Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61451

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ная установка Ёзера не требовала ни подавлять, ни генериро
вать мысли или образы, а просто «пускала на самотек» все, что возникало в голове, не привязываясь ни к чему. Внутренняя установка на открытость, похоже, влияла на уровень активности мозга, что выражалось в сильном понижении нейронной синхронности. С другой стороны, когда Ёзер находился в состоянии сфокусированного внимания, момент узнавания сопровождался вовлечением в синхронные процессы многих других участков мозга.
Интерес науки к исследованиям с участием искусных мастеров медитации, доказывали Варела и Лутц, мотивирован тем, что момент восприятия анализируется в контексте того умственного состояния, в котором человек находился мгновением раньше. Это стало темой диссертационной исследовательской работы Антуана Лутца под руководством Варела*. Обычно у испытуемых моменту узнавания предшествует состояние, представляющее случайное соединение умственных факторов. Но такие люди, как Ёзер, способны совершить нечто удивительное: они могут воспринимать объект, оставаясь в специфическом, стабильном состоянии. В таких условиях, предположил Варела, исследователи смогут контролировать с невиданной до этого времени точностью контекст момента узнавания — умственное состояние за несколько десятых долей секунды до момента восприятия.
Его аргумент помогает разрешить дилемму, которая ставит в тупик любого ученого, изучающего связи между активностью мозга и умственными состояниями. Ней- ронаучные измерительные приборы, такие как функциональный ЯМР-томограф и ЭЭГ, — это наши микроскопы для изучения мозга, позволяющие наблюдать за мозгом в самых разных ментальных состояниях. Но слишком часто эти методы позволяют получить только приблизительные, даже противоречивые данные, поскольку измеряемые с их помощью состояния разума представляют собой довольно пестрые смеси. Несмотря на исключительную точность измерительной аппаратуры, ученым связывает руки то, что их испытуемые (как правило, студенты колледжей, которые соглашаются участвовать в
* Лутц Антуан, Ляшо Ж.П., Мартинери Ж., Варела Ф.Ж. Ключ к изучению динамики мозга с использованием данных от первого лица: в ходе выполнения простых визуальных задач синхронные модели коррелируют с непрерывными сознательными состояниями (Antoine Lutz, J.-P. Lachaux, J. Martinerie, and F. J. Varela, «Guiding the Study of Brain Dynamics by Using First-Person Data: Synchrony Patterns Correlate with Ongoing Conscious States During a Simple Visual Task». Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 99 (2002): 1586-91).
экспериментах, чтобы заработать немного карманных денег) способны в лучшем случае дать общее описание умственных состояний, в которых они находятся.
К тому же многие нейрологи наивно предполагают, что достаточно просто попросить испытуемого вызвать требуемое умственное состояние — например, воспроизвести в уме конкретный зрительный образ или оживить яркое эмоциональное воспоминание, — чтобы изучаемый человек действовал так, как его просят, в течение всего времени изучения активности мозга. Такая скидка на доверие является вынужденной мерой, но получаемые в результате данные обычно заражены вирусом несообразности, вызванным значительными различиями в способности испытуемых выполнять правильно даже такие простые задания. Другими словами, когнитивной нейронауке для повышения точности измерений умственной активности не хватает главного элемента — опытных наблюдателей-испытуемых, способных не только с исключительной точностью описывать свои ментальные состояния, но и обладать умением достоверно генерировать специфические ментальные состояния, чтобы их можно было изучать снова и снова.
Для нейронауки самым ценным результатом ментальной подготовки Ёзера оказалась точность, с какой он воспроизводил каждое состояние. План исследований в Мэдисоне требовал, чтобы Ёзер находился в определенном состоянии в течение примерно одной минуты, затем на такое же время переключался в нормальное состояние, после чего снова, еще на одну минуту, переходил в состояние медитации — и повторял весь цикл пять раз подряд. Для всех состояний, которые Дэвидсон уже успел тщательно изучить, характерна поразительная привязанность к повторяемой многократно модели. Например, для состояния сострадания вероятность того, что та же самая модель активности мозга повторяется чисто случайно, оказалась меньше чем один к десяти миллионам.
ЗЗак. 581
И если менее опытные медитаторы не гарантируют точного повторения специфического способа медитации, то для данных, полученных Дэвидсоном в ходе работы с Ёзе- ром, такой проблемы не существует. Комментируя результаты предварительного анализа медитативных сеансов Ёзера, Дэвидсон тоном знатока, смакующего превосходное блюдо, заявил: «В каждом состоянии общая активность всех участков мозга фокусировалась в определенных местах. Чем не прекрасный пример эффекта латерализации?»
Практическая польза: тренируйте ваш разум
Но какое все это имеет значение с научной точки зрения? Резюмируя полученные результаты, Дэвидсон сослался на книгу «Искусство счастья», которую Далай- Лама написал вместе с психиатром Говардом Катлером. В частности, в ней говорится, что счастье не является постоянной характеристикой, биологической контрольной точкой, которую нам не суждено изменить. Наш мозг пластичен, и нашу квоту счастья можно увеличить с помощью тренировки разума.
«Мозг поддается тренировке, потому что сама его структура поддается изменениям, — сказал Дэвидсон Далай- Ламе. — Успешные результаты современной нейронау- ки вдохновляют нас пойти дальше и поработать с другими подготовленными людьми, чтобы изучить эти изменения еще более тщательно. Теперь у нас есть методики, с помощью которых мы можем показать, как подобные практики изменяют мозг и как вследствие этого можно укрепить наше психическое и физическое здоровье».
Взять хотя бы пользу от самих исследований медитации. Некоторые экспериментаторы, например, использовали новичков (по сравнению с уровнем мастерства Ёзера) и заставляли их медитировать длительное время, в течение которого их мозг, по всей видимости, успевал
побывать во множестве различных состояний*. Такая неопределенность затрудняет правильное истолкование показателей мозговой активности. Более того, некоторые исследователи строили спорные догадки, имеющие мало общего с полученными результатами, — в частности, придумывали метафизические объяснения своих открытий.
Цели Дэвидсона при изучении медитации являются более скромными и не выходят за рамки общепризнанных научных парадигм. Вместо того чтобы пытаться спекулировать возможностями теологического применения своих открытий, он старается задействовать искусных медитаторов, чтобы лучше понять то, что он называет измененными характеристиками сознания — устойчивыми трансформациями мозга и личности, способными благоприятствовать процветанию человечества**.
* Например, в одном нашумевшем исследовании, посвященном медитации, использовался SPECT — метод однофотонной эмиссионной компьютерной томографии, позволяющий получать «изображение скорости», с которой различные участки мозга поглощают молекулы определенного типа, в данном случае молекулы, которые служат маркерами потока крови. Одиночный период медитации сравнивался с периодом отдыха у людей с разной степенью медитативной подготовки. Данные оказались полезными для выявления общих участков мозга, активированных во время медитации, таких как участки предлобной коры. Однако методы анализа полученных данных оказались довольно приближенными, и кроме того, полезность исследования была еще больше ограничена тем, что сравнивался всего один период медитации с одним периодом отдыха, а это не позволило установить, являются ли обнаруженные модели повторяемыми, надежными коррелятами медитации. Помимо названных проблем, исследователи в своих выводах вышли за рамки полученных данных и начали делать сомнительные заявления о роли обнаруженных ими моделей мозговой активности в создании у медитаторов «измененного чувства пространства», которое может вызвать ощущение выхода из естественной телесной оболочки. Ньюберг А. и др. Измерение церебрального кровообращения при выполнении сложных когнитивных задач во время медитации: предварительное исследование с использованием SPECT (A. Newberg et al., «The Measurement of Cerebral Blood Flow During the Complex Cognitive Task of Meditation: A Preliminary SPECT Study». Psychiatry Research, 106, 2 (2001): 113-22).
** Концепция измененных черт сознания была предложена в статье, которую мы с Дэвидсоном написали во время совместной работы в Гарварде в начале 1970-х; он все еще числится там аспирантом, а я в настоящее время являюсь внештатным препод



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь