Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61390

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Во-первых, гнев искажает процесс восприятия и когни-
ции. Кроме того, у гнева есть рефрактерный период, во время которого у вас даже нет доступа к собственному интеллекту. В буддизме гнев также, по определению, считается ментальным загрязнением, которое порождается заблуждением и всегда искажает когницию реальности. Если мы ощущаем нечто похожее на гнев, который не порождается заблуждением и не искажает наше восприятие реальности, то мы не называем это гневом.
Отсюда возникает интересная тема для исследований, которую я обсуждал с Ричи: существует ли возможность появления эмоции, очень похожей на гнев, но у которой почти или совсем нет рефрактерного периода и которая почти или совсем не искажает процесс восприятия и когниции?»
О более высоком уровне духовного развития Алан сказал: «Вы можете почувствовать сильный прилив энергии, когда видите несправедливость, но эта энергия с каждым разом будет все меньше являться ментальным загрязнением. Отсюда вытекает главный вопрос: если гнев может быть конструктивным, то не будет ли он становиться все более конструктивным, если он будет все меньше связан с заблуждением?»
Далай-Лама отметил еще одно важное различие: «Что касается вожделения и неприязни, то сами по себе они не являются ментальными загрязнениями. Если человек не любит брюссельскую капусту — это не дентальное загрязнение, если только эта эмоция не осложняется привязанностью.
То же самое в случае с гневом: сам факт возникновения бурного или неистового чувства (в английском языке есть выражение „трудная любовь", обозначающее очень глубокое ментальное состояние или эмоцию) необязательно означает, что вас поразила ментальная скверна гнева, которая по определению является продуктом заблуждения».
Конструктивный гнев
Пол уже давно просил слова. «Вы поднимаете два разных вопроса, очень сложных и интересных. Первый вопрос — о связи рефрактерного периода конструктивного эпизода гнева или любой другой эмоции со смещением восприятия. Я хотел бы предложить следующее. Если гнев конструктивен, то у него короткий рефрактерный период, и нам легче отреагировать на изменения в обстоятельствах, которые его вызвали. Кроме того, слово „смещение" в данном случае не совсем верно; нам скорее следует говорить о фокусировке. Угол восприятия сужается, но в то же время фокусируется на моменте. Внимание человека фокусируется на событии, которое вызвало гнев, и на том, как реагировать на это событие.
Когда рефрактерный период длится дольше, он не только фокусирует восприятие, но и смещает его. Это происходит, на мой взгляд, в тех случаях, когда вы включаете в поле восприятия вещи, не относящиеся к ситуации. Вспомните о моем телефонном разговоре с женой, которой совсем не понравилось бы, если бы я стал так много говорить о ней в ее отсутствие. Тот факт, что я включил в эту ситуацию мои отношения с моей матерью (мой гнев, который я никогда не мог показать), означал, что я реагировал не только на поведение жены; я реагировал на смещенное восприятие, и соответственно, рефрактерный период длился дольше.
Замечательное свойство эмоций заключается в том, что они фокусируют ваше внимание, заставляют тронуться с места. А затем вы получаете полную свободу реагировать на то, что произойдет дальше. Вот откуда у них способность к адаптации. Когда они адаптируются плохо, рефрактерный период у вас длится дольше, и вы реагируете на вещи, которых нет в данной ситуации. Я
уверен, что в такой ситуации человеку можно помочь. Если вас обременяют внешние заботы, которыми вы сами постоянно нагружаете ситуацию, то вы сможете узнать, что это за заботы. Вы захотите освободиться от них, чтобы суметь отреагировать на обстоятельства без смещения».
Слово взял Ричи: «Я хочу затронуть два вопроса, касающихся смещения. Как вы видели на схемах мозга, которые я показывал в среду, миндалевидное тело и гип- покамп расположены по соседству друг с другом. Миндалевидное тело играет важную роль в негативных эмоциях, а гиппокамп отвечает за память. Не случайно, что эти две структуры находятся рядом и очень тесно взаимосвязаны.
Когда мы видим объект, который вызывает какую-то эмоцию, почти наверняка этот момент провоцирует ассоциативные воспоминания. Когда Пол начал думать о своих отношениях с матерью, миндалевидное тело и гиппокамп начали интенсивно обмениваться информацией. Таким образом, в большинстве случаев действительно имеют место влияние или окраска (не следует использовать слово „смещение"), которые эмоции добавляют в наше восприятие и которые исходят от этих частей мозга».
Пол с удовлетворением заметил: «На этой неделе у меня много раз возникало ощущение, подобное тому, которое я испытывал, читая Дарвина: каждый раз, когда я думаю о чем-то, оказывается, что Дарвин уже об этом думал. Многие из моих собственных мыслей получили здесь подтверждение и более точную форму. Участие в этой встрече для меня действительно является огромным удовольствием».
Сострадательная ярость
«Я считаю, что Алан бросает вызов нашему западному научному подходу к изучению эмоций, — сказал Ричи, перехватывая инициативу в дискуссии. — Я не думаю, что наука вообще станет бороться с идеей возможного существования в негативных эмоциях других полезных элементов, которые можно сохранить. Используя в качестве примера гнев, можно предположить существование сострадательной ярости — глубокого чувства сострадания, которое сохраняет некоторые свойства гнева, но не включает компонент смещения или заблуждения».
Далай-Лама кивал в знак согласия, пока Ричи продолжал: «В данный момент ученые приступили к выделению составных частей некоторых когнитивных процессов. Мы больше не считаем внимание, память или обучение цельными комплексами. У каждого из них есть много разных форм и подвидов. То же самое касается эмоций, таких как гнев и другие его формы: отдельные виды можно избавить от качеств, в которых содержится компонент смещения или заблуждения. Эта тема пока еще не изучалась, но одним из последствий этой встречи, во всяком случае для меня, стало желание узнать, сумеем ли мы определить, как такого рода процессы фактически работают в мозге».
Маттье предложил аналогию: «Это то же самое, что смотреть на стену издалека: на расстоянии она выглядит очень гладкой, но если вы посмотрите на нее вблизи, то увидите выпуклости и вмятины. Точно так же при ближайшем рассмотрении можно найти положительные моменты в привязанности. Очевидно, что привязанность — или вожделение, навязчивое состояние — является одним из самых деструктивных, затемняющих восприятие ментальных факторов. Но внутри привязанности тоже можно выделить компоненты нежности и
альтруизма, так же как можно найти положительные моменты в гневе.
Кроме того, когда мы говорим, что гнев следует искоренить как явление, я думаю, нам нужно провести различие между гневом как возникающей эмоцией и той цепочкой мыслей



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь