Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 47068

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Но рассмотрение старения только в терминах средней компетентности, средних установок и средних проблем кажется довольно поверхностным. Ни один старый человек, имеющий уникальную личность, развивавшуюся на протяжении жизни, не может рассматриваться просто как воплощение усредненного типа. Уникальность сохраняется до могилы. Самый важный урок, который мы можем извлечь из многих психологических исследований, состоит в том, что старые люди не слишком отличаются после ухода на пенсию от того, какими были до этого. Их жизненный поиск еще не завершен. Трагедия состоит в обрубании их возможностей стремиться к дальнейшему росту. Кто может оценить, сколько мудрости теряет общество, глушащее развитие в последние десятилетия жизни?
Резюме
Психологи не могут сказать нам, что значат нормальность, здоровье или зрелость личности. Но каждый практически мыслящий человек, включая психологов и психотерапевтов, хотел бы это знать. Изучая громадную литературу по теме, мы обнаружили много общего во взглядах исследователей, по крайней мере представляющих ценности западной культуры. В частности, мы нашли шесть критериев, отражающих области согласия. Зрелая личность: (1) обладает сильно расширенным чувством Я; (2) в состоянии тепло относиться к другим в интимных и не интимных контактах; (3) обладает чувством фундаментальной эмоциональной безопасности и принятием себя; (4) воспринимает, думает и действует активно и в согласии с внешней реальностью; (5) способна к самообъективации, пониманию себя и юмору; (6) живет в гармонии с единой философией жизни.
Цели психотерапии и консультирования иногда формулируются без учета всех этих критериев зрелости. Те же самые промахи отмечают нашу политику в отношении старых людей. Более разумно для этики и психологии было бы поощрять развитие человеческого потенциала во всех шести направлениях с детства и до конца жизни.
Глава 13. Поиск элементов
Специфическая проблема психологии — Поиск единиц в прошлом — Единицы стлмула и реакции — Идентлчные элеменпы — Факпорные единицы — Резюме
Человек, как и все в природе, соститиз опноситгльно стгбильных спрукпур Поэтому успех психологической науки, как и успех любой науки, в значительной мере зависитотее способноспи выявипъ сущесгтенные единицы, из котзрых соспоит этзтконкрепный сгуспок космоса Химия не могла бы сущестовапъ без своей пибли-цы элементов Где была бы физика без кванпа или биология без клепки? Все науки чпо-по анализирующ а анализировать означает«распускапь, развязывапъ»
Спеиифическая проблема психологии
Часта говорящ что психология «сильно опстхла» отдругих наук, потому что не можвтобнаружипъ свои фундаменпальные единицы В прошлом веке было предложено много паких единиц (в том числе способности, идеи, инстинкты, рефлекторные дуги, ощущения, образы, чувства, влечения, привычки, факторы, установки, мнения, структуры событий), но общее согласие пик и не было достигнуто
Согласия нещ потому что психологи по-разному видятцели Вундти Типиенер, чьи инпересы лежали только в обласпи сознапельной психической жизни, счипили фундаменгтльными единицами ощущения, образы, чувства Эксперимента с живопиы-ми свидепвльспвовали в пользу единиц стлмула и реакции (влечение, привычка), психофизиологи говорято клеточных комплексах, специалиста в обласпи стгписпики — о кластерах или факторах, клинические психологи склоняются к потребности, другие специалиста по лично спи опдаютпредпочтгние чертам, установкам или мнениям
Единицы различаются по стгпени сложности Это могутбыпъ макроспрукпу-ры, субспрукпуры или микроспрукпуры в зависимости от нашего уровня интереса Самое правдивое утверждение о нервной сиспеме человека заключается в том, что она иерархически организована пакие проспые спрукпуры, как рефлекторный пупъ, или пакие сложные, как руководящая философия жизни, — все они равно реальны
Поиск элементов 355
Рассмоприм пример психофизиолог, интресующийся поочередным сгибанием и разгибанием ноги, мог бы выбрапь в качеств базовой единицы цепной рефлекс, но исследоважли, интресующиеся классификацией мотзрных действий, в качеств более приемлемой единицы выберутходьбу Если мы изучаем межличностное поведение, мы можвм предпочеспъ привычку уходить от людей Если нас интресуютбо-лее обобщенные диспозиции личностл, мы можем фиксировапъся на черте ухода Единицы всех порядков (и микро-, и макро-) имеютсвое места
Но изменчивость единиц смущаетнауку По крайней мере, одна школа (тория поля) осуждает всяческий «атзмизм» в психологии и акцентлруеттзлько конфигурации, паттерны и поля Эпп концепция пыгтетгя уловипъ текучесть всей психической жизни и поведения
Но что-та должно объяснят, повторяемость и постоянство личного поведения Мы признаем, чтз единицы не могутсущестовапъ в «чистом состзянии» (ибо наше повседневное поведение определяется слиянием многих активированных единиц), но мы гткже видим, что личность опиоситлъно стабильна во времени и в разных ситуативных полях Как мы объясним эттфактбез поиска соотеттующе-го рода единиц?
