Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60322

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ед презентаторами был завален свидетельствами недельной напряженной работы: книгами и тетрадями, кусками разобранной пластиковой модели мозга, карманными компьютерами, фотокамерами, аудио- и видеооборудованием, бутылками из- под воды...
Я начал последний раунд дискуссии с вопроса к Да- лай-Ламе: «Можете ли вы, принимая во внимание все представленные материалы, назвать какое-либо исследование, которое считаете самым полезным?»
После долгой паузы Далай-Лама начал с того, что связал предыдущую презентацию Ричи о неврологии деструктивных эмоций с данными, которые тот представил только что: «Когда Ричи говорил о противоядиях от негативных эмоций, я чувствовал, что само по себе слово „противоядие" — это уже оценочный, субъективный термин. Возможно, мы сумеем сформулировать наш интерес таким образом, чтобы просто узнать, какие ментальные состояния противоречат или противостоят другим состояниям, используя терминологию, сходную с той, что применяется для описания отношений между левой предлобной корой и миндалевидным телом.
Давайте рассмотрим в качестве примера состояние эмоциональной опустошенности, или апатии. Вы не можете однозначно назвать состояние эмоционального спада негативным или деструктивным, поскольку все зависит от конкретных обстоятельств. Если человек ощущает высокий душевный подъем и его самооценка слишком сильно повышается, тогда в этот момент будет полезно понизить его эмоциональный уровень. С другой стороны, если временами человек страдает от очень низкой самооценки или, возможно, впадает в депрессию, то в такие моменты апатия только усугубит ситуацию. Поэтому нельзя однознач-
20 Зак. 581
но причислить это состояние к вредным или полезным; лучше постараться использовать его в том контексте, где оно может оказаться полезным.
Аналогичным образом вы можете оценить различные типы эмоциональных состояний с учетом контекста, а также с точки зрения диаметрально противоположного состояния. Такое сравнение аналогично определению кислоты или щелочи: ни одно из этих веществ не является позитивным или негативным, но они несовместимы и нейтрализуют друг друга».
Затем Далай-Лама обратился к совсем другой теме: «Другой интересный момент состоит в том, что когда человек спит, то его сенсорные способности, как правило, дремлют, и поэтому он ничего не слышит и не видит. С другой стороны, если человек спит, а вы ему что-то крикнете, то он вас услышит. Он проснется. Похоже, это свидетельствует о том, что на грубом уровне сенсорное осознавание спит, но должен существовать какой-то тонкий уровень осознавания, который позволяет человеку проснуться, когда ему что-то кричат. Это была бы интересная тема для исследования».
Затем он поинтересовался: «Когда вы видите какие- то образы во сне, то какая именно часть мозга активизируется и как можно связать это с нашим обсуждением того, какая часть мозга активизируется при прямом перцепционном осознавании — в отличие от ментальной концептуальной когниции?»
Ричи ответил: «Участки мозга, которые отвечают за зрительное восприятие, активизируются во время сновидений. Кроме того, когда Аллан Хобсон и его коллеги из Гарвардской медицинской школы тщательно изучили эмоциональное содержание снов, оказалось, что у обычных людей примерно в двух третях снов доминирующим эмоциональным содержанием является беспокойство. Самые последние исследования показали, что во время
сновидений миндалевидное тело, которое ассоциируется с некоторыми видами негативных эмоций, демонстрирует особенно высокую активность, а лобная доля — особенно низкую. Следовательно, в данных естественных состояниях существует динамический баланс между этими двумя областями: по мере возрастания активности миндалевидного тела предлобная активность падает». Другими словами, буйное миндалевидное тело, освобожденное от гнета предлобной области, играет значительную роль в распространении эмоциональной реальности подсознательного на нашу жизнь во сне.
Далай-Лама спросил: «Если во сне человек переживает милосердие, сострадание или даже культивирует их, связано ли это с активизацией лобной коры?»
«Это очень интересно, — ответил Ричи. — Недавно мы опубликовали результаты исследования, которое показало, что люди, переживающие большое количество позитивных эмоций наяву, демонстрируют ту же модель активности левой лобной доли во время сновидений. Они демонстрируют модель преобладания позитивных эмоций во время сновидений — и они же составляют ту треть людей, которые не видят тревожных снов»*.
«Следовательно, — прокомментировал Далай-Лама, — позитивная настроенность полезена не только во время бодрствования, но и во время сна».
Он имел в виду классический буддийский канон о пользе добродетели, где утверждается, что позитивный настрой ума перед засыпанием переходит в сны человека. Кроме того, буддийские тексты считают «хорошие» сны результатом культивирования позитивных эмоций, таких как милосердие и сострадание.
* Бенка P.M., Обермейер У.Х., Ларсон К.Л., Юн Б., Дольски И., Ве- бер C.M., Дэвидсон Р.Дж. Альфа-сила и альфа-асимметрия в ЭЭГ-исследовани- ях сна и бодрствования (R.M. Вепса, W.H. Obermeyer, C.L. Larson, В. Yun, I. Dolski, S.M. Weber, and R.J. Davidson, «EEG Alpha Power and Alpha Asymmetry in Sleep and Wakefulness». Psychophysiology 36 (1999): 430-36).
«Это абсолютно справедливо, — согласился Ричи. — Между эмоциями во время бодрствования и во время сна существует очень тесная взаимосвязь».
Оуэн внес уточнение: «Было бы неправильно считать, что одна треть людей видит позитивные сны. Дело в том, что негативными являются примерно две трети от общего количества снов. Некоторые люди склоны видеть более позитивные сны, но редко можно встретить человека, всегда имеющего позитивный настрой. Другая интересная особенность эмоциональной окраски снов заключается в том, что эмоции сновидений имеют обыкновение катиться под уклон. Начало сна, как правило, бывает нейтральным, но затем ситуация становится все хуже, и очень редко — лучше. Помню, как-то раз я видел сон, в котором был один особенно приятный момент с участием Мерилин Монро». (Услышав это имя, Далай-Лама спросил своих переводчиков: «А кто это?») Оуэн продолжил: «Но тут я, к сожалению, проснулся, а когда захотел уснуть снова, чтобы досмотреть приятный финал, ничего у меня не вышло».
Маттье изложил противоположную точку зрения: «В воспоминаниях учителей и отшельников прошлых лет можно найти массу примеров того, как медитаторы развивают в себе способность осознавать, что они спят, и намеренно трансформировать природу своих снов. Сначала сон развивается драматически с явными признаками негативного влияния, но затем внезапно этот цикл исчезает, и дальнейшее развитие сна идет в позитивном направлении». Кстати, как раз такое позитивное воздействие является одной из целей в традиции йоги сновидений, или ясных снов*.
* См., например: Ринпоче Гьятрул. Древняя мудрость: ньингма — учение о йоге сновидений, медитации и трансформации, с комментариями Алана Уоллеса и Сангье Кхандро (Gyatrul Rinpoche, Ancient Wisdom: Nyingma Teaching of Dream Yoga, Meditation and Transformation, trans. B. Alan Wallace and Sangye Khandro, Ithaca, N. Y.: Snow Lion, 1993). Эта тема также была главной на конференции Разума и Жизни, описанной в сборнике под ред. Франсиско Варела «Сон, сновидения и смерть» (Francisco Varela, ed., Sleeping, Dreaming, and Dying. Ithaca, N. Y.: Wisdom, 1997).
Гнев без заблуждения
Алан Уоллес, который по совместительству выполнял функции философского координатора, вернул дискуссию к главной теме нашей конференции, деструктивным эмоциям, и указал на разительный контраст между позициями буддизма и науки. «Мы начали с того, что рассмотрели важное и фундаментальное различие между буддийской точкой зрения и научной позицией по вопросу о том, что все наши эмоции играют определенную роль.
Наука считает все эмоции нормальными: мы принципиально не хотим избавляться от гнева или других деструктивных эмоций, а желаем найти им подходящую меру или подходящие обстоятельства. В буддизме все совершенно иначе: мы хотим полностью искоренить все ментальные загрязнения, чтобы они никогда не возвращались, потому что они никогда не бывают уместными, и даже малое их количество остается малым количеством болезни или яда».
Далее он указал на различие между западным и буддийским пониманием «нормальности»: для Запада нормальность — это цель, в то время как в буддизме она всего лишь отправная точка.
«С точки зрения Запада быть нормальным — это хорошо. С буддийской точки зрения нормальность — это знак того, что теперь вы готовы заняться практикой дхармы. Теперь вы способны осознать, что мы существуем в океане страданий, потому что наш ум функционирует неправильно и потому что нормальные люди чрезвычайно уязвимы для ментальных загрязнений.
Эти различия кажутся очень значительными, пока вы не присмотритесь к ним получше. В своей презентации Пол Экман отметил всего несколько главных факторов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь