|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54529
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Первое занятие (семинарское)
Методология, метод, методика и их соотношение в исследованиях по возрастной и педагогической психологии 1. Методологические основы психологического исследования и их реализация в возрастной и педагогической психологии (прин- цип детерминизма, единства психики и деятельности, объектив- ности развития). 2. Методы организации исследования в возрастной и педагоги- ческой психологии. 3. Методы и методики сбора фактического материала в воз- растной и педагогической психологии. 4. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Ме- тод наблюдения». Задание 1 Наблюдение проводится с целью определения особенностей организованности школьников в учебной деятельности. Выбраны следующие ситуации: а) подготовка учебного места к уроку; б) выполнение одного из классных заданий учителя на уроке ма- тематики или русского языка, физкультуры или труда; в) выпол- нение домашнего задания по любым двум учебным предметам. Схема наблюдения Время Наблюдаемая ситуация включения в деятель- ность в Содержа- ние зада- Время основной деятель- Время отвлече- Содержа- ние от- соответ- ния ности нии влечении ствии с заданием Подготовка рабочего ме- ста к уроку Выполнение одного из заданий учителя на уро- ке математики или рус- ского языка i Выполнение одного из заданий учителя на уро- ке физкультуры или тру- да Выполнение домашнего задания Вопросы 1. Что является предметом наблюдения? 2. Соответствует ли программа цели наблюдения? 42 3. Какой вид наблюдения используется в данном исследова- нии? 4. Наблюдением каких параметров организованности можно дополнить программу наблюдения? 5. Каким должен быть временной график проведения наблю- дения, чтобы получить представление об особенностях организо- ванности как формирующемся свойстве личности школьников? Задание I* Наблюдение проводится с целью выявления познавательных ин- тересов учащихся на уроках математики, географии, русского языка. В схеме указаны те проявления познавательного интереса, которые предполагается зафиксировать в каждой из ситуаций наблюдения. Проявления познавательного интереса Особенности познавательного интереса у наблюдаемых учащихся 1. Эмоциональный отклик (на что?) 2. Сосредоточенность, увлеченность процессом деятельности (отвлечения, когда?) 3. Стремление по собственному желанию принять участие в обсуж- дении проблемных и других вопро- сов 4. Активность в течение всего уро- ка 5. Задавание вопросов учителю, товарищам 6. Выбор свободного задания 7. Адекватность реакций на ус- пех — радость, неудача — огорчение Вопросы 1. Какие стороны познавательного интереса предполагается выявить через данную программу наблюдения? 2. Нужйа ли конкретизация в программе по каждой из наме- ченных линий наблюдения (например, эмоциональный отклик: на мимику, двигательное оживление, речевые реакции и т. п.)? Задание 3** Сравните следующие записи двух параллельных наблюдений за поведением девочки Лены (7 лет). * По материалам статьи Г. И. Щукиной «Методы изучения и формиро- вания познавательных интересов учащихся» (Формирование познавательных интересов школьников/Под ред. Г. И. Щукиной.—Л., 1968). ** Басов М. Я. Избранные психологические произведения.—М„ 1975.— С. 89. 43 Номер акта Наблюдатель I Наблюдатель 11 1 Руководительница позвала детей есть кашу Нина зовет: «Лена, иди на свое место» 15 Лена медленно встала. Молча при- чай Лена идет не сразу. Краткий ный из-за шума. Что-то гово- рит Вите 21 22 Поднялась, посмотрела на детей у стола, подошла к руководительнице: «Хлеба» Еще несколько детских голосов по- просили хлеба, и руководительница бы: «Как надо сказать?» «Дайте, пожалуйста, хлеба»,—сказала Лена ; » . . Встала на месте; оглядывает свой и соседние столы. Подо- шла к воспитательнице, по- просила -хлеба Когда воспитательница подо- шла ближе, Лена обратилась жалуйста, хлеба» 24 Громко произнесла: «Спасибо» Лена, подойдя к воспитатель- нице, вполголоса говорит: «Спасибо» Вопросы 1. Найдите различия и противоречия в записях наблюдателей. 2. Объясните причины различий и противоречий в записи одних и тех же актов поведения разными наблюдателями. 3. Какими способами можно избежать искажения в записях наблюдаемых фактов? Задание 4 Сравните записи двух наблюдателей, сделанные при наблю- дении поведения девочки Тони (1 год 7 мес.). Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выра- жение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки останови- лась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону». Наблюдатель II: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сде- лала вид, что читает». ' Басов М. Я. Избранные психологические произведения.—М., 1975. 44 Вопросы 1. Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали на- блюдатели? 2. При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описываемых явлений? Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического разви- тия//Принцип развития в психологии.—М.: Наука, 1978.— С. 21—38. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петров- ского.—М.: Просвещение, 1979.—С. 5—19. Даниличева Н. А. Методы психологического исследования школьников в практике учителей 20—30-х голову/Вопросы психо- логии. — 1976.—№ 5.—С. 143—147. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии/УМетодологиче- ские и теоретические проблемы психологии/Под ред. Е. В. Шоро- ховой.—М.: Наука, 1969.—С. 118—148. Логвинов И. И. Имитационное моделирование в психолого-пе- дагогическнх исследованиях//Вопросы психологии.—1980.—№ 6.— С. 60—73. Второе занятие (практическое) Метод наблюдения В ходе подготовки к данному занятию следует обратить вни- мание студентов на необходимость самостоятельно изучить лите- ратуру, посвященную общей характеристике метода наблюдения, и требования к нему в возрастной и педагогической психологии; подобрать из психологической литературы примеры использова- ния метода наблюдения для изучения детей; провести в течение 30—45 минут наблюдение за детьми (или сверстниками), органи- зуя его в соответствии с требованиями к методу наблюдения. Обсуждение самостоятельно изученной литературы и выпол- ненных заданий провести во время занятия по следующему плану: 1. Характеристика метода наблюдения и особенности его ис- пользования в возрастной и педагогической психологии. 2. Предмет, цель и схема наблюдения. 3. Приемы регистрации наблюдаемых фактов. 4. Анализ и интерпретация материалов наблюдения. 5. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Ме- тод эксперимента». Басов М. Я. Избранные педагогические произведения.—М.: Пе- дагогика, 1975.—С. 27—183. Возрастные особенности воли школьников/Под ред. В. И. Се- ливанова.—Рязань, 1971.—С. 50—54, 76—85. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.—Челябинск, 1979. 45 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|