Поиск единии в прошлом1
Для изучения личностл нам совершенно необходимы единицы относительно высокого порядка сложности, ибо наше дело — объяснять более широкие (молярные) виды поведения, а не мышечные подергивания
Теории личностл, когюрые существовали с IV века до н э по XVII век н э , были написаны, главным образом, в понятиях четырех тмпераментзв Интересно, что эти тмпераменты рассматривались как соотеттующие четырем элементам природы (по Эмпедоклу) и четырем параллельным гуморальным элеменпам (черной желчи —меланхолический, желтзй желчи — сангвинический, крови —холерический, слизи — флегматический) Схема стройная, но несостзятльная В конечном счете она гласит, чтз физика, биохимия и психология — все основываются на одних и тех же четырех космических элементах Если «единство наук» когда-либо и будетдостлгнут, по не таким сверхупрощенным способом
Когда гуморальные единицы утратили расположение исследователей, на сцене появилась и заняла доминирующее положение доктрина способностей На прогтжении двух стлетлй (приблизительно с 1650 до 1850 г) природа человека рассматривалась как смесь способности — «сил» памяти, внимания, рассуждения и т д В конце эгюго периода френолог Галь искал способности, более близкие к личностным качестам тщеславие, любовь к потзмстзу, дружелюбие и т п
Под влиянием Дарвина тгоретлки личностл заменили способности на инстинкты Последующая эра, длившаяся приблизитльно шеспъдесятлещ ознаменовалась элегантным отпаиванием Мак-Дугаллом инстинкте и производных отних чувстз Он счигтл, чтз эти единицы могли бы служить спандартиым перечнем мотлвацион-
1 До определенной степени это обсуждение следует за моей главой под названием «Какие единицы нам использовать''» (What units shall we employ'' // Assessment of human motives / Ed by G Lmdzey N Y Holt, Rmehart and Winston, 1958 ) Всеобъемлющая теория «структуры» предложена в книге Ф Г Оппорта (Allport F H The nature of perception and the concept of structure N Y Wiley, 1955) Эта теория помогает объяснить одновременно и стабильность личностных структур, и модифицируемость их в контактах со «внешними» (природными или социальными) структурами
356 Структура и развитие личности
ных элементе, в опиошении котзрых можно было бы сравнивапъ всех людей Фрейд дал новый импульс этзму поиску, хопя, в отичие отМак-Дугалла, он не предложил ясной классификации инспинктзв В 1924 году Бернард писал, что уже предложено свыше 14 000 различных инспинктв, а согласия еще не видно2
Попом докприна инспинктв сменила форму Бихевиориспы поспулировали влечения в качеспве «невыученных» единиц, на которых базируется личноспъ (под влечениями большей часпъю подразумевались проста психологические склонноспи и ан-пипапии) Другие психологи преобразовали инспинкпы в докприну попребноспей В отгичие отинспинктв попребноспи не обязапельно наследуются, эта проста базовые направления мопивов В числе попребноспей — унижение, достижение, агрессия, доминирование, уединение, чувспвипвльноспь, секс Позднее (чтзбы преодолеть абстрактность попребноспей) Мюррей ввел понятие ценностного вектора Типичные ценности здоровье, деньги, идеология, секс Каждая можетбыпь связана с вектором, например приобретать, поддерживать, избегать Мюррей перечисляетчепырнадцапь базовых ценноспей и двенадцать векторов Получающееся количеств мопивационных единиц велико, но не бесконечно Схема строго номотгпична, но имеетто преимущество перед более абстрактными классификациями, что инпегрируетобъектжела-ния с самим желанием3



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Статьи о психологии. Сборник
  • Козлова М.А. Биология. Животные. Учебник для 7-8 классов
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Холодная М. А. Психология интеллекта.
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Куда делась религиозность средневековья?
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Кривова Ольга. Выпуск 3. Мы такие разные...
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Тян Татьяна Леонидовна. Как создать детский коллектив
  • Ивкина Галина. Рекомендации родителям заикающегося ребенка
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Притча «Легенда о счастье»
  • А.П. Юшкевича История математики. ( В 3-х томах ) Под редакцией
  • Анисимов А.П. Концепции современного естествознания. Биология
  • Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Люди игнорируют факты ради чувства причастности
  • Теория шести рукопожатий уточнена
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. и др. Биология. 10-11 классы. (Общие закономерности)
  • Мардалиев Р.Т. Гражданское право
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Успех привлекает друзей
  • Притча «Только три человека в мире»
  • Музыка и пение универсальны для разных культур
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Под ред. Константинова В.М. Общая биология
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Валентин Лохоня. Хлеб с Маслоу
  • Камышанского В.П., Коршунова Н.М., Иванова В.И. Гражданское право. В 2 ч. Под редакцией
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь