Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52363

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Оглушение. Синдром нарушенного сознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и замедленным образованием ассоциаций, затруднением их течения. Представления скудны, ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Брадипсихизм. Вопросы воспринимаются с трудом, ответы на них неполные, неточные. По выходе из О. — амнезия. При неблагоприятном течении — переход в сопор и кому. По H. Walther-Buel [1951], О. — это парез психической деятельности.
Син.: оглушенность, синдром оглушения сознания.
Одинакузия (греч. odyne — боль, akuo — слышать, чувствовать). Повышенная чувствительность слухового анализатора, при которой обычно раздражители (шумы, звуки) вызывают чувство боли.
Син.: гиперакузия.
Одномоментная отмена психотропных средств [Авруцкий Г.Я., Гурович И.Я., Прохорова И.С., 1974]. Один из методов лечения психических заболеваний, особенно при обнаружении терапевтической резистентности. По мнению авторов, при этом методе вызывается перестройка функционирования адаптивных мозговых систем лимбического круга. Положительная динамика проявляется в исчезновении продуктивной психопатологической симптоматики и появлении рассудительного отношения к своему состоянию. Терапевтический эффект стабилизируется на 6-14 день. Отмена проводится при достижении относительно больших доз психотропных препаратов; при внезапной отмене лечения на уровне малых и средних доз лечебный эффект, связанный с синдромом отмены («эффект отдачи»), не наступает. Показания: шизофрения, эндогенные депрессии. Иногда, при отсутствии терапевтического эффекта от применения метода, можно наблюдать при дальнейшем лечении психотропными средствами уменьшение нечувствительности к ним, терапевтической резистентности.
Одонтофобия (греч. odus — зуб, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь обращения к стоматологу и лечения зубов.
Одышка истерическая периодическая. Симптом истерии.
О.и.п. может сопровождаться изданием разнообразных звуков (шипящих, свистящих, клокочущих), или имитировать приступы бронхиальной астмы.
Озерецкого шкала развития психомоторики [Озерецкий Н.И., 1926]. Психологическая методика для исследования общего развития психомоторики и отдельных ее компонентов. Состоит из серии заданий возрастающей сложности. Градация сложности заданий соответствует возрастному развитию (от 4 до 16 лет). Исследуются такие компоненты психомоторики, как статическая и динамическая координация движений, их скорость, одновременные движения, сила движений и синкинезии. Высоко валидна при органической церебральной патологии. Известна модификация O. Golnitz [1954].
Ойкофобия (греч. oikos — дом, отечество, phobos — страх). Навязчивый страх, боязнь возвращения домой, в семью после выписки из психиатрической больницы.
Оксиопия (греч. oxys — острый, ops — глаз). Чрезмерная острота зрения.
Оксиосмия (окси + греч. osme — запах, обоняние). Чрезмерная острота обоняния.
Окулостатический феномен (лат. oculus — глаз, греч. statikos — относящийся к равновесию). См. Гуревича окулостатический феномен.
Олигодактилия (греч. oligos — малый, daktylos — палец). Врожденное уродство, аномалия развития, характеризующаяся неполным количеством пальцев кистей или стоп.
Олигодипсия (олиго + греч. dipsa — жажда). Уменьшение потребности организма в воде, жидкости. Наблюдается при поражении гипоталамуса.
Олигокинезия (олиго + греч. kinesis — движение). Уменьшение подвижности тела, скованность его движений. Наблюдается при акинетико-ригидном варианте паркинсонизма.
Олигомания (олиго + греч. mania — страсть, влечение, безумие). Старое обозначение психозов, протекающих преимущественно без продуктивной психопатологической симптоматики.
Олигопсихия (олиго + psyche — душа). См. Олигофрения.
Олиготимия (олиго + греч. thymos — настроение, чувство). [Davidson G.M., 1956]. Понятие, предложенное вместо термина «психопатия» и основанное на представлении о недостаточной, бедной аффективности у психопатов, являющейся, по мнению автора, «центральным фактором психопатий». О. рассматривается как проявление слабости корковой и преобладания подкорковой аффективности.
Олигофазия (олиго + греч. phasis — речь) [Бернштейн А.Н., 1912]. Основной и наиболее характерный симптом расстройств речи у эпилептиков. Проявляется в затруднениях называния показываемых больному предметов. Острая послеприпадочная О. является амнестически-афатическим комплексом, тогда как постоянная или общая прогрессирующая О. [Я.П. Фрумкин, 1938] обнаруживается в межприпадочных состояниях и характеризуется прогрессирующим с течением болезни оскудневанием словарного запаса. Последняя зависит от степени выраженности и характера эпилептического слабоумия, являясь высокоспецифичным для эпилепсии признаком [Блейхер В.М., 1963].
Олигофрении. Сборная группа различных по этиологии, патогенезу и клинике непрогредиентных патологических состояний, объединяемых по общему для них признаку — наличию врожденного или приобретенного в раннем детстве (в возрасте до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Различают О. недифференцированные, то есть с неясной этиологией (син.: О. идиопатические) и дифференцированные — эндогенно-наследственные и обусловленные экзогенными (органическими и средовыми) факторами. Выделяют также группы вялых (торпидных) и возбудимых (эретических) О. Существует множество классификаций О. В нашей стране принята классификация Г.Е. Сухаревой [1965].: 1. О. эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей) — болезнь Дауна, энзимопатические, дизостозические, ксеродермические формы, истинная микроцефалия; 2. О. внутриутробного генеза (эмбрио-и фетопатии) — О., обусловленные перенесенными матерью во время беременности инфекциями и интоксикациями, наличием у нее гормональных нарушений, О. вследствие токсоплазмоза, гемолитической болезни новорожденных (резус-конфликты); 3. О., возникающие в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве — родовая травма, асфиксия, черепно-мозговая травма в постнатальном периоде и в раннем детстве, менингиты, менингоэнцефалиты и энцефалиты.
Умственное недоразвитие при О. носит тотальный характер, оно охватывает всю психику в целом. При этом на первом плане — недостаточность высших форм познавательной деятельности (абстрактного мышления), преобладание конкретности суждений.
Олигофренический плюс (олиго + греч. phren — ум, разум) [Симсон Т.П., 1948]. Олигофреноподобный дефект, наблюдающийся при начале шизофрении в раннем детском возрасте (до 3 лет). Наряду с быстрым падением психической активности и нарастанием эмоциональной опустошенности, отмечаются признаки интеллектуальной недостаточности. Симптом должен учитываться при диагностике пфропфшизофрении (см.). Объясняется характерными для начала заболевания в раннем детстве явлениями недостаточности приспособительных механизмов и повреждением молодых в онтогенетическом отношении физиологических систем головного мозга, обеспечивающих развитие мыслительных процессов и контролирующих правильность, адекватность поведенческих реакций [Сухарева Г.Е., 1974].
Олигофрения дизостотическая. См. Гаргоилизм.
Олигофрения ксеродермическая [Rud Е., 1927]. Сочетание олигофрении (часто степени идиотии) с ихтиозом, эпилептиформными судорожными припадками, пониженной остротой зрения, повышением мышечного тонуса, гиперрефлексией. Обусловлено недостаточным поступлением в организм беременной женщины ретинола и каротина.
Син.: дискератоидиаз, синдром Руда.
Олигофренопедагогика. Раздел дефектологии, разрабатывающий проблемы обучения умственно отсталых детей.
Олигофренопсихопатия. Сочетание у одного больного симптомов олигофрении и психопатии. Термин неправомерен, следует говорить о психопатических чертах или психопатизации у олигофрена. Обычно наблюдается при олигофрении степени дебильности.
Олигофреноциклофрения (олиго + циклофрения). Циклофрения (МДП), «привитая» на олигофреническую почву. Термин неудачен, следует говорить о циклофрении (МДП) на почве или на фоне олигофрении.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Как тренировать мышление
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Пориомания; Дромомания
  • Женский и мужской мозг: различия
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Микаэлян Л.Л. Жить вместе или жениться: мозг замечает разницу
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Как мозг адаптируется ко лжи
  • Как различные профессии влияют на мозг?
  • Рик Хансон. Нейропластичность или Как улучшить свой мозг?
  • Екатерина Сухова. Презентация 'Кинезиологические упражнения'
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Бубнова Е. А., Губина Н. В.. Использование авторских пособий для развития межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР
  • Как человеческий мозг создает ассоциации?
  • Динара Фидратовна Киреева. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
  • Рамиль Гарифуллин. О перспективах клонирования и психического сканирования мозга.
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Притча «Женщина и мозг»
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Оргазм стимулирует работу мозга
  • Наш мозг слышит даже во сне
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Как мозг отличает правду от лжи
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Как мозг распознает объекты и описывает наш мир
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Хелен Фишер. Романтическая любовь: Хелен Фишер изучает мозг влюбленных
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Маниоформный
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Билингвизм и мультиязычность: как знание нескольких языков влияет на мозг
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь