Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19806

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

— активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти к диалогу;
— дать возможность собеседнику проявить себя, доказать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.
Известно, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе.
Первая из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы вопросов:
А, Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Примеры: «Любите ли Вы бродить осенним вечером под теплым и негромким дождем?»; «Это все, что Вы хотели сказать?*; «Это трудно?»; «Предпочли бы Вы это сделать сами?». Закрытые вопросы ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра* у собеседника, легко
_______________________________________ 57
могут нарушить ход мыслей говорящего. Они переключают фокус общения с говорящего на слушающего, нередко заставляют говорящего занимать защитную позицию* Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью — расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения,
Б. Открытые вопросы — это вопросы» на которые нельзя ответить «да» или «нет*, они требуют какого-то объяснения. Это так называемые вопросы «кто*, «что», «как*, «сколько», «почему». Например: * Каково Ваше мнение по данному вопросу?»; «Почему Вы считаете такой взгляд недостаточным?»; «Что Вы собираетесь делать летом?».
Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с упором на монолог собеседника, т. е- на более высокую ступень беседы, Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянииt он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Открытые вопросы могут быть и переломными по своей функции, т, е, для перехода от одной, уже полностью раскрытой смысловой темы, к другой.
В, Выясняющие вопросы — являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?».
Однако на пути углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным представляется не формулирование вопросов, а прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования — собственная формулировка сообще-ния говорящего для проверки его точности* Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас»,»; «Как я понимаю, Вы говорите—*; «Другими словами, Вы считаете».»; «По Вашему мнению».». При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения, иначе ответ вместо уточнения понимания может стать при-
58____________________________________________________
чиной путаницы. Слушающему важно уметь выразить чужую мысль своими словами.
Существует и другая классификация вопросов в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов:
А- * Да—нет» вопросы, т, е, закрытые.
Б. Альтернативные вопросы. Вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе.
В* Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов*, не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?* — «Гриппом».
Г, Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?*; «Что Вы собираетесь делать летом?»- На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с теми смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе. Координация между вопросом и иксовым ответом подтверждается тем фактом, что вопрос при иксовом ответе не может строиться так же, как строится при «да-нет* ответах, альтернативных и избирательных ответах.
Данная классификация не является абсолютной и жесткой. Предложенные четыре типа вопросов надо рассматривать как основные ориентиры, к которым могут в большей мере тяготеть конкретные ответы.
В основе еще одной классификации вопросов в беседе лежит совершенно иной качественный признак, а именно, функциональная роль данного вопроса в целостной программе беседы1. В ней выделяются следующие типы вопросов:
А. Подспудные вопросы — это те переменные, в которых мы хотим охарактеризовать испытуемого- Это, по сути дела, вопросы, которые задает себе сам проводящий беседу. Содержание «подспудного*, «генерального» вопроса порождает це-
1 См. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред* Г, М, Андреевой, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972,
____________________________________________________59
лый веер конкретных вопросов, ответы на которые позволяют нам проникнуть в те проблемы , которые в ходе беседы явно не формулируются,
В, Прямые вопросы — это средство реализации подспудного вопроса- Прямые вопросы могут быть сформулированы в личной форме: «Знаете ли Вы,.*; «Что Вы думаете о*..?*; «Каково Ваше мнение по поводу.,.?* Они также могут быть сформулированы в безличной или полубезличной форме: «Некоторые люди считают, что»,*; «А как с Вашей точки зрения?*.
В. Фильтрующие вопросы — выполняют функцию контрольных. Положительный или отрицательный ответ, полученный на них, должен быть повторен на связанные с ними по смыслу вопросы. Если у испытуемого нет знания о предмете обсуждения, то не может быть своих мнений и оценок.
Основой еще одной классификации вопросов является характер связи их с исследуемым, обсуждаемым предметом. В этом случае выделяют:
Прямые — непосредственно касаются исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?»;
Косвенные — более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому достаточно широкий выбор ответа, например: «Как Вы поступаете* когда Вам бывает боязно обратиться к незнакомому человеку?*;
Проективные — касаются той области, в которую включен исследуемый предмет: «Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?». К ним можно добавить вспомогательный вопрос: «Ну, а как Вы?*,
Независимо от конкретного вида вопросов и их классификации существует ряд общих правил относительно неприемлемых в беседе типов высказываний.
Следует избегать наводящих вопросов, которые самой своей формулировкой подсказывают ответ: «Вы, конечно, любите читать книги?»; вопросов, первая часть которых содержит любую оценочную позицию или точку зрения экспериментатора: «Я знаю, что такие уверенные в себе люди, как Вы, легко
60 _______________ .._„^_^__
общаются. Не так ли?*; вопросов, носящих произвольный, непроверенный, альтернативный характер: «Вам легко знакомиться с другими людьми или Вам это трудно сделать?» (испытуемый может придерживаться третьей точки зрения, которая вовсе не задана этим вопросом и потому может остаться невысказанной); и, наконец, вопросов, слишком широко сформулированных относительно предмета обсуждения: «Как Вы относитесь к другим людям?»
Если вопросы экспериментатора начинают затрагивать область, к которой испытуемый относится болезненно, то можно смягчить эту субъективную болезненность общими фразами, преуменьшающими неблагоприятное впечатление: «Всем иногда приходится переживать неприятности> разочарования*; «Родители не всегда правильно понимают своих детей* и т. п. Иногда такие фразы облегчают испытуемому сообщение (прямое или косвенное) о важных для него событиях, ситуациях, оценках. Следует, однако, как мы уже говорили, не злоупотреблять комментариями и высказывать их как можно реже, осторожнее и всегда продуманно* Эффективность процесса беседы во многом зависит от умения слушать собеседника* Слушать и воспринимать означает, иными словами, умение не отвлекаться, поддерживать постоянное внимание, устойчивый визуальный контакт. Поскольку скорость мышления примерно в четыре раза больше скорости речи, следует использовать время на анализ и выводы из непосредственно услышанного.
Таким образом, проведение беседы требует успешной реализации психологом профессионального умения слушать, наблюдать, говорить.
Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые
61



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Если царь дает кому-то подарок, пускай даже это безделушка, все равно она очень важна»
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • О чем говорит рукопожатие? Различные виды рукопожатий и их значение
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Притча «Глухой, навестивший больного»
  • Притча «Мухи в животе»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Сергей Неллин. 7 популярных заблуждений о страхе
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Управляющий и управляемый»
  • Когда нужно быть эгоистом. Примеры эгоистичного поведения, за которое вам не должно быть стыдно
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Притча «Другой»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Притча «Будь Мудрей»
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Притча «Три греха»
  • 5 правил настоящего лидера
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Притча «Я бы показал вам»
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Если стопы направлены к предмету или к человеку, или отворачиваются от них
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Главный Редактор. Как быть мамой?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Слова и их магическое воздействие
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Человек есть человек»
  • Валентина Марченко. Кому легко живется или рецепт бедных, как стать богатым
  • Не я виноват, а мои родственники.
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Чугуева Алла. Друг попал в беду
  • Как выстоять в самые тяжелые моменты жизни.
  • Бетти Эриксон, Сергей Ваховски. Универсальная техника для избавления от затруднений в психической сфере
  • Прист С. Теории сознания.
  • Иствуд Атватер. Эффективное общение: умение слушать
  • Притча «Сравнения хромают»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь