больше не считаем внимание, память или обучение цельными комплексами. У каждого из них есть много разных форм и подвидов. То же самое касается эмоций, таких как гнев и другие его формы: отдельные виды можно избавить от качеств, в которых содержится компонент смещения или заблуждения. Эта тема пока еще не изучалась, но одним из последствий этой встречи, во всяком случае для меня, стало желание узнать, сумеем ли мы определить, как такого рода процессы фактически работают в мозге». Маттье предложил аналогию: «Это то же самое, что смотреть на стену издалека: на расстоянии она выглядит очень гладкой, но если вы посмотрите на нее вблизи, то увидите выпуклости и вмятины. Точно так же при ближайшем рассмотрении можно найти положительные моменты в привязанности. Очевидно, что привязанность — или вожделение, навязчивое состояние — является одним из самых деструктивных, затемняющих восприятие ментальных факторов. Но внутри привязанности тоже можно выделить компоненты нежности и альтруизма, так же как можно найти положительные моменты в гневе. Кроме того, когда мы говорим, что гнев следует искоренить как явление, я думаю, нам нужно провести различие между гневом как возникающей эмоцией и той цепочкой мыслей Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|